7. Неделя 34-я по Пятидесятнице, по Богоявлении. Глас 1-й. Попразднство Богоявления1. Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Служба Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна славословная, совершается вместе со службой попразднства Богоявления и воскресной службой Октоиха (ср: Типикон, 7 января, 1-е и 5-е «зри»; Типикон, 26 декабря, Маркова глава; Минея, 7 января, 1-я Маркова глава).
На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1-й – 3, праздника, глас 2-й – 4 (см. 6 января, в сам день праздника, на «Господи, воззвах»), и Предтечи, глас 1-й – 3 (см. 7 января). «Слава» – Предтечи, глас 6-й: «Во плоти светильниче…», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всемирную славу…».
Вход. Прокимен дня, глас 6-й: «Господь воцарися…», со стихами (по обычаю) (ср.: Типикон, 7 января).
На литии стихиры праздника, глас 4-й (см. 6 января, в сам день праздника, на литии). «Слава» – праздника, глас 8-й: «Господи, исполнити хотя…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Днесь тварь просвещается…».
На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава» – Предтечи, глас 4-й: «Яко Духа рачитель…» (см. 7 января, на стиховне вечерни), «И ныне» – праздника, глас тот же: «Приидите, подражаим…».
По Трисвятом – «Богородице Дево…» (единожды), тропарь праздника, глас 1-й (единожды) и тропарь Предтечи, глас 2-й (единожды) (ср.: Минея, 7 января, Маркова глава)2.
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь Предтечи, глас 2-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные3.
Непорочны4 (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 1-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), праздника (оба канона) на 6 и Предтечи на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия праздника: «Глубины открыл есть дно…»5.
По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й; седален Предтечи, глас 8-й: «Иордан струями…» (дважды; см. 7 января). «Слава, и ныне» – ипакои праздника, глас 5-й: «Егда явлением…» (см. 6 января, в сам день праздника, на утрене по 3-й песни канона).
По 6-й песни – кондак и икос Предтечи, глас 6-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую» (припевы праздника и Предтечи не поются).
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 1-й. «Слава» – светилен Предтечи: «Стези предуготовал…», «И ныне» – светилен праздника: «Явися Спас…».
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 86: воскресные, глас 1-й – 4, и праздника, глас тот же – 4 (см. 7 января; со своими припевами; припевы см. в Минее 7 января на стиховне вечерни); затем припев: «Возвеселится праведник о Господе / и уповает на Него», и стихира Предтечи, глас 6-й: «Ангел из неплодных ложесн…» (см. славник хвалитных стихир Минеи 7 января). «Слава» – стихира евангельская 1-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…»7.
Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых…» (с упоминанием Предтечи).
На 1-м и 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондак праздника.
На 3-м и 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Предтечи. Кондак Предтечи.
Литургия свт. Иоанна Златоуста.
Блаженны гласа – 4, праздника (обоих канонов), песнь 3-я – 4 и Предтечи, песнь 6-я – 4.
На входе – «…Воскресый из мертвых…».
По входе – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь Предтечи. «Слава» – кондак Предтечи, «И ныне» – кондак праздника.
Поется Трисвятое.
Прокимен и аллилуиарий – Недели по Богоявлении8 и Предтечи9.
Апостол и Евангелие – Недели по Богоявлении и Предтечи.
Задостойник праздника (и до отдания).
Причастен – воскресный: «Хвалите Господа…»10, и Предтечи: «В память вечную…».
Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых…» (с упоминанием Предтечи).
1 В период с 7 по 13 января, в продолжение попразднства Крещения, в седмичные и субботние дни службы совершаются только по Минее – попразднства и рядовых святых. Отпуст в эти дни произносится праздничный полный: «Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна…» с поминовением свт. Иоанна Златоуста (на Литургии), святого храма, рядового святого и всех святых. В воскресные дни в период попразднства – служба по Октоиху и Минее, отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых…»
Некоторые особенности попразднства Богоявления:
1) На утрене по кафизмах произносятся ектении.
2) После 9-й песни «Достойно есть» не поется.
3) Существует обычай на 1-м часе вместо «Взбранной Воеводе» петь кондак праздника.
4) На Литургии по входе поется: «…спаси ны, Сыне Божий, во Иордане крестивыйся, поющия Ти: аллилуия» (в воскресные дни: «…Воскресый из мертвых…»).
5) Дневные тропари в седмичные и субботние дни в период предпразднства и попразднства двунадесятых праздников не поются, так как песнопения Октоиха отменяются.
6) Перед чтением Апостола в седмичные и субботние дни вначале произносится прокимен праздника и затем святого, если есть, а дневной опускается. Таков же Устав пения аллилуиария и причастнов.
7) На Литургии во все дни попразднства поется задостойник – припев и ирмос 9-й песни, глас 2-й: «Недоумеет всяк язык…».
2 Согласно Уставу, служба свв. Богоотцов в Неделю по Рождестве Христовом в день Собора Пресвятой Богородицы (см.: Типикон, 26 декабря, Маркова глава) является образцом для совершения в воскресный день службы Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (см.: Типикон, 7 января, 1-е «зри»). Порядок пения тропарей в конец вечерни в Марковой главе Типикона под 26 декабря излагается следующим образом: тропарь праздника (дважды) и святых (единожды).
3 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 1-го гласа: «Гавриилу вещавшу…».
4 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.
5 Ср.: Типикон, 26 декабря, Маркова глава.
6 Ср.: Минея, 7 января, Маркова глава. Согласно Уставу, служба свв. Богоотцов в Неделю по Рождестве Христовом в день Собора Пресвятой Богородицы (см.: Типикон, 26 декабря, Маркова глава) является образцом для совершения в воскресный день службы Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (см.: Типикон, 7 января, 1-е «зри»). В Марковой главе Типикона под 26 декабря даются следующие указания о пении хвалитных стихир: воскресные – 4, и праздника – 4. «Слава» – святых, «И ныне» – «Преблагословенна еси…». Евангельская стихира – перед 1-м часом (на «Слава, и ныне»).
7 На воскресной утрене в течение года по великом славословии поочередно поются два воскресных тропаря. Выбор тропаря зависит от гласа рядовой воскресной службы Октоиха: при воскресной службе 1-го, 3-го, 5-го и 7-го гласов поется тропарь, глас 1-й: «Днесь спасение миру бысть…», при воскресной службе 2-го, 4-го, 6-го и 8-го гласов – тропарь, глас 2-й: «Воскрес из гроба…» (ср.: Типикон, гл. 2-я; Часослов).
8 Прокимен Недели по Богоявлении совпадает с воскресным прокимном 1-го гласа, а аллилуиарий Недели по Богоявлении соответствует воскресному аллилуиарию 5-го гласа.
9 Ср.: Типикон, 7 января, 5-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 367–368.
10 В Марковой главе Минеи под 7 января сказано: «Причастен праздника и Предтечи…». По поводу этого выражения необходимо заметить, что, во-первых, оно не согласно с общим уставом о причастнах; во-вторых, в Типиконе (см.: 7 января, 5-е «зри») прямо сказано, что при указанном условии «праздника прокимен и причастен оставляется»; в-третьих, даже в Минее в следующей Марковой главе говорится, что причастен: «Хвалите Господа с Небес…, другий – святаго», и что причастен праздника (вместо причастна святого) поется только в том случае, если у святого нет причастна (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 368).