Неделя 33-я по Пятидесятнице, пред Богоявлением. Глас 8-й. Предпразднство Богоявления. Собор 70-ти апостолов.

Прп. Феокти́ста, игумена Куку́ма Сикели́йского. Свт. Евста́фия, архиеп. Сербского.

Прп. Ахи́лы, диакона Печерского, в Дальних пещерах.

Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой предпразднства Богоявления и службой Собора 70-ти апостолов1 (без праздничного знака)2.

Примечание. Служба прп. Феокти́ста, игумена Куку́ма Сикели́йского, может быть перенесена на повечерие в пятницу вечера (см. 3 января)3.

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 8-й – 4, предпразднства, глас тот же – 3 (см. на стиховне вечерни, без стиховных припевов), и апостолов, глас 4-й – 3. «Слава» – предпразднства, глас 3-й: «Я́сен у́бо мимоше́дший пра́здник…», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небе́сный…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихира храма4 и стихиры предпразднства, глас 2-й (см. на стиховне утрени, без стиховных припевов). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас тот же: «Днесь Христо́с…» (см. на стиховне утрени).

На стиховне стихиры воскресные, глас 8-й. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 6-й: «Гряде́т ко Иорда́ну…» (см. на стиховне вечерни).

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь предпразднства, глас 4-й: «Гото́вися, Завуло́не…» (единожды).

Примечание. Канон предпразднства, положенный на повечерии под 4 января (глас 6-й: «Се́ченое сече́тся…»), переносится на повечерие предыдущего дня (см. 3 января).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь апостолов, глас 3-й, «И ныне» – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Гото́вися, Завуло́не…».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные5.

Непорочны6 (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 11-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, предпразднства на 4 и апостолов (1-й) на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия праздника Богоявления: «Глубины́ открыл есть дно…».

По 3-й песни – кондак («Во струя́х днесь Иорданских…») и икос предпразднства, глас 4-й, кондак и икос апостолов, глас 2-й; седален апостолов, глас 3-й. «Слава, и ныне» – седален предпразднства, глас 1-й: «Иису́су ро́ждшуся…».

Примечание. Типикон умалчивает о кондаке апостолов, глас 1-й: «Зве́зды све́тлыя…». В Минее синодального периода (см.: Минея-Январь. Киев, 1893. Л. 39 об.) этот кондак также отсутствует.

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 11-й. «Слава» – светилен апостолов: «Апо́столи всехва́льнии…», «И ныне» – светилен предпразднства: «Гото́вися, Завуло́не…».

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 8-й – 4, и предпразднства (см. на хвалитех утрени), глас 6-й – 4 (с припевами своими; припевы см. в Минее в стиховнах вечерни или утрени). «Слава» – стихира евангельская 11-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…»7.

Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых…».

На 1-м и 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь предпразднства8. Кондак предпразднства.

На 3-м и 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь апостолов. Кондак воскресный.

Литургия свт. Иоанна Златоуста.

Блаженны гласа – 4, предпразднства, песнь 3-я – 4, и апостолов, песнь 6-я – 4.

На входе: «…Воскресы́й из мертвых…».

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь предпразднства, тропарь апостолов; кондак воскресный. «Слава» – кондак апостолов, «И ныне» – кондак предпразднства.

В храме Богородицы и святого – тропарь воскресный, тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь апостолов; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак апостолов, «И ныне» – кондак предпразднства.

Поется Трисвятое.

Прокимен и аллилуиарий – Недели пред Богоявлением9 и апостолов.

Апостол и Евангелие – Недели пред Богоявлением и апостолов.

Поется «Достойно есть…».

Причастен – воскресный: «Хвали́те Го́спода с Небе́с…»; и апостолов: «Во всю зе́млю изы́де веща́ние их…».

Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых…».

Сноски:

1 Ср.: Типикон, Марковы главы под 7, 13, 15 сентября, 20 ноября, 5 августа; 8 сентября, 2-я Маркова глава; 21 ноября, 2-я Маркова глава; 21 декабря, 2-е «зри»; 7 января, 2-е «зри»; 1 февраля, 1-я Маркова глава; 2 февраля, 8-я Маркова глава; 7 августа, 4-е «зри»; 14 августа, «зри»; 16 августа, 2-я Маркова глава; Минея общая, «Изъявление вкратце»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86–95.

2 В Минее (см.: Минея-Январь. М., 2002. Ч. 1. С. 109) напечатано последование всенощного бдения в честь Собора 70-ти апостолов, однако следует помнить, что эта служба имеет бденный статус лишь в храме, посвященном Собору 70-ти апостолов (ср.: Типикон, 4 января; Минея-Январь. Киев, 1893. Л. 34).

3 О порядке пения служб на повечерии см. 9 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста.

4 Ср.: Типикон, 5 августа, Маркова глава; Минея общая, «Изъявление вкратце».

5 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 8-го гласа: «Иже нас ра́ди…».

6 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

7 На воскресной утрене в течение года по великом славословии поочередно поются два воскресных тропаря. Выбор тропаря зависит от гласа рядовой воскресной службы Октоиха: при воскресной службе 1-го, 3-го, 5-го и 7-го гласов поется тропарь, глас 1-й: «Днесь спасе́ние ми́ру бысть…», при воскресной службе 2-го, 4-го, 6-го и 8-го гласов – тропарь, глас 2-й: «Воскре́с из гро́ба…» (ср.: Типикон, гл. 2-я; Часослов).

8 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 275–277; Минея общая, «Изъявление вкратце».

9 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 366–367.