Суббота. Прпп. Фомы́, иже в Мале́и, и Ака́кия, иже в Ле́ствице. Прп. Евдоки́и, в инокинях Евфроси́нии, вел. кн. Московской.

Прпп. Се́ргия и Ни́кона Ра́донежских (службу зри 6 июля).

Вмц. Кириаки́и.

Служба прпп. Фомы и Акакия не имеет праздничного знака, совершается вместе с субботней службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения славословной службы прп. Евдокии, в инокинях Евфросинии, вел. кн. Московской (Б).

А. На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: прп. Фомы, глас 1-й — 3, и прп. Акакия, глас 4-й — 3. «Слава, и ныне» — догматик, глас 2-й: «Пре́йде сень зако́нная…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» — 2-й: «И́же земны́я сла́сти…», 3-й: «Святы́м му́чеником…», 4-й: «Ли́цы му́ченичестии…», припевы обычные со стиховны — см. Часослов)1. «Слава, и ныне» — Богородичен Октоиха, глас тот же: «Спаси́ от бед…» (см. в стихирах на стиховне).

По Трисвятом — тропарь преподобных (общий), глас 4-й. «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас 2-й: «Вся па́че смы́сла…».

На утрене на «Бог Господь» — тропарь преподобных (общий), глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».

Кафизмы 16-я и 17-я2. Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны:

В храме Господском, Богородицы и святого — канон прп. Фомы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), прп. Акакия на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.

Примечание. В книге В. Розанова «Богослужебный Устав Православной Церкви» (с. 176) даны следующие указания для пения канонов в субботу при типе службы двух святых без знака: в храме Господском и Богородицы — канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4; в храме Воскресения Христова — канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4. Однако следует отметить, что Устав не предусматривает пение канона на 3, за исключением уникальных богослужений утрени воскресного дня и дней сырной седмицы.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях — ирмосы мученичного канона Октоиха.

По 3-й песни — кондак прп. Акакия, глас 2-й; седален прп. Фомы, глас 4-й. «Слава» — седален прп. Акакия, глас тот же, «И ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни — кондак прп. Фомы, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» — Богородичен Октоиха.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й (мученичны из числа стихир на хвалитех — 1-й: «По Христе́ пострада́вше…», 2-й: «Всяк град и страна́…», 3-й: «Крест Христо́в…»; припевы обычные со стиховны — см. Часослов). «Слава, и ныне» — Богородичен Октоиха, глас тот же: «Прииди́те, Ма́терь Све́та…» (см. в стихирах на хвалитех).

По Трисвятом — тропарь преподобных (общий), глас 4-й. «Слава, и ныне» — Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Тя велича́ем, Богоро́дице, вопию́ще: Ты еси купина́…».

На часах — тропарь преподобных (общий). Кондаки прп. Акакия и прп. Фомы читаются попеременно.

На Литургии блаженны Октоиха — 6.

По входе — тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы — тропарь храма, тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь преподобных (общий); кондак храма, кондак прп. Фомы, кондак прп. Акакия. «Слава» — «Со святыми упокой…», «И ныне» — «Яко начатки естества…»3.

В храме святого — тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь преподобных (общий); кондак прп. Фомы, кондак прп. Акакия. «Слава» — «Со святыми упокой…», «И ныне» — «Яко начатки естества…».

Примечание. В храме святого в субботу тропарь и кондак храма не поются, потому что все святые именованы в тропаре и кондаке дня.

Прокимен, аллилуиарий и причастен — дня.

Апостол и Евангелие — дня.

Примечание. При субботней службе с «Бог Господь» заупокойные прокимен, аллилуиарий и причастен не поются, а заупокойные Апостол и Евангелие не читаются (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 372).

В период пения Октоиха на Литургии в субботу рядовые чтения следуют после чтений святых. В воскресные дни рядовые чтения предваряют чтения святого. В седмичные дни рядовые чтения предваряют чтения святого, даже при полиелейном и бденном святом; впрочем, при бденном святом рядовые чтения обычно переносятся на предыдущий или на следующий день.

Б. На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры прп. Евфросинии, глас 8-й и глас 2-й — 6. «Слава» — прп. Евфросинии, глас 5-й: «Ублажи́м ны́не…», «И ныне» — догматик, глас 2-й: «Пре́йде сень зако́нная…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры прп. Евфросинии, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» — прп. Евфросинии, глас тот же: «Вта́йне Бо́гу…», «И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Спаси́ от бед…».

