10. Вторник. Попразднство Богоявления. Свт. Григория, еп. Нисского. Прп. Дометиана, еп. Мелитинского. Свт. Феофана, Затворника Вышенского.
Прп. Маркиана пресвитера. Прп. Павла Комельского (Обнорского). Прп. Антипы Валаамского (Афонского)[1].
Служба свт. Григория Нисского и прп. Дометиана не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Богоявления (Б). Приводим также порядок совершения полиелейной или бденной службы свт. Феофана[2] в соединении со службой попразднства Богоявления (в этом случае служба свт. Григория и прп. Дометиана переносится на повечерие[3] и поется вместе со службой прп. Маркиана) (А), а также порядок возможного соединения службы свт. Григория Нисского с полиелейной службой свт. Феофана и службой попразднства Богоявления (В)[4].
А. На великой вечерне[5] «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника, глас 2-й – 3 (см. на стиховне утрени, в службе свт. Григория), и святителя, глас 1-й – 5 (две первые стихиры – дважды). «Слава» – святителя, глас тот же: «Отче Феофане богомудре…», «И ныне» – праздника, глас 4-й: «Трепеташе рука Крестителева…» (см. на «Господи, воззвах», в службе свт. Григория).
Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3.
На стиховне[6] стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами; см. в службе свт. Григория)[7]. «Слава» – святителя, глас 5-й: «Преблаженне отче Феофане…», «И ныне» – праздника, глас 4-й: «Тебе, в Дусе и огни…» (см. в службе свт. Григория).
По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.
После пения тропарей на великой вечерне (без бдения) отверзаются царские врата[8]. Диакон произносит: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен…». Певцы: «Утверди, Боже…». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит великий отпуст: «Иже во Иордане…»[9].
На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 8-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.
Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении.
По 1-м стихословии – седален святителя, глас 8-й: «Непостижимый Свет…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 3-й: «Владыка днесь…» (см. в службе свт. Григория).
По 2-м стихословии – седален святителя, глас 8-й: «Непостижимый Свет…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 4-й: «Богоявления время…» (см. в службе свт. Григория).
Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 4-й: «Премудрый учителю…» (дважды). «Слава, и ныне» – праздника (по выбору, см. по 1-м или 2-м стихословии в службе свт. Григория) или Богородичен, глас тот же: «Необоримая Предстательнице…»[10]. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Честна пред Господем смерть преподобных Его»; стих: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?». Евангелие – Ин., зач. 35 (от полу). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя Феофана…». Стихира святителя, глас 6-й: «Излияся благодать…».
Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя на 8.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия праздника: «Глубины открыл есть дно…».
По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й; седален святителя, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 1-й: «Иисусу рождшуся…» (см. в службе свт. Григория).
По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 4-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника: «Явися Спас…» (см. в службе свт. Григория).
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры святителя, глас 7-й – 4 (первая стихира – дважды)[11]. «Слава» – святителя, глас тот же: «Благочестия мудрый…», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Господи, исполнити хотя…» (см. на стиховне утрени, в службе свт. Григория).
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.
Отпуст: «Иже во Иордане…».
На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки праздника и святителя читаются попеременно.
На Литургии блаженны, от канона праздника, песнь 5-я – 4 (со ирмосом), и святителя, песнь 6-я – 4.
На входе – «…во Иордане крестивыйся…».
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь праздника, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника.
В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь святителя; кондак праздника. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь святителя; кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника.
Примечание. Если совершалось всенощное бдение, то тропарь и кондак храмового святого не поются.
Поется Трисвятое.
Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и святителя.
Апостол и Евангелие – дня и святителя (Евр., 318 зач.; Ин., 36 зач.).
Задостойник праздника.
Отпуст: «Иже во Иордане…».
Б. На вечерне кафизма 6-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: святителя, глас 5-й – 3, и преподобного, глас 1-й – 3. «Слава» – святителя, глас 4-й: «Премудрости слово твое…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Трепеташе рука Крестителева…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 4-й: «Житие Божественно…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Тебе, в Дусе и огни…».
По Трисвятом – тропарь святых, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.
Отпуст: «Иже во Иордане…».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь святых, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.
Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й.
Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), святителя на 4 и преподобного на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (преподобного).
По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й, ин кондак святителя, глас 2-й; седален святителя, глас 3-й. «Слава» – седален преподобного, глас 1-й, «И ныне» – седален праздника, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 1-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя. «Слава, и ныне» – светилен праздника.
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 1-й: «Правыя веры…», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Господи, исполнити хотя…».
По Трисвятом – тропарь святых, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.
Отпуст 1-го часа: «Иже во Иордане…».
На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь святых. Кондак только праздника.
На Литургии блаженны, от канона праздника, песнь 5-я – 4 (со ирмосом) и святителя, песнь 6-я – 4.
На входе – «…во Иордане крестивыйся…».
