Суббота. Вмч. и целителя Пантелеи́мона.
Прп. Ге́рмана Аля́скинского. Блж. Николая Коча́нова, Христа ради юродивого, Новгородского. Свв. равноапп. Мефо́дия, Кирилла, Кли́мента, Нау́ма, Саввы, Гора́зда и Ангела́рия.
Свт. Гора́зда, архиеп. Мора́вского.
По Уставу, служба вмч. Пантелеимона шестеричная, совершается вместе с субботней службой Октоиха (Б). По благословению настоятеля, возможно совершение бденной службы в честь святого (А).
А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры великомученика, глас 4-й и глас 2-й – 8 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – великомученика, глас 6-й: «Возсия́ днесь…», «И ныне» – догматик, глас 7-й: «Ма́ти у́бо…».
Вход. Прокимен дня. Паримии великомученика – 3.
На литии стихира храма и стихиры великомученика, глас 1-й, глас 2-й и глас 5-й. «Слава» – великомученика, глас 5-й: «Прииди́те, мучениколю́бцы…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Блажи́м Тя, Богоро́дице Де́во, и сла́вим Тя…».
На стиховне стихиры великомученика, глас 1-й (со своими припевами). «Слава» – великомученика, глас 8-й: «Ма́тернее возлюби́в…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневе́стная Де́во…».
По Трисвятом – тропарь великомученика, глас 3-й (дважды), и «Богородице Дево…» (единожды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь великомученика, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 7-й: «Яко на́шего воскресе́ния…».
Кафизмы 16-я и 17-я1. Малые ектении. Седальны великомученика.
Полиелей. Величание великомученика и избранный псалом. Седален великомученика по полиелее, глас 4-й: «Торжеству́ют днесь…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен великомученика, глас 4-й: «Пра́ведник, я́ко фи́никс, процвете́т и, я́ко кедр, и́же в Лива́не, умно́жится»; стих: «Насажде́ни в дому́ Госпо́дни во дво́рех Бо́га на́шего процвету́т». Евангелие великомученика. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами великомученика…»2. Стихира великомученика, глас 3-й: «Возсия́ днесь…».
Каноны:
В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и великомученика на 8.
В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и великомученика на 8.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни – седален великомученика, глас 4-й. «Слава» – ин седален великомученика, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос великомученика, глас 5-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую»3.
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен великомученика (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.
Примечание. В современной редакции Минеи для светильна указывается Богородичен: «Пантелеи́моне всему́дре…». В издании синодального периода (см.: Минея-Июль. Киев, 1893. Л. 244 об.) назначается Богородичен: «Богоро́дицу пе́сньми…» (в современной редакции Минеи см. в стихирах на хвалитех).
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры великомученика, глас 8-й и глас 5-й – 4. «Слава» – великомученика, глас 4-й: «Днесь просия́…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Богоро́дице, всех Цари́це…» (прил. 2-е, «В понедельник утра»), или Богородичен Минеи, глас тот же: «Богоро́дицу пе́сньми…».
Примечание. В современной редакции Минеи для хвалитных стихир назначается Богородичен «Богоро́дицу пе́сньми…», который в более раннем издании (см.: Минея-Июль. Киев, 1893. Л. 244 об.) служил Богородичном светильна по 9-й песни канона. Типикон (с. 751) в качестве Богородична хвалитных стихир указывает Богородичен от меньших, глас 4-й: «Богоро́дице, всех Цари́це…» (см. прил. 2-е, «В понедельник утра»).
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь великомученика, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 7-й: «Яко на́шего воскресе́ния…».
На часах – тропарь и кондак великомученика.
На Литургии блаженны великомученика, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и песнь 6-я – 4.
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь великомученика. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь великомученика. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – великомученика.
Апостол и Евангелие – великомученика.
Примечание. Рядовые чтения переносятся на пятницу (26 июля).
Б. На вечерне кафизма 18-я.
На «Господи, воззвах» стихиры великомученика, глас 4-й и глас 2-й – 6. «Слава» – великомученика, глас 6-й: «Возсия́ днесь…», «И ныне» – догматик, глас 7-й: «Ма́ти у́бо…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2-й: «Спа́се, не постыди́ мене́…», 3-й: «Сла́ва Тебе́, Христе́ Бо́же…», 4-й: «Святи́и му́ченицы…», припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава» – великомученика, глас 8-й: «Ма́тернее возлюби́в…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Чи́стая Де́во…».
По Трисвятом – тропарь великомученика, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 7-й: «Яко на́шего воскресе́ния…».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь великомученика, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Тя, хода́тайствовавшую…».
Кафизмы 16-я и 17-я4. Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.
Каноны:
В храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошедшей Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), великомученика на 6 и Октоиха (мученичный) на 4.
Примечание. О пении канонов в храме Воскресения Христова в субботу см. Октоих, ч. 2, с. 660.
В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), великомученика на 6 и Октоиха (мученичный) на 4.
В храме святого – канон великомученика со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы мученичного канона Октоиха.
По 3-й песни – седален великомученика, глас 4-й. «Слава» – ин седален великомученика, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос великомученика, глас 5-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни поется «Достойно есть». Светилен великомученика. «Слава» – ексапостиларий Октоиха, «И ныне» – Богородичен Октоиха.
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры великомученика, глас 8-й и глас 5-й – 4. «Слава» – великомученика, глас 4-й: «Днесь просия́…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Богоро́дице, всех Цари́це…» (прил. 2-е, «В понедельник утра»).
Примечание. В современной редакции Минеи для хвалитных стихир назначается Богородичен «Богоро́дицу пе́сньми…», который в более раннем издании (см.: Минея-Июль. Киев, 1893. Л. 244 об.) служил Богородичном светильна по 9-й песни канона. Типикон (с. 751) в качестве Богородична хвалитных стихир указывает Богородичен от меньших, глас 4-й: «Богоро́дице, всех Цари́це…» (см. прил. 2-е, «В понедельник утра»).
«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 7-й (мученичны из числа стихир на хвалитех – 1-й: «Па́мять святы́х Твои́х…», 2-й: «Посреде́ суди́ща…», 3-й: «Еди́но ды́шуще…»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов); стих: «Пра́ведник, яко фи́никс процвете́т…», и стихира великомученика, глас 1-й: «По́двигом до́брым…» (см. в Минее в стихирах на литии). «Слава» – великомученика, глас 5-й: «Прииди́те, мучениколю́бцы…» (см. в Минее, славник литийных стихир)5, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «О́ле окая́нная душе́!..».
По Трисвятом – тропарь великомученика, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Проро́цы пропове́даша…».
На часах – тропарь и кондак великомученика.
На Литургии блаженны великомученика, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и Октоиха – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь великомученика; кондак храма, кондак великомученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».
В храме святого – тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь великомученика; кондак великомученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – великомученика и дня.
Апостол и Евангелие – великомученика и дня.
Сноски:
1 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).
В Минее на «Славу» – «Ми́лостиваго Христа́, Пантелеи́моне…» (см.: Минея-Июль. Ч. 3. С. 169).
В афонской традиции «Честнейшую» не поется, 9-я песнь канона поется с припевами праздника.
4 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).
5 При совершении шестеричной службы вмч. Пантелеимона эта стихира предназначается для пения на стиховне утрени (ср.: Типикон, 27 июля; Минея-Июль. Киев, 1893. Л. 245–245 об.).