Неделя 35-я по Пятидесятнице. Глас 2-й. Прп. Максима Исповедника. Мч. Неофи́та. Прп. Максима Грека.
Мчч. Евге́ния, Канди́да, Валериа́на и Аки́лы. Ватопе́дской иконы Божией Матери, именуемой «Отра́да», или «Утеше́ние».
Служба прп. Максима Исповедника и мч. Неофи́та не имеет праздничного знака, совершается вместе с воскресной службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении с полиелейной службой прп. Максима Грека (Б).
А. На великой вечерне «Блажен муж» — кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 2-й — 4, преподобного, глас 4-й — 3, и мученика, глас 8-й — 3. «Слава» — преподобного, глас 6-й: «Преподо́бне о́тче…», «И ныне» — догматик, глас 2-й: «Пре́йде сень зако́нная…».
Вход. Прокимен дня.
На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 6-й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 2-го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» — его же стихира, глас тот же: «Ра́дуйся, Непосты́дная Предста́тельнице…».
На стиховне стихиры воскресные, глас 2-й. «Слава» — преподобного, глас 8-й: «Мона́хов мно́жества…», «И ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневе́стная Де́во…».
По Трисвятом — «Богородице Дево…» (трижды).
На утрене на «Бог Господь» — тропарь воскресный, глас 2-й (единожды), тропарь преподобного, глас 8-й (единожды). «Слава» — тропарь мученика, глас 4-й, «И ныне» — Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от ве́ка…».
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные1.
Полиелей. «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен — гласа. Евангелие воскресное 2-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» — «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы на 2, преподобного на 4 и мученика на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Су́шу глубороди́тельную…».
По 3-й песни — кондак и икос преподобного, глас 6-й, ин кондак преподобного, глас 8-й; седален преподобного, глас 5-й. «Слава» — седален мученика, глас 4-й, «И ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни — кондак и икос воскресные, глас 2-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни — «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 2-й. «Слава» — светилен преподобного, «И ныне» — Богородичен воскресного ексапостилария.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры воскресные, глас 2-й — 8. «Слава» — стихира евангельская 2-я, «И ныне» — «Преблагословенна еси…».
Великое славословие. По Трисвятом — тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».
На 1-м и 6-м часах — тропарь воскресный. «Слава» — тропарь преподобного. На 3-м и 9-м часах — тропарь воскресный. «Слава» — тропарь мученика. Кондак только воскресный.
На Литургии блаженны гласа — 8.
По входе — тропари и кондаки:
В храме Господском — тропарь воскресный, тропарь преподобного, тропарь мученика; кондак преподобного. «Слава» — ин кондак преподобного, «И ныне» — кондак воскресный.
В храме Богородицы — тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь преподобного, тропарь мученика; кондак воскресный, кондак преподобного. «Слава» — ин кондак преподобного, «И ныне» — кондак храма.
В храме святого — тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь преподобного, тропарь мученика; кондак воскресный, кондак храма, кондак преподобного. «Слава» — ин кондак преподобного, «И ныне» — «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен — воскресные и святых.
Апостол и Евангелие — дня и святых.
Б. На великой вечерне «Блажен муж» — кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 2-й — 4, и преподобного, глас тот же — 6 (первые две стихиры — дважды). «Слава» — преподобного, глас 1-й: «В преставле́нии твое́м…», «И ныне» — догматик, глас 2-й: «Пре́йде сень зако́нная…».
Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного — 3.
На литии стихира храма и стихиры преподобного, глас 2-й (см. на стиховне вечера, без припевов). «Слава» — Минеи, глас 3-й: «Спаси́ нас…» (см. славник на хвалитех), «И ныне» — Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Без се́мене…»2.
На стиховне стихиры воскресные, глас 2-й. «Слава» — преподобного, глас тот же: «До́ме Святы́я Тро́ицы…», «И ныне» — Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «О, чудесе́ новаго…», или Богородичен Минеи, глас тот же: «Дом Бо́жий…»3.
