Суббота. Прп. Ксе́нии. Блж. Ксе́нии Петербургской.

Свт. Гера́сима Великопе́рмского, Устьвы́мского. Мч. Иоанна Казанского.

Приводим порядок совершения полиелейной службы1 блж. Ксении Петербургской (А), а также порядок совершения полиелейной службы блж. Ксении Петербургской в соединении со службой прп. Ксении (без праздничного знака) (Б).

А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры блж. Ксении, глас 8-й – 8 (первые две стихиры – трижды, третья – дважды). «Слава» – блж. Ксении, глас 6-й: «Кто не удиви́тся…», «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Пре́йде сень зако́нная…».

Вход. Прокимен дня. Паримии блж. Ксении – 3.

На стиховне стихиры блж. Ксении, глас 6-й (со своими припевами). «Слава» – блж. Ксении, глас 4-й: «А́нгельское житие́…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Те́плое заступле́ние…».

По Трисвятом – тропарь блж. Ксении, глас 7-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 2-й: «Вся па́че смы́сла…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь блж. Ксении, глас 7-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 2-й: «Вся па́че смы́сла…».

Кафизмы 16-я и 17-я2. Малые ектении. Седальны блж. Ксении (по дважды).

Полиелей. Величание блж. Ксении и избранный псалом. Седален блж. Ксении по полиелее, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Обурева́ют мя во́лны…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен блж. Ксении, глас 4-й: «Пра́ведницы во ве́ки живу́т, и в Го́споде мзда их»; стих: «Наде́ющиися Нань разуме́ют и́стину, и ве́рнии в любви́ пребу́дут Ему́». Евангелие – блж. Ксении. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами блаженныя Ксении…». Стихира блж. Ксении, глас 6-й: «Житие́ твое́…».

Каноны:

В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и блж. Ксении на 8.

В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и блж. Ксении на 8.

Примечание. При совпадении памяти славословного, полиелейного или бденного святого с субботним днем в храме святого должен петься Богородичный канон Октоиха с воскресной утрени отдаваемого гласа (см. Типикон, гл. 11-я, «зри»; Минея общая, «Изъявление вкратце»). Это является особенностью субботнего богослужения, на котором происходит отдание гласа, действовавшего в течение седмицы.

Впрочем, В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», ч. 1, отд. 3, гл. 28) допускает при полиелее святого в субботу пение Богородичного канона из службы святого или общего канона Богородицы, глас 8-й: «Воду прошед…» (из Часослова) или «Колесницегонителя фараона…» (из приложения Октоиха)3.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Су́шу глубороди́тельную…».

По 3-й песни – седален блж. Ксении, глас 5-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Ма́ти Пречи́стая…».

По 6-й песни – кондак и икос блж. Ксении, глас 3-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен блж. Ксении (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры блж. Ксении, глас 2-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – блж. Ксении, глас 8-й: «Днесь град…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Влады́чице, приими́…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь блж. Ксении, глас 7-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 2-й: «Вся па́че смы́сла…».

На часах – тропарь и кондак блж. Ксении.

На Литургии блаженны блж. Ксении, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь блж. Ксении. «Слава» – кондак блж. Ксении, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь блж. Ксении; кондак храма. «Слава» – кондак блж. Ксении, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – блж. Ксении и дня4.

Апостол и Евангелие – блж. Ксении и дня.

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: блж. Ксении, глас 8-й – 5 (первые две стихиры – дважды) и прп. Ксении, глас 1-й – 3. «Слава» – блж. Ксении, глас 6-й: «Кто не удиви́тся…», «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Пре́йде сень зако́нная…».

Вход. Прокимен дня. Паримии блж. Ксении – 3.

На стиховне стихиры блж. Ксении, глас 6-й (со своими припевами). «Слава» – блж. Ксении, глас 4-й: «А́нгельское житие́…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Те́плое заступле́ние…».

По Трисвятом – тропарь блж. Ксении, глас 7-й. «Слава» – тропарь прп. Ксении, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 2-й: «Вся па́че смы́сла…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь блж. Ксении, глас 7-й (дважды). «Слава» – тропарь прп. Ксении, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 2-й: «Вся па́че смы́сла…».

Кафизмы 16-я и 17-я5. Малые ектении. Седальны блж. Ксении (по дважды).

Полиелей. Величание блж. Ксении и избранный псалом. Седален блж. Ксении по полиелее, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Обурева́ют мя во́лны…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен блж. Ксении, глас 4-й: «Пра́ведницы во ве́ки живу́т, и в Го́споде мзда их»; стих: «Наде́ющиися Нань разуме́ют и́стину, и ве́рнии в любви́ пребу́дут Ему́». Евангелие – блж. Ксении. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами блаженныя Ксении…». Стихира блж. Ксении, глас 6-й: «Житие́ твое́…».

Каноны:

В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), блж. Ксении на 6 и прп. Ксении на 4.

В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), блж. Ксении на 6 и прп. Ксении на 4.

Примечание. При совпадении памяти славословного, полиелейного или бденного святого с субботним днем в храме святого должен петься Богородичный канон Октоиха с воскресной утрени отдаваемого гласа (см. Типикон, гл. 11-я, «зри»; Минея общая, «Изъявление вкратце»). Это является особенностью субботнего богослужения, на котором происходит отдание гласа, действовавшего в течение седмицы.

Впрочем, В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», ч. 1, отд. 3, гл. 28) допускает при полиелее святого в субботу пение Богородичного канона из службы святого или общего канона Богородицы, глас 8-й: «Воду прошед…» (из Часослова) или «Колесницегонителя фараона…» (из приложения Октоиха)6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Су́шу глубороди́тельную…».

По 3-й песни – кондак прп. Ксении, глас 2-й; седален прп. Ксении, глас 8-й. «Слава» – седален блж. Ксении, глас 5-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Ма́ти Пречи́стая…».

Примечание. Типикон умалчивает о кондаке прп. Ксении, глас 4-й: «Иже во святы́х…». В Минее синодального периода (см.: Минея-Январь. Киев, 1893. Л. 267, 268 об.) этот кондак также отсутствует.

По 6-й песни – кондак и икос блж. Ксении, глас 3-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен блж. Ксении (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры блж. Ксении, глас 2-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – блж. Ксении, глас 8-й: «Днесь град…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Влады́чице, приими́…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь блж. Ксении, глас 7-й. «Слава» – тропарь прп. Ксении, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 2-й: «Вся па́че смы́сла…».

На часах – тропарь блж. Ксении. «Слава» – тропарь прп. Ксении. Кондак только блж. Ксении.

На Литургии блаженны блж. Ксении, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь блж. Ксении, тропарь прп. Ксении; кондак блж. Ксении. «Слава» – кондак прп. Ксении, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь блж. Ксении, тропарь прп. Ксении; кондак храма, кондак блж. Ксении. «Слава» – кондак прп. Ксении, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – блж. Ксении и дня7.

Апостол и Евангелие – блж. Ксении и дня.

Сноски:

1 См.: Минея-Январь. М., 2002. Ч. 2. С. 581–593.

2 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).

3 У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегони́теля фарао́на…») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду проше́д…»).

4 См.: Типикон, гл. 15-я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 372.

5 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).

6 У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегони́теля фарао́на…») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду проше́д…»).

7 См.: Типикон, гл. 15-я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 372.