Неделя о мытаре́ и фарисе́е. Глас 8-й. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской1.

Сщмч. Кли́мента, еп. Анки́рского. Мч. Агафанге́ла. Прп. Геннадия Костромского, Любимогра́дского. Перенесение мощей свт. Феокти́ста, архиеп. Новгородского (службу зри 23 декабря).

Собор Костромских святых.

Начало Постной Триоди. Согласно Уставу, в воскресные дни периода пения Постной Триоди (до Недели ваий) служба совершается по Октоиху и Триоди, а Минея опускается (за исключением дней памяти святых, имеющих бдение или полиелей, праздников Сретения и Благовещения, их предпразднства и попразднства, а также попразднства Богоявления).

Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди и бденной службой Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской (по 1-й Марковой главе Типикона под 30 января: «Подоба́ет ве́дати, а́ще случи́тся Трие́х святи́телей… в Неде́лю мытаре́ву, или блу́днаго, или́ мясопу́стную»).

Служба сщмч. Климента (и мч. Агафангела) поется «в пято́к на повече́рии» (см.: Типикон, гл. 49-я, 1-е «зри»)2.

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 8-й – 3, Триоди, глас 1-й – 3 (первая стихира – дважды), и новомучеников – 4. «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Вседержи́телю Го́споди…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небе́сный…».

Вход. Прокимен дня. Паримии новомучеников – 33.

На литии стихира храма и Триоди (см. на хвалитех)4. «Слава» – новомучеников, глас 8-й: «Прииди́те, мучениколю́бцы…», «И ныне» – Триоди, глас 3-й: «Мытаря́ и фарисе́я разли́чие…» (см. славник литийных стихир Триоди)5.

На стиховне стихиры воскресные, глас 8-й. «Слава» – новомучеников, глас 2-й: «Но́вый до́ме Евфра́фов…»6, «И ныне» – Триоди, глас 5-й: «Отягче́нныма очи́ма…» (см. славник стиховных стихир Триоди)7.

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь новомучеников, глас 4-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь новомучеников, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от ве́ка…».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные8.

Полиелей. Величание новомучеников и избранный псалом9. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален новомучеников, глас 4-й: «Новому́ченицы Росси́йстии…» (см. по 1-м стихословии), ин седален новомучеников, глас тот же: «Иже в земли́…» (см. по 2-м стихословии). «Слава» – седален новомучеников по полиелее, глас 6-й: «Мужа́йся, Христо́ва Це́рковь…», «И ныне» – Богородичен: «Яко Де́ву и Еди́ну в жена́х…»10. Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 11-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Покая́ния отве́рзи ми две́ри…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасе́ния стези́…». Глас 6-й: «Поми́луй мя, Бо́же…», и стихира Триоди, глас тот же: «Мно́жества соде́янных…»11.

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, Триоди12 на 4 и новомучеников на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Су́шу глубороди́тельную…»13.

По 3-й песни – кондак новомучеников, глас 3-й: «Днесь новому́ченицы…», и икос новомучеников: «Кра́сный ли́че…»14; седален новомучеников, глас 2-й (дважды). «Слава15, и ныне» – седален Триоди, глас 4-й: «Смире́ние вознесе́…», или седален Триоди, глас тот же: «Смире́ние дре́вле…».

По 6-й песни – кондак Триоди, глас 3-й: «Воздыха́ния принесе́м…», и икос Триоди, глас тот же: «Са́ми себе́…». И читается про́лог, затем синакса́рий16.

Примечание. О кондаке Триоди, глас 4-й: «Фарисе́ева убежи́м высокоглаго́лания…», Типикон умалчивает.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 11-й. «Слава» – светилен новомучеников, «И ныне» – светилен Триоди: «Высокоре́чия убежи́м…».

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 8-й – 4, и новомучеников, глас 8-й и глас 6-й – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне великой вечерни). «Слава» – Триоди, глас 8-й: «От дел похвале́ньми…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».

Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» поется евангельская стихира, в данном случае – 11-я17.

