Понедельник сырный. Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Седмица сырная (масленица) – сплошная1.

Сщмч. Ипполи́та.

Прп. Зино́на, постника Печерского, в Дальних пещерах. Прп. Ге́рмана Зоси́мовского2.

Каждое богослужение сырной седмицы является подготовительным к Великому посту, и в состав его входят песнопения не только Октоиха и Минеи, но и Постной Триоди.

Примечание. Начиная с этого дня стихиры на стиховне Октоиха вечерние и утренние опускаются; вместо них до субботы 6-й недели поются стихиры самогласны дня из Триоди (см.: Типикон, гл. 49, «В Неделю мясопустную вечера», 1-е «зри»)3.

Служба Трех святителей совершается вместе со службой Триоди (по 2-й Марковой главе Типикона под 30 января, 1-е «зри»: «А́ще ли случи́тся Трие́х святи́телей в понеде́льник или́ во вто́рник, или́ в четверто́к сы́рныя неде́ли»)4.

Примечание. Служба сщмч. Ипполи́та поется на повечерии5.

На великой6вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры святителей – 67. «Слава» – святителей, глас 6-й: «Та́йныя днесь Ду́ха трубы́…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе́ не ублажи́т…».

Вход с кадилом. Прокимен дня. Паримии святителей – 3. Ектения сугубая: «Рцем вси…». «Сподоби, Господи…». Ектения просительная: «Исполним вечернюю молитву…», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с припевами обычными). «Слава» – святителей, глас 2-й: «Днесь ду́ши земноро́дных…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «О, чудесе́ но́ваго…»8, или Минеи (на ряду), глас тот же: «Днесь Христо́с во святи́лище прино́сится…».

По Трисвятом – тропарь святителей, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Еже от ве́ка…».

После пения тропарей на великой вечерне (без бдения) отверзаются царские врата9. Диакон произносит: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен…». Певцы: «Утверди́, Боже…». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит великий отпуст10.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителей, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Еже от ве́ка…».

Кафизмы 4-я и 5-я.

По 1-м стихословии малой ектении нет11. Седален Триоди, глас 1-й: «Отверзо́шася Боже́ственнаго покая́ния преддве́рия…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Ру́це Твои́..́.».

По 2-м стихословии малая ектения, возглас: «Яко Благ и Человеколюбец…». Седален святителей по 1-м стихословии, седален святителей по 2-м стихословии. «Слава, и ныне» – Богородичен седальна по 2-м стихословии: «Треволне́нии страсте́й…» (Богородичен седальна по 1-м стихословии опускается)12.

Полиелей. Величание святителей и избранный псалом. Седален святителей по полиелее, глас 4-й. «Слава» – ин седален святителей по полиелее, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителей, глас 4-й: «Свяще́нницы Твои́ облеку́тся в пра́вду, и преподо́бнии Твои́ возра́дуются»; стих: «Уста́ моя́ возглаго́лют прему́дрость, и поуче́ние се́рдца моего́ ра́зум». Евангелие святителей – Ин., зач. 36. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителей…». Стихира святителей, глас 6-й: «Излия́ся благода́ть…».

Каноны:

1-я, 8-я и 9-я песни: святителей (два канона) на 6 (со ирмосом 1-го канона)13 и трипеснцы Триоди на 8.

3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я песни: Богородицы (в службе святителей) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды)14 и святителей (два канона) на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия: по 1-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы второго трипеснца Триоди; по 3-й, 4-й, 5-й, 6-й и 7-й песнях – «Су́шу глубороди́тельную…».

По 3-й песни – седален святителей, глас 8-й. «Слава» – ин седален святителей, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос святителей, глас 2-й.

На 9-й песни – обычное каждение. «Честнейшую» не поем, но к канонам святителей поем особые припевы (см. в Минее)15. 1-й припев: «Велича́й, душе́ моя́, Честне́йшую Небе́сных во́инств, Де́ву Пречи́стую Богоро́дицу»16, и ирмос 1-го канона святителей: «Безнача́льна Роди́теля Сын, Бог и Госпо́дь…»17. К тропарям трипеснцев припев: «Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́»18; к Богородичнам трипеснцев – припев: «Велича́й, душе́ моя́, Честне́йшую Небе́сных во́инств, Де́ву Пречи́стую Богоро́дицу».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителей. «Слава» – ин светилен святителей, «И ныне» – Минеи: «Еди́нственное Божество́…».

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы19.