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь праздника, тропарь святых; кондак святителя. «Слава» – ин кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника.
В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь святых; кондак праздника, кондак святителя. «Слава» – ин кондак святителя, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь святых; кондак храма, кондак святителя. «Слава» – ин кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника.
Поется Трисвятое.
Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и святых.
Апостол и Евангелие – дня и святых (1 Кор., 151 зач.; Мф., 34 зач., от полу).
Задостойник праздника.
Отпуст: «Иже во Иордане…».
В. На великой вечерне[12] «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника, глас 2-й – 3 (см. на стиховне утрени, в службе свт. Григория), свт. Феофана, глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды), и свт. Григория, глас 5-й – 3. «Слава» – свт. Феофана, глас 1-й: «Отче Феофане богомудре…», «И ныне» – праздника, глас 4-й: «Трепеташе рука Крестителева…» (см. на «Господи, воззвах», в службе свт. Григория).
Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3.
На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами; см. в службе свт. Григория)[13]. «Слава» – свт. Феофана, глас 5-й: «Преблаженне отче Феофане…», «И ныне» – праздника, глас 4-й: «Тебе, в Дусе и огни…» (см. в службе свт. Григория).
По Трисвятом – тропарь свт. Феофана, глас 8-й. «Слава» – тропарь свт. Григория, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.
После пения тропарей на великой вечерне (без бдения) отверзаются царские врата[14]. Диакон произносит: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен…». Певцы: «Утверди, Боже…». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит великий отпуст[15].
Отпуст: «Иже во Иордане…».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (единожды), тропарь свт. Феофана, глас 8-й (единожды). «Слава» – тропарь свт. Григория, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.
Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении.
По 1-м стихословии – седален свт. Феофана, глас 8-й: «Непостижимый Свет…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 3-й: «Владыка днесь…» (см. в службе свт. Григория).
По 2-м стихословии – седален свт. Феофана, глас 8-й: «Непостижимый Свет…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 4-й: «Богоявления время…» (см. в службе свт. Григория).
Полиелей. Величание свт. Феофана и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 4-й: «Премудрый учителю…» (дважды). «Слава, и ныне» – праздника (по выбору, см. по 1-м или 2-м стихословии в службе свт. Григория) или Богородичен, глас тот же: «Необоримая Предстательнице…»[16]. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен свт. Феофана, глас 4-й: «Честна пред Господем смерть преподобных Его»; стих: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?». Евангелие – Ин., зач. 35 (от полу). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя Феофана…». Стихира святителя, глас 6-й: «Излияся благодать…».
Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), свт. Феофана на 6 и свт. Григория на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия праздника: «Глубины открыл есть дно…».
По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й, кондак и икос свт. Григория, глас 1-й, ин кондак свт. Григория, глас 2-й; седален свт. Феофана, глас 8-й. «Слава» – седален свт. Григория, глас 3-й, «И ныне» – седален праздника, глас 1-й.
По 6-й песни – кондак и икос свт. Феофана, глас 4-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен свт. Феофана. «Слава» – светилен свт. Григория, «И ныне» – светилен праздника: «Явися Спас…» (см. в службе свт. Григория).
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры святителя, глас 7-й – 4 (со славником)[17]. «Слава» – свт. Григория, глас 1-й: «Правыя веры…» (см. на стиховне утрени), «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Господи, исполнити хотя…» (см. на стиховне утрени, в службе свт. Григория).
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь свт. Феофана, глас 8-й. «Слава» – тропарь свт. Григория, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.
Отпуст: «Иже во Иордане…».
На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропари свт. Феофана и свт. Григория читаются попеременно. Кондаки праздника и свт. Феофана читаются попеременно.
На Литургии блаженны, от канона праздника, песнь 5-я – 4 (со ирмосом), свт. Феофана, песнь 3-я – 4 и свт. Григория, песнь 6-я – 4.
На входе – «…во Иордане крестивыйся…».
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь праздника, тропарь свт. Феофана, тропарь свт. Григория; кондак свт. Феофана, кондак свт. Григория. «Слава» – ин кондак свт. Григория, «И ныне» – кондак праздника.
В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь свт. Феофана, тропарь свт. Григория; кондак праздника, кондак свт. Феофана, кондак свт. Григория. «Слава» – ин кондак свт. Григория, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь свт. Феофана, тропарь свт. Григория; кондак храма, кондак свт. Феофана, кондак свт. Григория. «Слава» – ин кондак свт. Григория, «И ныне» – кондак праздника.
Поется Трисвятое.
Прокимен – праздника, глас 4-й: «Благословен грядый во Имя Господне…», стих: «Исповедайтеся Господеви…»; и святителей, глас 7-й: «Честна пред Господем…».
Аллилуиарий – праздника, глас 4-й: «Принесите Господеви…», и святителей, глас 2-й: «Священницы Твои облекутся…».
