30. Неделя о блудном сыне. Глас 2-й. Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.

Сщмч. Ипполита.

Прп. Зинона, постника Печерского, в Дальних пещерах.

Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди и бденной службой Трех святителей (по 1-й Марковой главе Типикона под 30 января: «Подобает ведати, аще случится Триех святителей… в Неделю мытареву, или блуднаго, или мясопустную»).

Служба сщмч. Ипполита может петься «в пяток на повечерии» (см.: Типикон, гл. 49-я, 1-е «зри»).

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 2-й – 3, Триоди, глас 1-й – 3 (первая стихира – дважды), и святителей, глас 4-й[1] – 4. «Слава» – Триоди, глас 2-й: «О, коликих благ…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Прейде сень законная…».

Вход. Прокимен дня. Паримии святителей – 3.

На литии стихира храма и стихиры Триоди, глас 2-й: «Блуднаго глас…», и глас 8-й: «Иждих блудно…» (см. на хвалитех)[2]. «Слава» – святителей, глас 6-й: «Святители Христовы…», «И ныне» – Триоди, глас 4-й: «Яко блудный сын…» (см. славник литийных стихир Триоди)[3].

На стиховне стихиры воскресные, глас 2-й. «Слава» – святителей, глас тот же: «Днесь души земнородных…», «И ныне» – Триоди, глас 6-й: «Отеческаго дара…» (см. славник стиховных стихир Триоди)[4].

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь святителей, глас 4-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 2-й (дважды). «Слава» – тропарь святителей, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века…».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[5].

Полиелей. К двум полиелейным псалмам присоединяется псалом 136-й: «На реках Вавилонских…»[6]. Величание[7] святителей и избранный псалом[8]. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален святителей, глас 5-й: «Яко царское украшение…» (см. по 1-м стихословии), ин седален святителей, глас 4-й: «Светильницы пресветлии…» (см. по 1-м стихословии), ин седален святителей, глас 3-й: «Столп был еси Церкве…» (см. по 2-м стихословии), ин седален святителей, глас 4-й: «Во цветнице писаний…» (см. по 2-м стихословии); седален святителей по полиелее, глас тот же: «Премудрии учителие…». «Слава» – ин седален святителей по полиелее, глас тот же: «Празднует днесь Церковь…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Предстательнице необоримая…». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 2-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Покаяния отверзи ми двери…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасения стези…». Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже…», и стихира Триоди, глас тот же: «Множества содеянных…»[9].

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, Триоди на 4 и святителей на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Сушу глубородительную…»[10].

По 3-й песни – кондак и икос святителей, глас 2-й; седален святителей, глас 8-й. «Слава» – ин седален святителей, глас тот же, «И ныне» – седален Триоди, глас 1-й: «Объятия Отча…».

По 6-й песни – кондак и икос Триоди, глас 3-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую». (Припевы Минеи не поются.)

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 2-й. «Слава» – светилен святителей (по выбору), «И ныне» – светилен Триоди (по выбору): «Богатство, еже ми дал еси…» или «Расточих богатство…».

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 2-й – 4, и святителей, глас 5-й – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне вечера). «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Отче Благий…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».

Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 2-я.

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь святителей. Кондаки воскресный[11], Триоди и святителей читаются попеременно.

На Литургии блаженны гласа – 4, Триоди, песнь 3-я – 4, и святителей, песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

Примечание. Порядок пения тропарей и кондаков в 1-й Марковой главе Типикона под 30 января излагается без учета посвящения храма: тропарь воскресный, тропарь святителей; кондак воскресный. «Слава» – кондак святителей, «И ныне» – кондак Триоди. Согласно общему уставу, в храме Богородицы может петься тропарь и кондак храма. Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 422, 428–430.

В храме Господском и святого – тропарь воскресный, тропарь святителей; кондак воскресный. «Слава» – кондак святителей, «И ныне» – кондак Триоди.

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь святителей; кондак воскресный, кондак Триоди. «Слава» – кондак святителей, «И ныне» – кондак храма.

Примечание. Поскольку в честь святителей совершалось всенощное бдение, по входе на Литургии тропарь и кондак храма святого не поется.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и святителей.

Примечание. Прокимен и аллилуиарий у Трех святителей – по апостольскому чину. Прокимен, глас 8-й: «Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их»; стих: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь». Аллилуия, глас 4-й: «Исповедят Небеса чудеса Твоя, Господи, ибо истину Твою в Церкви святых»; стих: «Бог прославляемь в совете святых». Причастен: «Радуйтеся, праведнии…».

Апостол и Евангелие – Недели о блудном сыне и святителей.

Поется «Достойно есть…».

Примечание. В седмицу мясопустную «Аллилуия» не поется (т. е. постовое богослужение не совершается); одна из кафизм утрени (третья) переносится на вечерню. Не поются междочасие и канон молебный ко Пресвятой Богородице на повечерии; повечерие положено малое. Точно так же – и в седмицу сырную, кроме среды и пятницы (см.: Типикон, гл. 49-я, «Неделя… блуднаго сына», «зри»).

Примечание. «Ведомо же да есть, яко последование прилучающихся святых в субботу, и в Неделю мясопустную, поется в мимошедших повечериях. Такожде о субботе и Недели сыропустной творим: или како настоятель изволит, кроме аще где случится великаго святаго память» (Триодь Постная, «Неделя… блуднаго сына», «зри»).


1 Пение стихир святителей, глас 4-й: «Благодати органы…», предпочтительней, поскольку стихиры, глас 2-й: «Киими похвальными венцы…», отсутствуют в греческом оригинале печатной службы Трех святителей (ср.: Минея-Январь. Венеция, 1843. С. 243; Венеция, 1868. С. 244; Венеция, 1890. С. 222).

2 Хвалитная (и литийная) стихира Триоди, глас 4-й: «Яко блудный сын…», поется на «И ныне» литийных стихир.

3 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 394, 396.

4 Там же. С. 396, 398.

5 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 2-го гласа: «Вся паче смысла…».

6 «Полиелей: обычныя два псалма. Припеваем же к сим и третий псалом: На реках Вавилонских со Аллилуиею красною» (Типикон, гл. 49-я, «Неделя, в нюже чтется священное и святое Евангелие, притчи блуднаго сына»). «Аще ли Неделя блуднаго, или мясопустная, прилагаем и третий псалом: На реках Вавилонских» (Типикон, 30 января, 1-я Маркова глава, 2-е «зри»).

7 Ср.: Типикон, 2 февраля, 2-я Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 402.

8 При пении избранного псалма в воскресные дни заключительное: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды) не поется. Сразу после последнего стиха избранного псалма – величание и тропари воскресные: «Ангельский собор…».

9 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 404.

10 В Триоди Постной в Неделю о блудном сыне на утрене назначена катавасия «Моисейскую песнь…» (см.: Триодь Постная, ч. 1, л. 10, на обороте), но такое указание (без каких-либо оговорок) не охватывает всех возможных совпадений Триоди Постной с праздниками Минеи: ведь Неделя о блудном сыне может случиться в период с 18 января по 22 февраля, когда праздники Минеи следуют один за другим. Итак, если Неделя о блудном сыне случится с 18 января по 9 февраля (включительно), то катавасия – «Сушу глубородительную землю…». Если Неделя о блудном сыне случится с 10 по 22 февраля (включительно), то катавасия – «Моисейскую песнь…», которая и указана в последовании Триоди Постной, тогда как про другую ничего не говорится.

11 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 420.