Пятница. Предпразднство Богоявления. Прор. Малахи́и. Мч. Горди́я.

Служба прор. Малахии и мч. Гордия не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой предпразднства Богоявления.

На вечерне кафизма 15-я (если накануне совершалось всенощное бдение – кафизмы нет).

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: пророка, глас 8-й – 3, и мученика, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 4-й: «О, пресла́внаго чудесе́!..».

Входа нет. «Свете Тихий» (по Уставу, читается, а не поется)1. Прокимен дня.

На стиховне стихиры предпразднства, глас 6-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 5-й: «На Иорда́нскую реку́…».

По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же: «Гото́вися, Завуло́не…».

На малом повечерии поем трипеснцы предпразднства (этого дня), глас 2-й и глас 6-й.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Гото́вися, Завуло́не…» (дважды). «Слава» – тропарь мученика, глас тот же, «И ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же: «Гото́вися, Завуло́не…».

Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны предпразднства. Псалом 50-й.

Каноны: предпразднства со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), пророка на 4 и мученика на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (мученика).

По 3-й песни – кондак пророка, глас 4-й, кондак мученика, глас 8-й; седален пророка, глас тот же. «Слава» – седален мученика, глас тот же, «И ныне» – седален предпразднства, глас тот же.

Примечание. Типикон умалчивает о кондаке пророка, глас 8-й: «Яко А́нгел…», и о кондаке мученика, глас 4-й: «Все́ю любо́вию…». В Минее синодального периода (см.: Минея-Январь. Киев, 1893. Л. 28) эти тексты также отсутствуют.

По 6-й песни – кондак («Во струя́х днесь Иорда́нских…») и икос предпразднства, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен предпразднства. «Слава, и ныне» – тот же светилен.

«Хвали́те Го́спода с Небес…» и хвалитные псалмы.

Примечание. Если на службе не положено пение великого славословия, первые два стиха в хвалитных псалмах – «Всякое дыхание…» не поются2. Псалмы читаются или поются (в случае наличия хвалитных стихир) от слов «Хвали́те Го́спода с Небес…» до начала пения стихир; если стихир на хвалитех нет, то после окончания чтения хвалитных псалмов произносится: «Слава, и ныне», «Тебе слава подобает…» и далее – вседневное славословие. После стихир на хвалитех не следует читать: «Слава, и ныне. Тебе слава подобает…» (так как этот стих заменяется последней стихирой), но сразу: «Слава Тебе, показавшему нам свет. Слава в вышних Богу…».

На хвалитех стихиры предпразднства, глас 6-й – 4. «Слава» – предпразднства, глас тот же: «Звезда́ из Иа́кова…», «И ныне» – предпразднства, глас тот же: «Зако́на Испо́лнитель…».

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец3: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры предпразднства, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас тот же: «Яви́ся сла́вы О́тчее Сия́ние…».

По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же: «Гото́вися, Завуло́не…». Сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже…», и отпуст4 (произносится на амвоне при затворенных царских вратах). 1-й час к утрене не присоединяется.

Примечание. Поскольку на́вечерие Богоявления в текущем году приходится на воскресенье, совершение царских часов переносится на пятницу (см. Типикон, 5 января, «зри»).

Отдельно от утрени (по Уставу, «в нача́ле 2-го часа́», т. е., по нашему счету времени, около 8 часов утра) совершается последование часов на́вечерия (1-го, 3-го, 6-го и 9-го) с присоединением к ним чина изобразительных.

Царские часы5 совершаются при открытых царских вратах. Священник в епитрахили, фелони и, по традиции, в поручах, с Евангелием в руках (в предшествии свещеносца и диакона в облачении, с кадилом и свечой) выходит из алтаря через царские врата к поставленному посреди церкви прямо против царских врат аналою. Обойдя вокруг аналоя, свещеносец ставит свечу с его восточной стороны. Иерей, положив Евангелие на аналой, произносит начальный возглас 1-го часа: «Благословен Бог наш…». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный…», Трисвятое. По «Отче наш…» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды) и псалмы 1-го часа (5-й, 22-й и 26-й). С началом чтения псалмов иерей, в предшествии диакона со свечой, совершает каждение окрест Евангелия, затем кадит алтарь, иконостас, народ и весь храм. По окончании 26-го псалма чтец произносит: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава» – хор или чтец: тропарь предпразднства, глас 4-й: «Возвраща́шеся иногда́ Иордан…», чтец: «И ныне» – Богородичен: «Что Тя наречем, о Благодатная?..».

