Суббота. Ап. от 70-ти Аки́лы. Мчч. Ки́рика и Иули́тты (с 15 июля). Прп. Никоди́ма Святого́рца (службу зри 1 июля).
Прп. Стефа́на Ма́хрищского. Блгвв. кн. Владимира и кн. Агриппи́ны Ржевских (с 15 июля).
На этот день с 15 июля переносится служба мчч. Кирика и Иулитты. Служба ап. Акилы и мчч. Кирика и Иулитты шестеричная, совершается вместе с субботней службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы прп. Никодима Святогорца (Б).
А. На вечерне кафизма 18-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: апостола, глас 1-й — 3, и мучеников, глас 4-й — 3. «Слава» — мучеников, глас 6-й: «Прииди́те и у́зрите…», «И ныне» — догматик, глас 3-й: «Ка́ко не диви́мся…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 3-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» — 2-й: «Ве́лия Креста́ Твоего́, Го́споди, си́ла…», 3-й: «Ве́лия му́ченик Твои́х, Христе́, си́ла…», 4-й: «Проро́цы, и апо́столи Христо́вы…», припевы обычные со стиховны — см. Часослов). «Слава» — мучеников, глас 8-й: «Триле́тен Тро́ицу пропове́даше…», «И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Чи́стая Де́во…».
По Трисвятом — тропарь апостола, глас 3-й. «Слава» — тропарь мучеников, глас 4-й: «Му́ченицы Твои́, Го́споди…», «И ныне» — Богородичен воскресный, глас 3-й: «Тя, хода́тайствовавшую…».
На утрене на «Бог Господь» — тропарь апостола, глас 3-й (дважды). «Слава» — тропарь мучеников, глас 4-й: «Му́ченицы Твои́, Го́споди…», «И ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».
Кафизмы 16-я и 17-я1. Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.
Каноны:
В храме Господском, Богородицы и святого — канон апостола со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), мучеников на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях — ирмосы мученичного канона Октоиха.
По 3-й песни — кондак апостола, глас 4-й; седален апостола, глас тот же. «Слава» — седален мучеников, глас тот же, «И ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.
Примечание. Типикон умалчивает о кондаке мучеников, глас 2-й: «Же́ртва прия́тна…». В Минее синодального периода (см.: Минея-Июль. Киев, 1893. Л. 135 об.) этот кондак также отсутствует.
По 6-й песни — кондак и икос мучеников, глас 4-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни поется «Достойно есть». Светилен мучеников. «Слава» — ексапостиларий Октоиха, «И ныне» — Богородичен Октоиха.
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры мучеников, глас 1-й и глас 2-й — 4 (первая стихира — дважды). «Слава» — мучеников, глас 2-й: «Прииди́те, ве́рнии…», «И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Прииди́те, Ма́терь Све́та…».
«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 3-й (мученичны из числа стихир на хвалитех — 1-й: «Святы́х му́ченик па́мять…», 2-й: «Царе́й и мучи́телей…», 3-й: «Си́лы святы́х а́нгел…»; припевы обычные со стиховны — см. Часослов). «Слава» — мучеников, глас 4-й: «Ра́дуйся, красу́йся…», «И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Еди́на Чи́стая…».
По Трисвятом — тропарь апостола, глас 3-й. «Слава» — тропарь мучеников, глас 4-й: «Му́ченицы Твои́, Го́споди…», «И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Тя велича́ем, Богоро́дице, вопию́ще: Ты еси купина́…».
На часах — тропарь апостола. «Слава» — тропарь мучеников. Кондаки апостола и мучеников читаются попеременно.
На Литургии блаженны мучеников, песнь 3-я — 4 (со ирмосом) и Октоиха — 4.
По входе — тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы — тропарь храма, тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь апостола, тропарь мучеников; кондак храма, кондак апостола, кондак мучеников. «Слава» — «Со святыми упокой…», «И ныне» — «Яко начатки естества…».
В храме святого — тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь апостола, тропарь мучеников; кондак апостола, кондак мучеников. «Слава» — «Со святыми упокой…», «И ныне» — «Яко начатки естества…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен2 — мучеников и дня.
Апостол и Евангелие — мучеников и дня.
Б. На великой вечерне «Блажен муж» — 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры преподобного, глас 4-й и глас 8-й — 6. «Слава» — преподобного, глас 6-й: «Днесь нам возсия́…»3, «И ныне» — догматик, глас 3-й: «Ка́ко не диви́мся…».
Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного — 3.
На стиховне стихиры преподобного, глас 5-й (со своими припевами). «Слава» — преподобного, глас 8-й: «Уче́ния слове́с…», «И ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Безне́вестная Де́во…».
По Трисвятом — тропарь преподобного (по выбору). «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас 3-й: «Тя, хода́тайствовавшую…».
На утрене на «Бог Господь» — тропарь преподобного (по выбору; дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас 3-й: «Тя, хода́тайствовавшую…».
Кафизмы 16-я и 17-я4. Малые ектении. Седальны преподобного.
Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом. Седален преподобного по полиелее, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна — 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен преподобного, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Блаже́н муж, боя́йся Го́спода, в за́поведех Его́ восхо́щет зело́». Евангелие преподобного. По 50-м псалме: «Слава» — «Молитвами преподобнаго…». Стихира преподобного, глас 6-й: «Це́ркве новоявле́нная заря́…».
Каноны:
В храме Господском и Богородицы — канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобного (два канона) на 8.
В храме святого — канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобного (два канона) на 8.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни — седален преподобного, глас 5-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни — кондак и икос преподобного, глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры преподобного, глас 1-й — 4. «Слава» — преподобного, глас 5-й: «Востру́бим трубо́ю пе́сненною, лику́им пра́зднственне…», «И ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же: «Востру́бим трубо́ю пе́сненною, яви́вшаяся бо свы́ше…».
Великое славословие. По Трисвятом — тропарь преподобного (по выбору). «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас 3-й: «Тя, хода́тайствовавшую…».
На часах — тропарь и кондак преподобного.
На Литургии блаженны преподобного, 1-го канона песнь 3-я — 4 (со ирмосом), и 2-го канона песнь 6-я — 4.
По входе — тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы — тропарь храма, тропарь преподобного. «Слава» — кондак преподобного, «И ныне» — кондак храма.
В храме святого — тропарь храма, тропарь преподобного; кондак храма. «Слава» — кондак преподобного, «И ныне» — «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен — преподобного и дня5.
Апостол и Евангелие — преподобного и дня.
Сноски:
1 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).
2 Причастны мучеников и дня совпадают.
3 После стихиры «Днесь нам возсия́…» в Минее указывается догматик 6-го гласа, из чего следует, что сама стихира должна петься не на 4-й, а на 6-й глас.
4 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей.
5 См.: Типикон, гл. 15-я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 372.