Примечание. «Подоба́ет ве́дати, я́ко стихи́ры вся 11 у́тренния ева́нгельския, от сея́ настоя́щия Неде́ли и да́же до Все́х святы́х, на лити́ях у́тренних пою́тся в притво́ре, на «Сла́ва, и ны́не». Ве́домо же бу́ди, я́ко от сея́ Неде́ли начина́ем чести́ в притво́ре, по отпу́сте лити́и, Оглаше́ния свята́го отца́ на́шего Фео́дора Студи́та. И а́ще та́мо есть игу́мен, чту́тся от него́; а́ще же ни, то от екклисиа́рха, стоя́щим и со внима́нием послу́шающим бра́тиям. [По сконча́нии же чте́ния глаго́лем тропа́рь преподо́бнаго Фео́дора, глас 8-й: «Правосла́ия наста́вниче…» без Богоро́дична,] и соверше́нный отпу́ст» (Типикон, гл. 49, 3-е и 4-е «зри»).

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь новомучеников. Кондаки воскресный18, Триоди и новомучеников читаются попеременно.

На Литургии блаженны гласа – 4, Триоди, песнь 3-я – 4, и новомучеников, песнь 6-я – 4.

На входе: «…Воскресый из мертвых…».

По входе – тропари и кондаки:

Примечание. Порядок пения тропарей и кондаков в 1-й Марковой главе Типикона под 30 января излагается без учета посвящения храма: тропарь воскресный, тропарь святых; кондак воскресный. «Слава» – кондак святых, «И ныне» – кондак Триоди. Согласно общему уставу, в храме Богородицы может петься тропарь и кондак храма. Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 422, 428–430.

В храме Господском и святого – тропарь воскресный, тропарь новомучеников; кондак воскресный. «Слава» – кондак новомучеников, «И ныне» – кондак Триоди.

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь новомучеников; кондак воскресный, кондак Триоди. «Слава» – кондак новомучеников, «И ныне» – кондак храма.

Примечание. Поскольку в честь новомучеников совершалось всенощное бдение, по входе На Литургии тропарь и кондак храма святого не поется.

Прокимен – воскресный гласа, и новомучеников, глас 7-й: «Бог нам Прибе́жище / и Си́ла»19.

Апостол – Недели о мытаре и фарисее, и новомучеников (Рим., зач. 99).

Аллилуиарий – воскресный гласа, и новомучеников, глас 4-й: «Воззва́ша пра́веднии, и Господь услы́ша их, и от всех скорбе́й их изба́ви их» (аллилуиарий мучеников общий; см. служебный Апостол).

Евангелие – Недели о мытаре и фарисее, и новомучеников (Лк., зач. 105–106).

Примечание. «Ве́стно бу́ди, яко от днесь чте́тся Апо́стол и Ева́нгелие, по суббо́там, пре́жде ряд суббо́ты, пото́м свята́го, до Неде́ли Всех святы́х» (Типикон, гл. 49, 5-е «зри»). По мнению В. Розанова, это указание Типикона означает, что с Недели о мытаре и фарисее «начинаются периоды пения двух Триодей, в которые общим правилом служит чтение Апостола и Евангелия сначала дневных, а потом святого. Исключение из этого общего правила 48 гл. Типикона указывает в Сырную субботу, если случится Обретение главы Предтечи… В субботу пред Неделею блудного сына также нет никакого основания начинать с дневных чтений, потому что поются песнопения сначала Месячной Минеи, а потом Октоиха» (Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 341).

Причастен – воскресный: «Хвали́те Го́спода…», и новомучеников: «Ра́дуйтеся, пра́веднии…».

Примечание. В этот день совершается панихида по всем усопшим, пострадавшим в годину гонений за веру Христову (согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917–1918 гг.).

