Неделя 36-я по Пятидесятнице. Глас 3-й. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской1.
Свт. Григо́рия Богосло́ва, архиеп. Константинопольского. Сщмч. Влади́мира, митр. Киевского. Иконы Божией Матери, именуемой «Утоли́ моя́ печа́ли». Свт. Моисе́я, архиеп. Новгородского.
Воскресная служба Октоиха совершается вместе с бденной службой Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Примечание. Службы в честь свт. Григория Богослова, архиеп. Константинопольского, и сщмч. Владимира, митр. Киевского, могут быть перенесены на понедельник, 26 января2.
На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 3-й – 4, и новомучеников, глас 5-й и глас 6-й – 6. «Слава» – новомучеников, глас 5-й: «Всевы́шний Влады́ко…», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Ка́ко не диви́мся…».
Вход. Прокимен дня. Паримии новомучеников – 33.
На литии стихира храма и литийная стихира новомучеников, глас 6-й. «Слава» – новомучеников, глас 8-й: «Прииди́те, мучениколю́бцы…», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Безневе́стная Де́во…»4; или Богородичен Минеи (на ряду), глас тот же: «Влады́чице, приими́…».
На стиховне стихиры воскресные, глас 3-й. «Слава» – новомучеников, глас 2-й: «Но́вый до́ме Евфра́фов…»5, «И ныне» – Богородичен Минеи (на ряду), глас 8-й: «О, пресла́внаго чудесе́!..»; или Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «О, чудесе́ но́ваго…»6.
По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь новомучеников, глас 4-й (единожды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й (дважды). «Слава» – тропарь новомучеников, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от ве́ка…».
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные7.
Полиелей. Величание новомучеников и избра́нный псалом8. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален новомучеников, глас 4-й: «Новому́ченицы Росси́йстии…» (см. по 1-м стихословии), ин седален новомучеников, глас тот же: «И́же в земли́…» (см. по 2-м стихословии). «Слава» – седален новомучеников по полиелее, глас 6-й: «Мужа́йся, Христо́ва Це́рковь…», «И ныне» – Богородичен: «Яко Де́ву и Еди́ну в жена́х…»9. Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 3-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2 и новомучеников на 8.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Су́шу глубороди́тельную…».
По 3-й песни – кондак новомучеников, глас 3-й: «Днесь новому́ченицы…», и икос новомучеников: «Кра́сный ли́че…»10; седален новомучеников, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен: «Не премолчи́м при́сно…»11.
По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 3-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 3-й. «Слава» – светилен новомучеников, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 3-й – 4, и новомучеников, глас 8-й и глас 6-й – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне великой вечерни). «Слава» – стихира евангельская 3-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».
На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь новомучеников. Кондаки новомучеников и воскресный читаются попеременно.
На Литургии блаженны гласа – 6 и новомучеников, песнь 3-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь новомучеников. «Слава» – кондак новомучеников, «И ныне» – кондак воскресный.
В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь новомучеников; кондак воскресный. «Слава» – кондак новомучеников, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь воскресный, тропарь новомучеников; кондак воскресный. «Слава» – кондак новомучеников, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Примечание. Поскольку в честь новомучеников совершалось всенощное бдение, по входе на Литургии тропарь и кондак храма святого не поется.
Прокимен – воскресный гласа, и новомучеников, глас 7-й: «Бог нам Прибе́жище / и Си́ла»12.
Апостол – дня, и новомучеников (Рим., зач. 99).
Аллилуиарий – воскресный гласа, и новомучеников, глас 4-й: «Воззва́ша пра́веднии, и Господь услы́ша их, и от всех скорбе́й их изба́ви их» (аллилуиарий мучеников общий; см. служебный Апостол).
Евангелие – дня, и новомучеников (Лк., зач. 105–106).
Причастен – воскресный: «Хвали́те Го́спода…», и новомучеников: «Ра́дуйтеся, пра́веднии…».
Примечание. В этот день совершается панихида по всем усопшим, пострадавшим в годину гонений за веру Христову (согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917–1918 гг.).
Сноски:
1 Определением Архиерейского Собора 1992 года празднование Собора новомучеников и исповедников Российских установлено совершать 25 января (при совпадении этого числа с воскресным днем) или в ближайшее воскресенье после него. В связи с различием практик, принятых в Русской Зарубежной Церкви и в Церкви в Отечестве относительно времени празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, Архиерейский Собор 2013 года определил установить празднование Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской: 25 января (по старому стилю), в случае совпадения этого числа с воскресным днем; в предшествующий этой дате воскресный день, если 25 января (по старому стилю) приходится на дни от понедельника до среды; в последующий этой дате воскресный день, если 25 января (по старому стилю) приходится на дни от четверга до субботы. Священный Синод Русской Православной Церкви 29 мая 2013 года постановил утвердить для использования в официальных церковных документах и изданиях, в том числе богослужебных, именование «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской» вместо «Собор новомучеников и исповедников Российских». Согласно определению Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года, службы новопрославленных новомучеников и исповедников в дни их памяти по месяцеслову должны совершаться по службам, составленным в честь их и одобренным к церковному употреблению священноначалием Русской Православной Церкви. При отсутствии таковых служб служение отправляется по Минее общей новомученикам и исповедникам Российским (М., 2011) сообразно с ликом (чином) данного святого (см. также Минею дополнительную). При этом, по изволению настоятеля, службы новых святых могут как соединяться (с применением надлежащих уставных предписаний) с остальными службами дня, так и совершаться в данный день отдельно (в таком случае другие службы дня поются в ин день, по указанию настоятеля, или совершаются на повечерии этого же дня; порядок пения канонов и стихир на повечерии см. 9 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста). Службу Собора новомучеников и исповедников см.: Минея дополнительная. М., 2005. С. 198–214; Минея-Январь. М., 2002. Ч. 2. 608–622; Минея общая новомученикам и исповедникам Российским. М., 2011. С. 3–24.
2 Ср.: Богослужебные указания на 2010 год для священно-церковнослужителей. М., 2009. С. 85.
3 По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах.
4 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 61–65, 782.
5 Существует практика петь стихиры «Земле́ Ру́сская…», «Це́рковь Ру́сская…», «Собо́ре святы́х ру́сских…», «Но́вый до́ме Евфра́фов…» как одну стихиру (подряд, без стихов) на «Славу».
6 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 65–67.
7 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 3-го гласа: «Тя, хода́тайствовавшую…».
8 При пении избра́нного псалма в воскресные дни заключительное: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды) не поется. Сразу после последнего стиха избранного псалма – величание и тропари воскресные: «Ангельский собор…».
9 Богородичен см. в Минее дополнительной (М., 2005. С. 205–206), в Минее общей новомученикам и исповедникам Российским (М., 2011. С. 13); ср.: Минея общая, гл. 15, «Служба обща мучеником», л. 87.
10 Икос новомучеников см. в Минее дополнительной (М., 2005. С. 207), в Минее общей новомученикам и исповедникам Российским (М., 2011. С. 15–16); ср.: Минея общая, гл. 15, «Служба обща мучеником», л. 88 об.–89.
11 Богородичен седальна см. в Минее дополнительной (М., 2005. С. 208), в Минее общей новомученикам и исповедникам Российским (М., 2011. С. 16); ср.: Минея общая, гл. 15, «Служба обща мучеником», л. 88.
12 См.: Минея-Январь. М., 2002. Ч. 2. С. 621.