После Богородична часа певцы поют (обычно стихирным напевом) особые тропари праздника со стихами: 1-й лик – тропарь, глас 8-й: «Днесь вод освящается естество́…», 2-й лик – тот же тропарь. Чтец – стих, глас тот же: «Сего́ ра́ди помяну́х Тя…», 1-й лик – тропарь, глас тот же: «Яко Человек на реку́ пришел еси…». Чтец – стих: «Ви́деша Тя во́ды, Боже…», 2-й лик – тот же тропарь. 1-й лик – «Слава» – тропарь, глас тот же: «Ко гла́су вопию́щаго…», 2-й лик – «И ныне» – тот же тропарь.

По исполнении тропарей диакон произносит: «Вонмем». Чтец – прокимен, глас 4-й: «И возгреме́ с Небесе́ Господь…»; стих: «Возлюблю́ Тя, Господи…». По исполнении хором прокимна читаются паримия и Апостол. Диакон: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Иса́иина чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает паримию (гл. 35). Диакон: «Премудрость». Чтец: «Деяний святых апостол чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает Апостол (Деян., зач. 33). Обычно после чтения Апостола иерей вполголоса произносит: «Мир ти», на что чтец также вполголоса отвечает: «И духови твоему». «Аллилуия» после Апостола не положено, но сразу диакон возглашает: «Премудрость, про́сти, услышим святаго Евангелия». Иерей: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Иерей: «От Матфея святаго Евангелия чтение». Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Иерей читает Евангелие (Мф., зач. 5). По окончании Евангелия хор поет: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Чтец – тропари: «Стопы́ моя напра́ви…» и «Да испо́лнятся уста́ моя…», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец или хор: «Аминь», и кондак предпразднства, глас 4-й: «Во струя́х днесь Иорданских…». Чтец: «Господи, помилуй» (40 раз), молитва: «Иже на всякое время…», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Боже, уще́дри ны и благослови́ ны…». Чтец: «Аминь». Иерей: «Христе́, Све́те И́стинный…»6.

Чтец: «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды), и начинает 3-й час. Во время чтения псалмов 3-го часа (28-го, 41-го и 50-го) иерей с диаконом (по Типикону – диакон) совершают малое каждение храма: кадят окрест Евангелие, иконостас, предстоятеля и молящихся. По окончании 50-го псалма чтец: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава» – хор или чтец: тропарь предпразднства, глас 4-й: «Возвраща́шеся иногда́ Иордан…», чтец: «И ныне» – Богородичен: «Богородице, Ты еси лоза́ истинная…».

Певцы поют тропари праздника со стихами: 1-й лик – тропарь, глас 8-й: «Предте́чи, и Крести́теля, и проро́ка…», 2-й лик – тот же тропарь. Чтец – стих, глас 4-й: «Сего́ ра́ди помяну́х Тя…», 1-й лик – тропарь, глас тот же: «Тро́ица, Бог наш…». Чтец – стих: «Ви́деша Тя во́ды, Бо́же…», 2-й лик – тот же тропарь. 1-й лик – «Слава» – тропарь, глас 5-й: «Гряды́й с плотию…», 2-й лик – «И ныне» – тот же тропарь.

По исполнении тропарей диакон: «Вонмем». Чтец – прокимен, глас 6-й: «Ви́деша Тя во́ды, Боже…»; стих: «Гла́сом мои́м ко Го́споду воззва́х…». По исполнении хором прокимна читаются паримия и Апостол. Диакон: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Иса́иина чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает паримию (гл. 1). Диакон: «Премудрость». Чтец: «Деяний святых апостол чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает Апостол (Деян., зач. 42). Иерей: «Мир ти». Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость, про́сти, услышим святаго Евангелия». Иерей: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Иерей: «От Марка святаго Евангелия чтение». Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Иерей читает Евангелие (Мк., зач. 1). По окончании Евангелия хор поет: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Чтец – тропарь: «Господь Бог благослове́н…», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец или хор: «Аминь», и кондак предпразднства, глас 4-й: «Во струя́х днесь Иорданских…». Чтец: «Господи, помилуй» (40 раз), молитва: «Иже на всякое время…», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Молитвами святых отец наших…». Чтец – «Аминь» и молитву: «Владыко Боже, Отче Вседержителю…».

Чтец: «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды), и начинает 6-й час. Во время чтения псалмов 6-го часа (73-го, 76-го и 90-го) иерей с диаконом (по Типикону – диакон) совершают малое каждение храма, как на 3-м часе. По окончании 90-го псалма чтец: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава» – хор или чтец: тропарь предпразднства, глас 4-й: «Возвраща́шеся иногда Иордан…», чтец: «И ныне» – Богородичен: «Яко не и́мамы дерзновения…».