Апостол и Евангелие – дня, свт. Феофана (Евр., 318 зач.; Ин., 36 зач.) и свт. Григория (1 Кор., 151 зач.; Мф., 34 зач., от полу).
Задостойник праздника.
Причастен – праздника: «Явися благодать Божия…», и святителей: «В память вечную…».
Отпуст: «Иже во Иордане…».
1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 29 декабря 2022 года был утвержден к общецерковному богослужебному употреблению текст службы преподобному Антипе Валаамскому (Афонскому). Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5990199.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru).
2 См.: Минея-Январь. Ч. 1. М., 2002. С. 615–625.
3 О порядке пения служб на повечерии см. 13 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста.
4 В этом случае служба прп. Дометиана переносится на повечерие и поется вместе со службой прп. Маркиана. О порядке пения служб на повечерии см. 13 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста.
5 Начало великой вечерни при полиелейной службе отличается от начала великой вечерни в составе бдения тем, что начальный возглас – «Благословен Бог наш…», а не «Слава Святей…» (иерей произносит возглас по окончании 9-го часа на амвоне, при закрытых царских вратах и открытой завесе), и тем, что 103-й псалом читается, а не поется.
6 Если в честь свт. Феофана совершается всенощное бдение:
На литии – стихира храма и стихиры святителя. «Слава» – святителя, «И ныне» – праздника.
На стиховне – стихиры праздника. «Слава» – святителя, «И ныне» – праздника.
По Трисвятом – тропарь святителя (дважды) и праздника (единожды). (Ср.: Типикон, 21 декабря, служба свт. Московского Петра, и 11 января, служба прп. Феодосия).
7 Ср.: Типикон, 21 декабря, служба свт. Московского Петра в предпразднство Рождества Христова; 11 января, служба прп. Феодосия Великого в попразднство Богоявления. В качестве общего правила, на богослужении седмичных дней при средних праздниках Месяцеслова в периоды пред-попразднств Уставом допускается пение на стиховне великой вечерни как стихир праздника, так и стихир святого (ср.: Типикон, 21 декабря, свт. Петра, и 11 января, прп. Феодосия; Минея общая, «Изъявление вкратце…»); в субботние дни Типикон указывает стихиры святого (ср.: Типикон, гл. 15-я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 201).
8 Согласно распространенной практике, царские врата отверзаются с началом пения тропарей.
9 Такое окончание положено на великой вечерне (без бдения), которая совершается отдельно от утрени. В случае, если вслед за великой вечерней (без бдения) совершается, по сложившейся богослужебной практике, полиелейная утреня, царские врата не отверзаются. После «Утверди, Боже…» иерей в алтаре пред престолом произносит возглас: «Слава Святей…», творя крест кадилом.
10 Пение Богородична, а не песнопения праздника, допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2-ю Маркову главу под этим числом).
11 Праздничные стиховны утрени из службы свт. Григория на хвалитех можно не петь (ср.: Минея общая, «Изъявление вкратце»; Типикон, 11 января), поскольку они пелись на «Господи, воззвах».
12 Начало великой вечерни при полиелейной службе отличается от начала великой вечерни в составе бдения тем, что начальный возглас – «Благословен Бог наш…», а не «Слава Святей…» (иерей произносит возглас по окончании 9-го часа на амвоне, при закрытых царских вратах и открытой завесе), и тем, что 103-й псалом читается, а не поется.
13 Ср.: Типикон, 21 декабря, служба свт. Московского Петра в предпразднство Рождества Христова; 11 января, служба прп. Феодосия Великого в попразднство Богоявления. В качестве общего правила, на богослужении седмичных дней при средних праздниках Месяцеслова в периоды пред-попразднств Уставом допускается пение на стиховне великой вечерни как стихир праздника, так и стихир святого (ср.: Типикон, 21 декабря, свт. Петра, и 11 января, прп. Феодосия; Минея общая, «Изъявление вкратце…»); в субботние дни Типикон указывает стихиры святого (ср.: Типикон, гл. 15-я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 201).
14 Согласно распространенной практике, царские врата отверзаются с началом пения тропарей.
15 Такое окончание положено на великой вечерне (без бдения), которая совершается отдельно от утрени. В случае, если вслед за великой вечерней (без бдения) совершается, по сложившейся богослужебной практике, полиелейная утреня, царские врата не отверзаются. После «Утверди, Боже…» иерей в алтаре пред престолом произносит возглас: «Слава Святей…», творя крест кадилом.
16 Пение Богородична, а не песнопения праздника, допускается в службе вмч. Георгия, даже в дни Светлой седмицы (ср.: Типикон, 23 апреля, а также 2-ю Маркову главу под этим числом).
17 Праздничные стиховны утрени из службы свт. Григория на хвалитех можно не петь (ср.: Минея общая, «Изъявление вкратце»; Типикон, 11 января), поскольку они пелись на «Господи, воззвах».