Суббота. Свт. Андрея, архиеп. Критского. Прп. Марфы, матери Симеона Дивногорца. Прп. Андрея Рублева, иконописца. Страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии.

Блгв. вел. кн. Андрея Боголюбского. Обретение мощей прп. Евфимия Суздальского (службу зри 1 апреля).

Служба свт. Андрея Критского и прп. Марфы не имеет праздничного знака, совершается вместе с субботней службой Октоиха (Б). Приводим также порядок совершения полиелейной службы святых царственных страстотерпцев (А)1 и полиелейной службы прп. Андрея Рублева (В)2.

А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры страстотерпцев, глас 2-й и глас 6-й – 8. «Слава» – страстотерпцев, глас 6-й: «Союзом любве…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажит…».

Вход. Прокимен дня. Паримии страстотерпцев – 3.

На стиховне стихиры страстотерпцев, глас 5-й (со своими припевами). «Слава» – страстотерпцев, глас 8-й: «Мучениче царю Николае…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «О, преславнаго чудесе!..».

По Трисвятом – тропарь страстотерпцев, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 6-й: «Благословенную нарекий…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь страстотерпцев, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 6-й: «Благословенную нарекий…».

Кафизмы 16-я и 17-я3. Малые ектении. Седальны страстотерпцев (по дважды).

Полиелей. Величание страстотерпцев и избранный псалом. Седален страстотерпцев по полиелее, глас 3-й: «Днесь царственнии…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Вострубим трубою…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен страстотерпцев, глас 4-й: «Пролияша кровь их…». Евангелие страстотерпцев. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами царственных страстотерпец…». Стихира страстотерпцев, глас 6-й: «Страстотерпче Христов…».

Каноны:

В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и страстотерпцев на 8.

В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и страстотерпцев на 8.

Примечание. При совпадении памяти славословного, полиелейного или бденного святого с субботним днем в храме святого должен петься Богородичный канон с воскресной утрени отдаваемого гласа (см. Типикон, гл. 11-я, «зри»; Минея общая, «Изъявление вкратце»). Это является особенностью субботнего богослужения, на котором происходит отдание гласа, действовавшего в течение седмицы.

Впрочем, В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», ч. 1, отд. 3, гл. 28) допускает при полиелее святого в субботу пение Богородичного канона из службы святого или общего канона Богородицы, глас 8-й: «Воду прошед…» (из Часослова) или «Колесницегонителя фараона…» (из приложения Октоиха).

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – седален страстотерпцев, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос страстотерпцев, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен страстотерпцев (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры страстотерпцев, глас 8-й – 4. «Слава» – страстотерпцев, глас тот же: «О, святая седмерице…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «О, преславнаго чудесе!..».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь страстотерпцев, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 6-й: «Благословенную нарекий…».

На часах – тропарь и кондак страстотерпцев.

На Литургии блаженны страстотерпцев, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь страстотерпцев. «Слава» – кондак страстотерпцев, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь страстотерпцев; кондак храма. «Слава» – кондак страстотерпцев, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – страстотерпцев и дня4.

Апостол и Евангелие – страстотерпцев и дня.

Б. На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: святителя, глас 1-й – 3, и преподобной, глас 4-й – 3 (первая стихира – дважды). «Слава» – преподобной, глас тот же: «Духовною благодатию…», «И ныне» – догматик, глас 6-й: «Кто Тебе не ублажит…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2-й: «Мученицы Твои, Господи…», 3-й – тот же, 4-й: «Страстотерпцы мученицы…»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава» – святителя, глас 8-й: «Монахов множества…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Чистая Дево…».

По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й. «Слава» – тропарь преподобной, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 6-й: «Благословенную нарекий…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобной, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ради…».

Кафизмы 16-я и 17-я5. Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны:

В храме Господском, Богородицы и святого – канон святителя со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), преподобной на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы мученичного канона Октоиха.

По 3-й песни – кондак преподобной, глас 2-й; седален святителя, глас 4-й. «Слава» – седален преподобной, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Светилен святителя. «Слава» – ексапостиларий Октоиха, «И ныне» – Богородичен Октоиха.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 6-й (мученичны из числа стихир на хвалитех – 1-й: «Господи, в память святых Твоих…», 2-й: «Господи, аще не быхом…», 3-й: «Память мученик…»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава» – святителя, глас тот же: «Преподобне отче Андрее…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Бога, из Тебе воплотившагося…».

По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й. «Слава» – тропарь преподобной, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Дево Пречистая…».

На часах – тропарь святителя. «Слава» – тропарь преподобной. Кондаки преподобной и святителя читаются попеременно.

На Литургии блаженны Октоиха – 6.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь святителя, тропарь преподобной; кондак храма, кондак святителя, кондак преподобной. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».

В храме святого – тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь святителя, тропарь преподобной; кондак святителя, кондак преподобной. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – святителя и дня.

Апостол и Евангелие – святителя и дня.

В. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры преподобного, глас 3-й и глас 5-й – 8 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – преподобного, глас 4-й: «Изначала даром…», «И ныне» – догматик, глас 6-й: «Кто Тебе не ублажит…».

Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3.

На стиховне стихиры преподобного, глас 1-й (со своими припевами). «Слава» – преподобного, глас тот же: «Недоведомей тайне…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Неизследимо и никакоже…».

По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 6-й: «Благословенную нарекий…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 6-й: «Благословенную нарекий…».

Кафизмы 16-я и 17-я6. Малые ектении. Седальны преподобного.

Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом. Седален преподобного по полиелее, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же (см., например, в седальнах по 3-й песни канона). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен и Евангелие – преподобного. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобнаго…». Стихира преподобного, глас 6-й: «Ни Ангел, ниже человек…».

Каноны:

В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобного на 8.

В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобного на 8.

Примечание. При совпадении памяти славословного, полиелейного или бденного святого с субботним днем в храме святого должен петься Богородичный канон с воскресной утрени отдаваемого гласа (см. Типикон, гл. 11-я, «зри»; Минея общая, «Изъявление вкратце»). Это является особенностью субботнего богослужения, на котором происходит отдание гласа, действовавшего в течение седмицы.

Впрочем, В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», ч. 1, отд. 3, гл. 28) допускает при полиелее святого в субботу пение Богородичного канона из службы святого или общего канона Богородицы, глас 8-й: «Воду прошед…» (из Часослова) или «Колесницегонителя фараона…» (из приложения Октоиха).

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – седален преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен: «Тя песньми немолчными…» (см. в Минее общей, гл. 12, л. 73).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры преподобного, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас 5-й: «Днесь торжествует…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Утоли болезни…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 6-й: «Благословенную нарекий…».

На часах – тропарь и кондак преподобного.

На Литургии блаженны преподобного, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь преподобного; кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – преподобного и дня7.

Апостол и Евангелие – преподобного и дня.

Сноски:

1 См.: Минея-Июль. Ч. 1. М., 2002. С. 590– 606.

2 Там же. С. 610– 625.

3 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей.

4 См.: Типикон, гл. 15-я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 372.

5 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).

6 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей.

7 См.: Типикон, гл. 15-я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 372.