Среда. Прп. Максима Исповедника. Мч. Неофи́та. Прп. Максима Грека.

Мчч. Евге́ния, Канди́да, Валериа́на и Аки́лы. Ватопе́дской иконы Божией Матери, именуемой «Отра́да», или «Утеше́ние».

Служба прп. Максима Исповедника и мч. Неофи́та не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы прп. Максима Грека (Б).

А. На вечерне кафизмы нет.

Примечание. Если во вторник (20 января) в честь прп. Евфимия Великого совершалась полиелейная служба (без всенощного бдения), то стихословится кафизма 9-я (которая не была прочитана на утрене вторника).

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: преподобного, глас 4-й – 3, и мученика, глас 8-й – 3. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподо́бне о́тче…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «А́гнца Своего́…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й. «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Мона́хов мно́жества…», «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Что зри́мое виде́ние…».

По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава» – тропарь мученика, глас 4-й, «И ныне» – Крестобогородичен по гласу «Славы», от меньших: «Де́во Пренепоро́чная…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь мученика, глас 4-й, «И ныне» – Крестобогородичен по гласу «Славы», от меньших: «Де́во Пренепоро́чная…».

Кафизмы 10-я, 11-я и 12-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), преподобного на 4 и мученика на 4.

Примечание. О пении канонов в среду и пятницу см. Октоих, ч. 1, с. 692.

Библейские песни «Господеви поем…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (мученика).

По 3-й песни – ин кондак преподобного, глас 8-й; седален преподобного, глас 5-й. «Слава» – седален мученика, глас 4-й, «И ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 6-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен преподобного, «И ныне» – Крестобогородичен Октоиха.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «Грозд Всезре́лый…».

По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й, «Слава» – тропарь мученика, глас 4-й, «И ныне» – Крестобогородичен по гласу «Славы», от меньших: «Тя велича́ем, Богоро́дице, вопию́ще: Ты еси гора́…».

На часах – тропарь преподобного. «Слава» – тропарь мученика. Кондаки преподобного читаются попеременно.

На Литургии вседневные антифоны.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь преподобного, тропарь мученика; кондак преподобного, ин кондак преподобного. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак дня: «Вознесыйся на Крест…».

В храме Богородицы – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь храма, тропарь преподобного, тропарь мученика; кондак дня: «Вознесыйся на Крест…», кондак преподобного, ин кондак преподобного. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь храма, тропарь преподобного, тропарь мученика; кондак дня: «Вознесыйся на Крест…», кондак храма, кондак преподобного, ин кондак преподобного. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня и святых.

Апостол и Евангелие – дня и святых.

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры преподобного, глас 2-й – 8 (каждая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас 1-й: «В преставле́нии твое́м…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Всеми́рную сла́ву…».

Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3.

На стиховне стихиры преподобного, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – преподобного, глас тот же: «До́ме Святы́я Тро́ицы…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Дом Бо́жий…».

По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ра́ди…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ра́ди…».

Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны преподобного (по дважды).

Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом. Седален преподобного по полиелее, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен преподобного, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие преподобного. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобнаго…». Стихира преподобного, глас 6-й: «Егда́ страда́ния…».

Каноны: Богородицы1 со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобного на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Су́шу глубороди́тельную…».

По 3-й песни – седален преподобного, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры преподобного, глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – Минеи, глас 3-й: «Спаси́ нас…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших (по выбору).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ра́ди…».

На часах – тропарь и кондак преподобного.

На Литургии блаженны преподобного, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь преподобного; кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – преподобного.

Апостол и Евангелие – дня и преподобного.

Сноски:

1 В Минее предписывается петь «кано́н Пресвяте́й Богоро́дице ра́ди Ея́ ико́ны, нарица́емыя Ватопе́дския» (см.: Минея-Январь. Ч. 2. С. 227–233).