Неделя 31-я по Пятидесятнице, по Богоявлении. Глас 6-й. Попразднство Богоявления. Мчч. Ерми́ла и Стратони́ка. Прп. Ирина́рха, затворника Ростовского.

Преподобных отец, в Сина́е и Раи́фе избиенных (с 14 января). Прп. Елеаза́ра А́нзерского.

Служба мчч. Ерми́ла и Стратони́ка не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Богоявления и воскресной службой Октоиха (см.: Типикон, 7 января, 2-е «зри»; ср.: Типикон, 15 сентября, Маркова глава)1 (А).

Примечание. Служба преподобных отец, в Сина́е и Раи́фе избиенных (с 14 января), может быть перенесена на одно из ближайших повечерий2.

Приводим также порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении с полиелейной службой прп. Ирина́рха Ростовского и службой попразднства Богоявления (см.: Типикон, 7 января, 2-е «зри»; ср.: Типикон, 15 сентября, Маркова глава) (Б)3.

А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 6-й – 4, праздника, глас 2-й – 3 (см. в службе мчч. Ерми́ла и Стратони́ка, на стиховне вечерни), и мучеников, глас 4-й – 3. «Слава» – праздника, глас 8-й: «Го́споди, испо́лнити хотя́…» (см. в службе мчч. Ерми́ла и Стратони́ка, на «Господи, воззвах»), «И ныне» – догматик, глас 6-й: «Кто Тебе не ублажи́т…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихиры праздника, глас 6-й (см. в службе мчч. Ерми́ла и Стратони́ка, на стиховне утрени, без припевов). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «Днесь тварь просвеща́ется…» (см. в службе мчч. Ерми́ла и Стратони́ка, на стиховне утрени).

На стиховне стихиры воскресные, глас 6-й. «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «А́нгельская во́инства…» (см. в службе мчч. Ерми́ла и Стратони́ка).

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праздника, глас 1-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 6-й (дважды). «Слава» – тропарь мучеников, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные4.

Непорочны5 (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 9-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, праздника 2-й на 4 и мучеников на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия праздника: «Глубины́ открыл есть дно…».

По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й; седален мучеников, глас 1-й. «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 4-й: «Струи́ освяти́л еси…» (см. в службе мчч. Ерми́ла и Стратони́ка).

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 6-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 9-й. «Слава, и ныне» – светилен праздника: «Све́та незаходи́маго…» (см. в службе мчч. Ерми́ла и Стратони́ка).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 6-й – 4, и праздника (см. в службе мчч. Ерми́ла и Стратони́ка, на стиховне утрени), глас 6-й и глас 8-й – 4 (со славником: «Днесь тварь просвеща́ется…», и припевами своими; припевы см. в стихирах на стиховне утрени). «Слава» – стихира евангельская 9-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».

Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых…».

На 1-м и 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондак праздника.

На 3-м и 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь мучеников6. Кондак воскресный.

На Литургии блаженны гласа – 6, и праздника, песнь 8-я – 4.

На входе – «…Воскресы́й из мертвых…».

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь мучеников. «Слава» – кондак воскресный, «И ныне» – кондак праздника.

В храме Богородицы и святого – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь храма, тропарь мучеников; кондак воскресный. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен и аллилуиарий – Недели по Богоявлении7 и праздника8.

Апостол и Евангелие – Недели по Богоявлении и дня.

Задостойник праздника.

Причастен – Недели по Богоявлении (праздника): «Яви́ся благода́ть Бо́жия…», и воскресный: «Хвали́те Го́спода с Небе́с…».

Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых…».

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 6-й – 3, праздника, глас 2-й – 3 (см. в службе мчч. Ерми́ла и Стратони́ка, на стиховне вечерни), и преподобного, глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Егда́ услы́шал еси…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажи́т…».

Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3.

На литии стихиры праздника, глас 6-й (см. в службе мчч. Ерми́ла и Стратони́ка, на стиховне утрени, без припевов), и литийные стихиры преподобного, глас 2-й9. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Прииди́те, и́ноков ли́цы…», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Днесь тварь просвеща́ется…» (см. в службе мчч. Ерми́ла и Стратони́ка, на стиховне утрени).

На стиховне стихиры воскресные, глас 6-й. «Слава» – преподобного, глас 8-й: «По́стника Госпо́дня…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «А́нгельская во́инства…» (см. в службе мчч. Ерми́ла и Стратони́ка).

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праздника, глас 1-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 6-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные10.

Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом11. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален преподобного по 1-м стихословии, глас 4-й: «Зва́нию Госпо́дню…»; седален преподобного по 2-м стихословии, глас 7-й: «Крест Христо́в…». «Слава» – седален преподобного по полиелее, глас 4-й: «Егда́ узре́ тя…», «И ныне» – седален праздника (по выбору, см. по 1-м или по 2-м стихословии в службе мчч. Ерми́ла и Стратони́ка). Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 9-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), праздника 2-й на 4 и преподобного на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия праздника: «Глубины́ открыл есть дно…».

По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й, кондак и икос преподобного, глас 2-й; седален преподобного, глас 4-й (дважды)12. «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же: «Струи́ освяти́л еси…» (см. в службе мчч. Ерми́ла и Стратони́ка).

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 6-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 9-й. «Слава» – светилен преподобного, «И ныне» – светилен праздника: «Све́та незаходи́маго…» (см. в службе мчч. Ерми́ла и Стратони́ка).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 6-й – 4, и преподобного, глас 5-й и глас 6-й – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. на стиховне вечера в службе преподобного). «Слава» – стихира евангельская 9-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».

Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых…».

На 1-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондак праздника.

На 3-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобного13. Кондак воскресный.

На 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондак преподобного.

На 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобного. Кондак праздника.

На Литургии блаженны гласа – 4, праздника, песнь 8-я – 4, и преподобного, песнь 6-я – 4.

На входе – «…Воскресы́й из мертвых…».

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь преподобного; кондак воскресный. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак праздника.

В храме Богородицы и святого – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен и аллилуиарий – Недели по Богоявлении14 и преподобного15.

Апостол и Евангелие – Недели по Богоявлении, дня (под зачало) и преподобного.

Задостойник праздника.

Причастен – воскресный: «Хвали́те Го́спода с Небе́с…», и преподобного: «В па́мять ве́чную…».

Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых…».

Сноски:

1 Ср.: Типикон, 20 ноября, Маркова глава; 25 ноября, Маркова глава.

2 Ср.: Там же. О порядке пения служб на повечерии см. 26 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста.

3 По этому же образцу может совершаться полиелейная служба прп. Елеазара Анзерского.

4 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 6-го гласа: «Благослове́нную нареки́й…».

5 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

6 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 275–277; Минея общая, «Изъявление вкратце».

7 Прокимен Недели по Богоявлении совпадает с воскресным прокимном 1-го гласа, а аллилуиарий Недели по Богоявлении соответствует воскресному аллилуиарию 5-го гласа.

8 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 367–368.

9 Там же. С. 86.

10 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 6-го гласа: «Благослове́нную нареки́й…».

11 При пении избра́нного псалма в воскресные дни заключительное: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды) не поется. Сразу после последнего стиха избранного псалма – величание и тропари воскресные: «Ангельский собор…».

12 Ср.: Минея, 7 января, 1-я Маркова глава.

13 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 275–277; Минея общая, «Изъявление вкратце».

14 Прокимен Недели по Богоявлении совпадает с воскресным прокимном 1-го гласа, а аллилуиарий Недели по Богоявлении соответствует воскресному аллилуиарию 5-го гласа.

15 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 367–368.