15. Неделя 34-я по Пятидесятнице. Глас 1-й. Прпп. Павла Фивейского и Иоанна Кущника.

Прп. Варлаама Керетского.

Служба прпп. Павла Фивейского и Иоанна Кущника шестеричная, совершается вместе с воскресной службой Октоиха.

Примечание. Начиная с 15 января по воскресеньям поется полиелей, до Недели сыропустной включительно (см. Типикон, 21 сентября, 1-е «зри») – кроме Недели о мытаре и фарисее, в которую, по Уставу, поются непорочны (см. Типикон, гл. 49)[1].

В период от отдания Богоявления (с 15 января) до субботы перед Неделей о блудном сыне на седмичной утрене стихословятся три кафизмы, а на вечерне – 18-я[2]. Однако в пятницу, субботу и воскресенье в этот период на утрене полагается две кафизмы.

С 15 января и до отдания праздника Сретения (если на утрене поется великое славословие) – катавасия Сретения: «Сушу глубородительную землю…».

Кроме того, начиная с этого дня, полагается канон молебный ко Пресвятой Богородице (из Октоиха) на повечерии и на вседневном богослужении междочасия (см. Типикон, 15 января, 2-е «зри»).

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1-й – 4, прп. Павла, глас тот же – 3, и прп. Иоанна, глас 2-й – 3. «Слава» – прп. Иоанна, глас тот же: «Отвергся мира…», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всемирную славу…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 1-й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 1-го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Ты Бога человеком соединила еси…».

Примечание. Допустимо стихиры на литии петь следующим образом: стихира храма; «Слава» – прп. Павла, глас 8-й: «Монахов множества…» (см. на стиховне утрени в Минее), «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы» (приложение 1-е)[3]: «Безневестная Дево…»[4].

На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава» – прп. Павла, глас 6-й: «Преподобне отче…», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы» (приложение 1-е): «Творец и Избавитель…»[5].

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобных, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы» (приложение 3-е): «Еже от века…».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[6].

Полиелей. «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа[7]. Евангелие воскресное 1-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, прп. Павла на 4 и прп. Иоанна на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Сушу глубородительную…».

По 3-й песни – кондак и икос прп. Иоанна, глас 2-й (см. в Минее по 6-й песни канона), кондак прп. Павла, глас 3-й; седален прп. Павла, глас 1-й. «Слава» – седален прп. Иоанна, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

Примечание. Типикон не упоминает о двух кондаках прп. Иоанна (см. в Минее по 3-й песни). В Минее синодального периода (см.: Минея-Январь. Киев, 1893. Л. 207) эти тексты также отсутствуют.

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 1-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 1-й. «Слава» – светилен прп. Иоанна, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры воскресные, глас 1-й – 8. «Слава» – стихира евангельская 1-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Примечание. Типикон не упоминает о хвалитных стихирах Минеи. В Минее синодального периода (см.: Минея-Январь. Киев, 1893. Л. 211) эти стихиры также отсутствуют.

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…»[8].

Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых…».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобных. Кондак только воскресный.

На Литургии блаженны гласа – 4, прп. Павла, песнь 3-я – 4, и прп. Иоанна, песнь 6-я – 4[9].

На входе: «…Воскресый из мертвых…».

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь преподобных; кондак прп. Павла. «Слава» – кондак прп. Иоанна, «И ныне» – кондак воскресный.

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь преподобных; кондак воскресный, кондак прп. Павла. «Слава» – кондак прп. Иоанна, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь преподобных; кондак воскресный, кондак храма, кондак прп. Павла. «Слава» – кондак прп. Иоанна, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Поется Трисвятое.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и преподобных.

Апостол и Евангелие – дня и преподобных.

Поется «Достойно есть…».

Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых…».


1 В 2024 году в Неделю о мытаре и фарисее (12 февраля) совершается полиелейная служба в честь Иверской иконы Божией Матери или в честь свт. Алексия, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца. Также в текущем году в Неделю 37-ю по Пятидесятнице, совпадающую с попразднством Сретения Господня, по Уставу, поются непорочны (ср.: Типикон, 2 февраля, 8-я Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 236–237), при условии совершения в этот день рядовой службы Минеи (мц. Агафии).

2 В предпразднство и попразднство Сретения Господня на утрене читаются две кафизмы, а на вечерне – рядовая.

3 Эти приложения находятся в дополнительной части всех месячных Миней; приложения 1 и 2 используются при пении стихир, а приложения 3 и 4 – тропарей.

4 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 25–27, 61–63.

5 Там же. С. 27, 65–67.

6 Если у святого, память которого пришлась на воскресный день, есть свой тропарь – на утрене на «Бог Господь» тропари поются обычным порядком, и на «И ныне» поется Богородичен воскресный по гласу «Славы»; при этом Богородичен текущего гласа не поется на «Бог Господь» на «И ныне», а переносится на «Слава, и ныне» по 1-м стихословии, рядовой же Богородичен по 1-м стихословии в этом случае опускается. Однако если глас тропаря, поемого на «Славу», совпадет с гласом Недели, то Богородичен текущего гласа и Богородичен рядовой по 1-м стихословии остаются на своих местах (см. Типикон, гл. 52, «В Неделю на утрени, на Бог Господь»). В данном случае по первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 1-го гласа: «Гавриилу вещавшу…».

7 Прокимен воскресный, глас 1-й: «Ныне воскресну, глаголет Господь,/ положуся во спасение, не обинюся о нем», стих: «Словеса Господня, словеса чиста».

8 На воскресной утрене в течение года по великом славословии поочередно поются два воскресных тропаря. Выбор тропаря зависит от гласа рядовой воскресной службы Октоиха: при воскресной службе 1-го, 3-го, 5-го и 7-го гласов поется тропарь, глас 1-й: «Днесь спасение миру бысть…», при воскресной службе 2-го, 4-го, 6-го и 8-го гласов – тропарь, глас 2-й: «Воскрес из гроба…» (ср.: Типикон, гл. 2-я; Часослов).

9 Ср.: Сырников Н. С. Ключ к Церковному Уставу. М., 1910. Л. 24.