По Трисвятом — «Богородице Дево…» (трижды).
На утрене на «Бог Господь» — тропарь воскресный, глас 2-й (дважды). «Слава» — тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» — Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Иже нас ра́ди…».
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные4.
Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом5. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален преподобного по 1-м стихословии, глас 8-й: «Тве́рдыя и Боговеща́нныя глаго́лы…»; седален преподобного по 2-м стихословии, глас тот же: «Все свое́ у́мное жела́ние…». «Слава» — седален преподобного по полиелее, глас 4-й: «Яко звезда́ пресве́тлая…», «И ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же: «Уще́дри мене́, Влады́чице…». Степенны и прокимен — гласа. Евангелие воскресное 2-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» — «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 2, Богородицы (Октоиха) на 2 и преподобного на 6.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Су́шу глубороди́тельную…».
По 3-й песни — кондак и икос преподобного, глас 8-й; седален преподобного, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни — кондак и икос воскресные, глас 2-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни — «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 2-й. «Слава» — светилен преподобного, «И ныне» — Богородичен воскресного ексапостилария.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 2-й — 4, и преподобного, глас 8-й и глас 3-й — 4 (со славником и припевами своими; припевы см. на стиховне вечера). «Слава» — стихира евангельская 2-я, «И ныне» — «Преблагословенна еси…».
Великое славословие. По Трисвятом — тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».
На часах — тропарь воскресный. «Слава» — тропарь преподобного. Кондаки преподобного и воскресный читаются попеременно.
На Литургии блаженны гласа — 6 и преподобного, песнь 3-я — 4.
По входе — тропари и кондаки:
В храме Господском — тропарь воскресный, тропарь преподобного. «Слава» — кондак преподобного, «И ныне» — кондак воскресный.
В храме Богородицы — тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак воскресный. «Слава» — кондак преподобного, «И ныне» — кондак храма.
В храме святого — тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» — кондак преподобного, «И ныне» — «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен — воскресные и преподобного.
Апостол и Евангелие — дня и преподобного.
Сноски:
1 Если у святого, память которого пришлась на воскресный день, есть свой тропарь — на утрене на «Бог Господь» тропари поются обычным порядком, и на «И ныне» поется Богородичен воскресный по гласу «Славы»; при этом Богородичен текущего гласа не поется на «Бог Господь» на «И ныне», а переносится на «Слава, и ныне» по 1-м стихословии, рядовой же Богородичен по 1-м стихословии в этом случае опускается. Однако если глас тропаря, поемого на «Славу», совпадет с гласом Недели, то Богородичен текущего гласа и Богородичен рядовой по 1-м стихословии остаются на своих местах (см. Типикон, гл. 52, «В Неделю на утрени, на «Бог Господь»»). В данном случае по первом стихословии на «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный 2-го гласа: «Вся па́че смы́сла…».
2 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 61–65, 782.
3 Там же. С. 65–67.
4 Если у святого, память которого пришлась на воскресный день, есть свой тропарь — на утрене на «Бог Господь» тропари поются обычным порядком, и на «И ныне» поется Богородичен воскресный по гласу «Славы»; при этом Богородичен текущего гласа не поется на «Бог Господь» на «И ныне», а переносится на «Слава, и ныне» по 1-м стихословии, рядовой же Богородичен по 1-м стихословии в этом случае опускается. Однако если глас тропаря, поемого на «Славу», совпадет с гласом Недели, то Богородичен текущего гласа и Богородичен рядовой по 1-м стихословии остаются на своих местах (см. Типикон, гл. 52, «В Неделю на утрени, на «Бог Господь»»). В данном случае по первом стихословии на «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный 2-го гласа: «Вся па́че смы́сла…».
5 При пении избра́нного псалма в воскресные дни заключительное: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды) не поется. Сразу после последнего стиха избранного псалма — величание и тропари воскресные: «Ангельский собор…».