_____________________________

1 Определением Архиерейского Собора 1992 года празднование Собора новомучеников и исповедников Российских установлено совершать 25 января (при совпадении этого числа с воскресным днем) или в ближайшее воскресенье после него. В связи с различием практик, принятых в Русской Зарубежной Церкви и в Церкви в Отечестве относительно времени празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, Архиерейский Собор 2013 года определил установить празднование Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской: 25 января (по старому стилю), в случае совпадения этого числа с воскресным днем; в предшествующий этой дате воскресный день, если 25 января (по старому стилю) приходится на дни от понедельника до среды; в последующий этой дате воскресный день, если 25 января (по старому стилю) приходится на дни от четверга до субботы. Священный Синод Русской Православной Церкви 29 мая 2013 года постановил утвердить для использования в официальных церковных документах и изданиях, в том числе богослужебных, именование «Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской» вместо «Собор новомучеников и исповедников Российских».

Согласно определению Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года, службы новопрославленных новомучеников и исповедников в дни их памяти по месяцеслову должны совершаться по службам, составленным в честь их и одобренным к церковному употреблению священноначалием Русской Православной Церкви. При отсутствии таковых служб служение отправляется по Минее общей новомученикам и исповедникам Российским (М., 2011) сообразно с ликом (чином) данного святого (см. также Минею дополнительную). При этом, по изволению настоятеля, службы новых святых могут как соединяться (с применением надлежащих уставных предписаний) с остальными службами дня, так и совершаться в данный день отдельно (в таком случае другие службы дня поются в ин день, по указанию настоятеля, или совершаются на повечерии этого же дня; порядок пения канонов и стихир на повечерии см. 22 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста). Службу Собора новомучеников и исповедников см.: Минея дополнительная. М., 2005. С. 198–214; Минея-Январь. М., 2002. Ч. 2. 608–622; Минея общая новомученикам и исповедникам Российским. М., 2011. С. 3–24.

2 Согласно Уставу, «после́дование прилучи́вшагося свята́го в Неде́лю сию́, и блу́днаго, пое́м в пято́к на повече́рии, а́ще то́кмо не случи́тся ко́его вели́каго свята́го па́мять» (см.: Типикон, гл. 49-я, 1-е «зри»; ср.: Триодь Постная, «Неделя… мытаря и фарисея», 1-е «зри»).

3 По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах.

4 Хвалитная (и литийная) стихира Триоди, глас 3-й: «Мытаря́ и фарисе́я разли́чие…», поется на литии на «И ныне». Славник хвалитных стихир Триоди, глас 8-й: «От дел похвале́ньми…», не переносится на литию, поскольку поется на хвалитех (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 414).

5 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 394.

6 Существует практика петь стихиры «Земле Русская…», «Це́рковь Ру́сская…», «Соборе святых ру́сских…», «Но́вый до́ме Евфра́фов…» как одну стихиру (подряд, без стихов) на «Славу».

7 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 396.

8 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 8-го гласа: «Иже нас ра́ди…».

9 При пении избранного псалма в воскресные дни заключительное: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды) не поется. Сразу после последнего стиха избранного псалма – величание и тропари воскресные: «Ангельский собор…».

10 Богородичен см. в Минее дополнительной (М., 2005. С. 205–206), в Минее общей новомученикам и исповедникам Российским (М., 2011. С. 13); ср.: Минея общая, гл. 15, «Служба обща мучеником», л. 87.

11 Положенная здесь воскресная стихира, глас 6-й: «Воскре́с Иису́с от гро́ба…», отменяется, так как она заменяется особой стихирой Триоди, глас 6-й: «Мно́жества соде́янных…».

12 В тех храмах, где предписание о соединении канона с пением библейских пророческих песней остается трудноисполнимым, допустимо стихи из песней Священного Писания заменять особыми припевами, сообразуясь с содержанием канонов. Каноны воскресных дней периода пения Постной Триоди, выражающие покаянные чувства, можно петь с припевом: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя» (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 406–407; ср.: Скабалланович М. Толковый Типикон. Вып. 2. С. 265). Канон в Неделю Торжества Православия с припевом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», а канон в Неделю Крестопоклонную с припевом: «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному».