По Трисвятом — тропарь прп. Евфросинии, глас 8-й. «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас 2-й: «Вся па́че смы́сла…».

На утрене на «Бог Господь» — тропарь прп. Евфросинии, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас 2-й: «Вся па́че смы́сла…».

Кафизмы 16-я и 17-я4. Малые ектении. Седальны прп. Евфросинии (по дважды). Псалом 50-й.

Каноны:

В храме Господском и Богородицы — канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и прп. Евфросинии на 8.

В храме святого — канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и прп. Евфросинии на 8.

Примечание. При совпадении памяти славословного, полиелейного или бденного святого с субботним днем в храме святого должен петься Богородичный канон с воскресной утрени отдаваемого гласа (см. Типикон, гл. 11-я, «зри»; Минея общая, «Изъявление вкратце»). Это является особенностью субботнего богослужения, на котором происходит отдание гласа, действовавшего в течение седмицы.

Впрочем, В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», ч. 1, отд. 3, гл. 28) допускает при полиелее святого в субботу пение Богородичного канона из службы святого или общего канона Богородицы, глас 8-й: «Воду прошед…» (из Часослова) или «Колесницегонителя фараона…» (из приложения Октоиха).

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни — седален прп. Евфросинии, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни — кондак и икос прп. Евфросинии, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен прп. Евфросинии (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры прп. Евфросинии, глас 2-й — 4 (каждая стихира — дважды). «Слава» — прп. Евфросинии, глас 8-й: «О, блаже́ннаго изволе́ния!..», «И ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же: «Арха́нгела Гаврии́ла…».

Великое славословие. По Трисвятом — тропарь прп. Евфросинии, глас 8-й. «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас 2-й: «Вся па́че смы́сла…».

На часах — тропарь и кондак прп. Евфросинии.

На Литургии блаженны прп. Евфросинии, песнь 3-я — 4 (со ирмосом) и песнь 6-я — 4.

По входе — тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы — тропарь храма, тропарь прп. Евфросинии. «Слава» — кондак прп. Евфросинии, «И ныне» — кондак храма.

В храме святого — тропарь храма, тропарь прп. Евфросинии; кондак храма. «Слава» — кондак прп. Евфросинии, «И ныне» — «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий5 и причастен — прп. Евфросинии и дня.

Апостол и Евангелие — прп. Евфросинии и дня.

Примечание. При субботней службе с «Бог Господь» заупокойные прокимен, аллилуиарий и причастен не поются, а заупокойные Апостол и Евангелие не читаются (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 372).

В период пения Октоиха на Литургии в субботу рядовые чтения следуют после чтений святых. В воскресные дни рядовые чтения предваряют чтения святого. В седмичные дни рядовые чтения предваряют чтения святого, даже при полиелейном и бденном святом; впрочем, при бденном святом рядовые чтения обычно переносятся на предыдущий или на следующий день.

Сноски:

1 Типикон предписывает петь на стиховнах 2-й, 3-й и 4-й мученичен с «Господи, воззвах». Эти мученичны в субботней службе 1–7 гласов располагаются во второй группе стихир. В субботней службе 8-го гласа три мученична даны в Октоихе в первой группе стихир, а 4-я, 5-я и 6-я стихиры не являются мученичнами по содержанию. Поэтому при совершении субботней службы Октоиха 8-го гласа мученичны для пения стихир на стиховне нужно заимствовать из 1-й группы стихир.

2 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).

3 «Такой именно порядок тропарей и кондаков указан в Октоихе. Между тем, в 52 гл. Тип., л. 385, не упомянуто о кондаке храма Христова или Богородицы, а в 12 гл. даже сказано: «в субботу бо храмовые кондаки Христовы и Богородицы оставляются; точию аще прилучится великий святый, тогда И ныне, кондак храма Христова или храма Богородицы; а идеже несть храма Христова и Богородицы, глаголем: Предстательство христиан». Но здесь выражается не та мысль, что в субботы нельзя петь кондак храма Христова или Богородицы, а та, что в субботу тропари и кондаки нельзя покрывать кондаком храма Христова или Богородицы; надобно же их покрывать субботним песнопением: Яко начатки естества… Причем, однако, кондак храма Христова или Богородицы совершенно не устраняются: если случится великий святой, когда дневные тропари и кондаки оставляются, то в храме Христа Спасителя и Божией Матери их надобно покрывать кондаком храма Христова или Богородицы, а где храм не Христов и не Богородицы, то — Предстательство христиан…» (Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 308).

4 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).

5 Текст аллилуиариев прп. Евфросинии и дня совпадает.