На хвалитех стихиры святителей, глас 5-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителей, глас тот же: «Востру́бим трубо́ю пе́сней, да ликовству́им…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Востру́бим трубо́ю пе́сней, прекло́ншися бо свы́ше…».

Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает…» не произносится), и читается вседневное славословие20. Просительная ектения: «Исполним утреннюю молитву…», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й (с припевами обычными). «Слава» – святителей, глас 6-й: «Святи́тели Христо́вы…» (см. в стихирах на литии), «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Де́вственную добро́ту…» (см. в стихирах на литии).

«Благо есть» (единожды). Трисвятое. По «Отче наш» – тропарь святителей, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Еже от ве́ка…». Сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже…». После возгласа ектении «Яко милостив…» – обычное окончание: «Премудрость», певцы: «Благослови», иерей: «Сый благословен…», певцы: «Утверди, Боже…», и читается 1-й час, на котором произносится великий отпуст.

На часах – тропарь и кондак святителей.

На Литургии блаженны святителей, 1-го канона песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и 2-го канона песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки21:

В храме Господском – тропарь храма, тропарь святителей; кондак храма. «Слава» – кондак святителей, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

В храме Богородицы – тропарь храма, тропарь святителей. «Слава» – кондак святителей, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь святителей. «Слава» – кондак святителей, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – святителей22.

Примечание. Прокимен и аллилуиарий у Трех святителей – по апостольскому чину. Прокимен, глас 8-й: «Во всю зе́млю изы́де веща́ние их, и в концы́ вселе́нныя глаго́лы их»; стих: «Небеса́ пове́дают сла́ву Бо́жию, творе́ние же руку́ Его́ возвеща́ет тве́рдь». Аллилуия, глас 4-й: «Испове́дят Небеса́ чудеса́ Твоя́, Го́споди, и́бо и́стину Твою́ в Це́ркви святы́х»; стих: «Бог прославля́емь в сове́те святы́х». Причастен: «Ра́дуйтеся, пра́веднии…».

Апостол и Евангелие – дня и святителей.

Поется «Достойно есть…».

Примечание. «Ве́домо же бу́ди: я́ко в понеде́льник сы́рныя седми́цы яди́м два́жды днем, сыр и я́ица» (см.: Типикон, гл 49-я, «В понедельник сырный на утрени»).

___________________________________________________________

1В течение всей седмицы, включая среду и пятницу, разрешается вкушение молока и яиц. Об особенностях трапезы в понедельник, среду и пятницу см. ниже.

2На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 15 июля 2016 года были утверждены и рекомендованы к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропаря и кондака прп. Герману Зосимовскому. Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/4562179.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/365).

3В седмичные дни предпразднства и попразднства Сретения Господня Октоих не поется. На стиховне вечерни и утрени вместо стихир Минеи поются стихиры Триоди.

4Ср.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 440–443, 466–468.

5Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 633. О порядке пения служб на повечерии см. 14 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста. На повечерии по Трисвятом – кондак святителей, глас 2-й.

6Великая вечерня начинается возгласом: «Благословен Бог наш…» (иерей произносит возглас по окончании 9-го часа на амвоне, при закрытых царских вратах и открытой завесе), предначинательный псалом читается. Ср.: Типикон, 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри»; ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 440.

7Ср.: Типикон, 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри»; 24 февраля, 3-я Маркова глава.

8Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 440.

9Согласно распространенной практике, царские врата отверзаются с началом пения тропарей.

10Такое окончание положено на великой вечерне (без бдения), которая совершается отдельно от утрени. В случае, если вслед за великой вечерней (без бдения) совершается, по сложившейся богослужебной практике, полиелейная утреня, царские врата не отверзаются. После «Утверди, Боже…» иерей в алтаре пред престолом произносит возглас: «Слава Святей…», творя крест кадилом.

11Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 442.

12Там же.

13Устав (см.: Типикон, 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри»; ср.: 24 февраля, 3-я Маркова глава) не уточняет, сколько раз поется ирмос канона Минеи в песнях с трипеснцами. Согласно мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 442), в данном случае ирмос 1-го канона святителей должен петься дважды.

14Ср.: Типикон, 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 442.

15Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 442.

16По традиции, 1-й припев поет священник или диакон.

17Канон Богородицы (из службы святителей) в 9-й песни не поется.

18Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 442.

19«Всякое дыхание…» перед хвалитными псалмами не поется, поскольку славословие на утрене читается (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 442).

20Ср.: Типикон, 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 442.

21Ср.: Типикон, 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 443.

22Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 443.