Среда. Свв. бессребреников и чудотворцев мчч. Ки́ра и Иоанна. Свт. Ники́ты, еп. Новгородского.
Служба свв. бессребреников Кира и Иоанна шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения славословной службы свт. Никиты Новгородского в соединении со службой Октоиха (Б) и порядок совершения славословной службы свт. Никиты Новгородского в соединении с шестеричной службой свв. бессребреников Кира и Иоанна и службой Октоиха (В).
А. На вечерне кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры бессребреников, глас 1-й — 6 (первая стихира — дважды). «Слава» — бессребреников, глас 8-й: «Дво́ица му́чеников…», «И ныне» — Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Не терплю́, Ча́до…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 3-й. «Слава» — бессребреников, глас 2-й: «Прииди́те, ве́рных сосло́вие…», «И ныне» — Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Грозд всезре́лый…».
По Трисвятом — тропарь бессребреников, глас 5-й1. «Слава, и ныне» — Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Кресто́м Сы́на Твоего́…».
На утрене на «Бог Господь» — тропарь бессребреников, глас 5-й (дважды). «Слава, и ныне» — Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Кресто́м Сы́на Твоего́…».
Кафизмы 10-я, 11-я и 12-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.
Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и бессребреников на 6.
Примечание. В седмичные дни (кроме четверга), при совершении службы Октоиха в соединении со службой шестеричного или славословного святого, мученичны из 1-го канона Октоиха опускаются. В четверг 1-й канон Октоиха не содержит мученичнов.
Библейские песни «Господеви поем…».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях — ирмосы канона Минеи.
По 3-й песни — седален бессребреников, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» — Крестобогородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни — кондак и икос бессребреников, глас 3-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» — светилен бессребреников, «И ныне» — Крестобогородичен Октоиха.
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 3-й. «Слава» — бессребреников, глас 4-й: «Достохва́льными пе́сньми…», «И ныне» — Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Не рыда́й Мене́, Ма́ти…».
По Трисвятом — тропарь бессребреников, глас 5-й. «Слава, и ныне» — Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «От Де́вы возсия́вый…».
На часах — тропарь и кондак бессребреников.
На Литургии блаженны Октоиха — 4 и бессребреников, песнь 3-я — 4.
По входе — тропари и кондаки:
В храме Господском — тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь бессребреников; кондак бессребреников. «Слава» — «Со святыми упокой…», «И ныне» — кондак дня: «Вознесыйся на Крест…».
В храме Богородицы — тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь храма, тропарь бессребреников; кондак дня: «Вознесыйся на Крест…», кондак бессребреников. «Слава» — «Со святыми упокой…», «И ныне» — кондак храма.
В храме святого — тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь храма, тропарь бессребреников; кондак дня: «Вознесыйся на Крест…», кондак храма, кондак бессребреников. «Слава» — «Со святыми упокой…», «И ныне» — «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен — дня и бессребреников.
Апостол и Евангелие — дня и бессребреников.
Б. На вечерне кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 6-й — 6 (каждая стихира — дважды). «Слава» — святителя, глас тот же: «Свяще́нная и сла́вная Це́рковь…», «И ныне» — догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажи́т…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры святителя, глас 5-й (со своими припевами). «Слава» — святителя, глас 6-й: «Челове́че Небе́сный…», «И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших (по выбору), или, по традиции: «Богородице, Ты еси лоза́…» (см. Часослов, Богородичен 3-го часа).
По Трисвятом — тропарь святителя, глас 4-й. «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Еже от ве́ка…».
На утрене на «Бог Господь» — тропарь святителя, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Еже от ве́ка…».
Кафизмы 10-я, 11-я и 12-я.
Примечание. При славословной службе (с пением Октоиха) стихословие третьей рядовой кафизмы на утрене не отменяется2. По 1-м и 2-м стихословии — малые ектении и седальны святителя (по дважды); по 3-м стихословии — малой ектении нет3, седальны Октоиха. Существует также мнение, что на утрене при славословной службе, по аналогии с полиелейным богослужением, должны стихословиться только две рядовые кафизмы, а третья должна переноситься на вечерню следующего богослужебного дня и читаться вместо 18-й кафизмы.
Псалом 50-й.
Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и святителя на 6.
Примечание. В седмичные дни (кроме четверга), при совершении службы Октоиха в соединении со службой шестеричного или славословного святого, мученичны из 1-го канона Октоиха опускаются. В четверг 1-й канон Октоиха не содержит мученичнов.
Библейские песни «Господеви поем…» (см. Типикон, 23 сентября, 1-е «зри»).
Катавасия «Су́шу глубороди́тельную…».
По 3-й песни — седален святителя, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни — кондак и икос святителя, глас 6-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры святителя, глас 4-й — 4 (первая стихира — дважды). «Слава» — святителя, глас 8-й: «Блага́го Бо́га…», «И ныне» — Богородичен, глас тот же: «Влады́чице, приими́ моли́твы раб Твоих…» (см. прил. 2-е, «В субботу утра»).