Певцы поют тропари праздника со стихами: 1-й лик – тропарь, глас 8-й: «Та́ко глаголет Господь…», 2-й лик – тот же тропарь. Чтец – стих, глас 6-й: «Сего́ ра́ди помяну́х Тя…», 1-й лик – тропарь, глас тот же: «Днесь псало́мское проро́чество…». Чтец – стих: «Ви́деша Тя во́ды, Боже…», 2-й лик – тот же тропарь. 1-й лик – «Слава» – тропарь, глас 5-й: «Что возвраща́еши…», 2-й лик – «И ныне» – тот же тропарь.

По исполнении тропарей диакон: «Вонмем». Чтец – прокимен, глас 4-й: «В мо́ри путие́ Твои…»; стих: «Глас грома Твоего…». По исполнении хором прокимна читаются паримия и Апостол. Диакон: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Иса́иина чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает паримию (гл. 12). Диакон: «Премудрость». Чтец: «К Ри́мляном послания святаго апостола Павла чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает Апостол (Рим., зач. 91). Иерей: «Мир ти». Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость, про́сти, услышим святаго Евангелия». Иерей: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Иерей: «От Марка святаго Евангелия чтение». Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Иерей читает Евангелие (Мк., зач. 2). По окончании Евангелия хор поет: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Чтец – тропарь: «Скоро да предваря́т…», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец или хор: «Аминь», и кондак предпразднства, глас 4-й: «Во струя́х днесь Иорданских…». Чтец: «Господи, помилуй» (40 раз), молитва: «Иже на всякое время…», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Молитвами святых отец наших…». Чтец – «Аминь» и молитву: «Боже и Господи Сил…».

Чтец: «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды), и начинает 9-й час. Во время чтения псалмов 9-го часа (92-го, 113-го и 85-го) иерей с диаконом (по Уставу – диакон) совершают каждение всего храма, как на 1-м часе. По окончании 85-го псалма чтец: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава» – хор или чтец: тропарь предпразднства, глас 4-й: «Возвраща́шеся иногда Иордан…», чтец: «И ныне» – Богородичен: «Иже нас ра́ди рожде́йся…».

Певцы поют тропари праздника со стихами: 1-й лик – тропарь, глас 7-й: «Ужас бе ви́дети…», 2-й лик – тот же тропарь. Чтец – стих, глас 2-й: «Сего́ ра́ди помяну́х Тя…», 1-й лик – тропарь, глас тот же: «Егда́ к себе гряду́ща…». Чтец – стих: «Ви́деша Тя во́ды, Боже…», 2-й лик – тот же тропарь. Канонарх (по Типикону – диакон)7 читает возгласно стихиру, глас 5-й: «Ру́ку твою прикосну́вшуюся…» (три поклона). По окончании стихиры иерей или диакон возглашает многолетие. 1-е прошение: «Великому Господину…», 2-е прошение: «Всем православным христианом…». На каждое прошение хор поет: «Многая лета» (трижды). Если служба совершается в монастыре, то к двум указанным прошениям прибавляется третье: «Спаси, Христе Боже, преподобнаго отца нашего игумена…», в этом случае хор начинает петь со слов «Спаси, Христе Боже…», поется это песнопение также трижды.

Примечание. «Ве́домо же бу́ди, я́ко сие́ многоле́тно поздравле́ние в собо́рных це́рквах при архиере́ех и и́нде, где прили́чно, твори́тся в на́вечерии по отпу́сте святы́я Литурги́и или́ по вече́рни, егда́ быва́ет на́вечерие в суббо́ту и неде́лю; в оби́телех же во всех ти́пиках чин положе́н сему́ быва́ти на часе́х в сем ме́сте» (см. 5 января, Минея-Январь, ч. 1).

По окончании многолетия оба хора на «Слава, и ныне» поют стихиру, глас 5-й: «Ру́ку твою прикосну́вшуюся…». Диакон: «Вонмем». Чтец – прокимен, глас 3-й: «Господь – Просвещение мое…»; стих: «Господь – Защи́титель живота моего…». По исполнении хором прокимна читаются паримия и Апостол. Диакон: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Иса́иина чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает паримию (гл. 49). Диакон: «Премудрость». Чтец: «К Титу послания святаго апостола Павла чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает Апостол (Тит., зач. 302). Иерей: «Мир ти». Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость, про́сти, услышим святаго Евангелия». Иерей: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Иерей: «От Матфея святаго Евангелия чтение». Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Иерей читает Евангелие (Мф., зач. 6). Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». По прочтении Евангелия иерей в предшествии диакона вносит Евангелие в алтарь, предварительно осенив им народ крестообразно с амвона, согласно церковному обычаю. Диакон затворяет царские врата, завеса же остается открытой до отпуста изобразительных (в некоторых храмах завеса закрывается и вновь отверзается с началом изобразительных). Чтец – тропарь: «Не преда́ждь нас до конца…», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец или хор: «Аминь», и кондак предпразднства, глас 4-й: «Во струя́х днесь Иорданских…». Чтец: «Господи, помилуй» (40 раз), молитва: «Иже на всякое время…», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Боже, уще́дри ны и благослови ны…». Чтец – «Аминь» и молитву: «Владыко Господи, Иисусе Христе…».