13 В Триоди Постной в Неделю о мытаре и фарисее На утрене назначена катавасия «Отверзу уста моя…» (см.: Триодь Постная, ч. 1, л. 3, на обороте), но такое указание (без каких-либо оговорок) не охватывает всех возможных совпадений Триоди Постной с праздниками Минеи (ср.: Типикон, гл. 19): ведь Неделя о мытаре и фарисее может случиться в период с 11 января по 15 февраля, когда праздники Минеи следуют один за другим. Итак, если Неделя о мытаре и фарисее случится с 11 по 14 января (попразднство или отдание праздника Богоявления Господня), то катавасия – «Глубины́ открыл есть дно…». Если Неделя о мытаре и фарисее случится с 15 января по 9 февраля (включительно), то катавасия – «Су́шу глубороди́тельную землю…». Если Неделя о мытаре и фарисее случится с 10 по 15 февраля (включительно), то катавасия – «Отверзу уста моя…», которая и указана в последовании Триоди Постной, тогда как про другие ничего не говорится.

14 Икос новомучеников см. в Минее дополнительной (М., 2005. С. 207), в Минее общей новомученикам и исповедникам Российским (М., 2011. С. 15–16); ср.: Минея общая, гл. 15, «Служба обща мучеником», л. 88 об.–89.

15 Расширительно толкуя схематичные указания Устава относительно богослужебных текстов по 3-й песни канона, можно считать допустимым следующий порядок исполнения песнопений: кондак новомучеников,глас 3-й: «Днесь новому́ченицы…», и икос новомучеников: «Кра́сный ли́че…»; седален новомучеников, глас 2-й. «Слава» – седален Триоди, глас 4-й: «Смире́ние вознесе́…», «И ныне» – ин седален Триоди, глас тот же: «Смире́ние дре́вле…».

16 «Си́це до́лженствует про́лог пре́жде я́ко обы́чай чита́ти, пото́м же синакса́рий Трио́ди, да́же до Неде́ли все́х святы́х» (Типикон, гл. 49, 2-е «зри»).

17 Согласно Уставу, во все воскресные дни годичного богослужебного круга (за исключением праздника Святой Пасхи) по отпусте утрени при пении стихиры бывает исхождение в притвор, где читаются Оглашения прп. Феодора Студита, после чего поется тропарь прп. Феодора, глас 8-й: «Православия наставниче…» (без Богородична), и читается 1-й час, который заканчивается воскресным малым отпустом. (В день Пасхи На утрене читается Огласительное слово святого Иоанна Златоуста; исхождение в притвор по отпусте утрени не совершается.) При исхождении в притвор, согласно Типикону (ср.: 2 гл.), поется «стихи́ра самогла́сна, яко обы́чай», под которой подразумевается храмовая стихира (ср.: Скабалланович М. Толковый Типикон. Вып. 2. С. 322–323) или стихира празднуемого святого (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 40, 74), которая в определенные дни года (в частности, в период пения Триоди) должна заменяться евангельской стихирой (ср.: Скабалланович М. Толковый Типикон. Вып. 2. С. 323).

При совпадении с воскресным днем памяти великого святого или праздника, имеющего, по Уставу, всенощное бдение (с литией), а также полиелейного праздника, в который Типикон указывает помазание елеем (ср.: Типикон, 27 января), исхождение в притвор дополняется чином елеопомазания и, видоизменяясь, приобретает следующую форму. После выхода в притвор с пением стихиры совершается лития – кадится праздничная икона в притворе, читается литийная молитва «Владыко Многомилостиве…», совершается помазание елеем от лампады перед иконой святого или праздника, затем читаются Оглашения прп. Феодора Студита, поется тропарь прп. Феодора, глас 8-й: «Православия наставниче…» (без Богородична), и совершается 1-й час, который заканчивается малым отпустом. Таким образом, с точки зрения Устава, помазание елеем в воскресные дни назначается не Недели ради, а ради памяти великого святого или праздника, случившегося в этот день (ср. 3-ю главу Типикона с главами 2, 4, 5 и 7), поэтому в других случаях в воскресные дни (например, при службе шестеричного или славословного святого и т. п.) елеопомазание не совершается.

18 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 420.

19 См.: Минея-Январь. М., 2002. Ч. 2. С. 621.