Великое славословие. По Трисвятом — тропарь святителя, глас 4-й. «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Еже от ве́ка…».
На часах — тропарь и кондак святителя.
На Литургии блаженны святителя, песнь 3-я — 4 (со ирмосом) и песнь 6-я — 4.
По входе — тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы — тропарь храма, тропарь святителя. «Слава» — кондак святителя, «И ныне» — кондак храма.
В храме святого — тропарь храма, тропарь святителя; кондак храма. «Слава» — кондак святителя, «И ныне» — «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен — дня и святителя.
Апостол и Евангелие — дня и святителя.
В. На вечерне кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: святителя, глас 6-й — 3, и бессребреников, глас 1-й — 3. «Слава» — святителя, глас 6-й: «Свяще́нная и сла́вная Це́рковь…», «И ныне» — догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажи́т…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры святителя, глас 5-й (со своими припевами). «Слава» — бессребреников, глас 2-й: «Прииди́те, ве́рных сосло́вие…», «И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших (по выбору), или, по традиции: «Все упова́ние мое́…» (см. прил. 2-е, «В четверто́к у́тра»).
По Трисвятом — тропарь святителя, глас 4-й. «Слава» — тропарь бессребреников, глас 5-й4, «И ныне» — Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня…».
На утрене на «Бог Господь» — тропарь святителя, глас 4-й (дважды). «Слава» — тропарь бессребреников, глас 5-й, «И ныне» — Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня…».
Кафизмы 10-я, 11-я и 12-я.
Примечание. При славословной службе (с пением Октоиха) стихословие третьей рядовой кафизмы на утрене не отменяется5. По 1-м и 2-м стихословии — малые ектении и седальны святителя (по дважды); по 3-м стихословии — малой ектении нет6, седальны Октоиха. Существует также мнение, что на утрене при славословной службе, по аналогии с полиелейным богослужением, должны стихословиться только две рядовые кафизмы, а третья должна переноситься на вечерню следующего богослужебного дня и читаться вместо 18-й кафизмы.
Псалом 50-й.
Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), святителя на 6 и бессребреников на 4.
Библейские песни «Господеви поем…» (см. Типикон, 23 сентября, 1-е «зри»).
Катавасия «Су́шу глубороди́тельную…».
По 3-й песни — кондак и икос бессребреников, глас 3-й; седален бессребреников, глас 4-й. «Слава» — седален святителя, глас 1-й, «И ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же: «Всех Творца́…».
По 6-й песни — кондак и икос святителя, глас 6-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя. «Слава» — светилен бессребреников, «И ныне» — Богородичен Минеи: «От Бо́га ми́рови…».
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры святителя, глас 4-й и глас 8-й — 4 (со славником). «Слава» — бессребреников, глас 4-й: «Достохва́льными пе́сньми…» (см. на стиховне утрени), «И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших (по выбору).
Великое славословие. По Трисвятом — тропарь святителя, глас 4-й. «Слава» — тропарь бессребреников, глас 5-й, «И ныне» — Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня…».
На часах — тропарь святителя. «Слава» — тропарь бессребреников. Кондаки бессребреников и святителя читаются попеременно.
На Литургии блаженны святителя, песнь 3-я — 4 (со ирмосом), и бессребреников, песнь 6-я — 4.
По входе — тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы — тропарь храма, тропарь святителя, тропарь бессребреников; кондак святителя. «Слава» — кондак бессребреников, «И ныне» — кондак храма.
В храме святого — тропарь храма, тропарь святителя, тропарь бессребреников; кондак храма, кондак святителя. «Слава» — кондак бессребреников, «И ныне» — «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен — святителя и бессребреников.
Апостол и Евангелие — дня, святителя (под зачало) и бессребреников.
Сноски:
1 Типикон и Минея синодального периода (см.: Минея-Январь. Киев, 1893. Л. 327 об.) указывают тропарь бессребреников, глас 5-й: «Чудеса́ святы́х Твои́х му́ченик…».
2 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 138.
3 «По конце кафизмы, Аллилуиа, яко обычай. Господи, помилуй, трижды, и Слава, и ныне, [вместо малой ектении. — Сост.] глаголет сам стихословля́яй» (Типикон, гл. 9-я).
4 Типикон и Минея синодального периода (см.: Минея-Январь. Киев, 1893. Л. 327 об.) указывают тропарь бессребреников, глас 5-й: «Чудеса́ святы́х Твои́х му́ченик…».
5 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 138.
6 «По конце кафизмы, Аллилуиа, яко обычай. Господи, помилуй, трижды, и Слава, и ныне, [вместо малой ектении. — Сост.] глаголет сам стихословля́яй» (Типикон, гл. 9-я).