По заключительной молитве 9-го часа начинается чтение изобразительных8: «Благослови́, душе́ моя, Го́спода…», «Слава» – «Хвали́, душе́ моя, Го́спода…», «И ныне» – «Единородный Сыне…», «Во Царствии Твоем…»9, «Слава, и ныне» – «Помяни нас, Господи…», «Помяни нас, Владыко…», «Помяни нас, Святый…», «Лик Небесный…», «Приступи́те к Нему…», «Лик Небесный…», «Слава» – «Лик святых ангел…», «И ныне» – «Верую…» (Символ веры)10, «Ослаби, остави…», «Отче наш», возглас: «Яко Твое есть Царство…»; хор или чтец – кондак предпразднства, глас 4-й: «Во струя́х днесь Иорданских…», чтец: «Господи, помилуй» (40 раз); молитва «Всесвята́я Троице…». «Бу́ди Имя Господне…» (трижды), «Слава, и ныне», псалом 33-й: «Благословлю́ Го́спода на всякое время…»11. Диакон: «Премудрость». Хор: «Достойно есть…», кончая словами «и Матерь Бога нашего». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей творит отпуст (на амвоне, при затворенных царских вратах). Многолетны.

Литургии в этот день не положено. Вечерня совершается в свое время.

Примечание. «Ве́домо же бу́ди: А́ще случи́тся на́вечерие Богоявле́ния в суббо́ту или́ Неде́лю, пост не быва́ет, и тропари́ ца́рских часо́в со чте́ниями в суббо́ту и Неде́лю не пою́тся, но пое́м часы́ ца́рския пре́жде в пято́к по обы́чаю, я́коже ука́зано на ряду́. Глаго́лем же Симво́л ве́ры, и псало́м 33-й: Благословлю́ Го́спода… И отпу́ст. И в той день яди́м сыр и я́ица» (Типикон, 5 января, «зри»).

Сноски:

1 В те дни, когда на вечерне не совершается вход, «Свете Тихий» следует читать (см. Типикон, гл. 9: «Све́те Ти́хий… глаго́лет предстоя́тель»). Если вход совершается, чтение заменяется пением (см. Типикон, гл. 2).

2 За исключением особых случаев (напр., утрени Великой Пятницы, утрени Троицкой родительской субботы).

3 По Уставу, вседневное славословие читается настоятелем (см. Типикон, гл. 9). Согласно Часослову, славословие может читать и «учине́нный брат» (см. Часослов, последование утрени).

4 После возгласа ектении «Яко милостив…» – обычное окончание: «Премудрость», певцы: «Благослови», иерей: «Сый благословен…», певцы: «Утверди, Боже…», иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас», певцы: «Честнейшую Херувим…», иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…», певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови», иерей произносит великий отпуст.

5 Название «царские» эти часы получили на Руси. Это было связано с их особой торжественностью, а также с византийским обычаем присутствия императора во время их совершения; византийскую традицию продолжали московские цари. В древних Уставах часы на́вечерия часто именовались «великими».

6 Молитвы часов, читающиеся после конечного возгласа иерея, именуются в афонской традиции «старческими» (см.: Святогорский Устав церковного последования. М.; Афон, 2002. С. 18, 23), поскольку читаются предстоятелем (т. е. игуменом монастыря) или старцем (т. е. наиболее уважаемым монахом). В традиции Русской Церкви молитва 1-го часа произносится иереем, а молитвы прочих часов – чтецом.

7 Ср.: Типикон, 24 декабря.

8 Последование изобразительных, отмечающее своими молитвословиями место Литургии в суточном богослужении, в книгах называется еще «обедницей».

9 Пение на блаженнах чина изобразительных тропарей из рядовых песней праздничного канона, а также чтение Апостола и Евангелия после них не полагается (см.: Минея-Январь. Ч. 1. С. 210).

10 Поскольку в этот день Литургия не совершается, на изобразительных читается Символ веры (см.: Минея-Январь. Ч. 1. С. 211).

11 Поскольку в этот день Литургия не совершается, на изобразительных читается псалом 33-й: «Благословлю Господа на всякое время…» (см.: Минея-Январь. Ч. 1. С. 212–213).