Неделя 10-я по Пятидесятнице. Глас 1-й. Поча́евской иконы Божией Матери. Мчч. Трофи́ма, Фео́фила и иже с ними.
Собор Смоленских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 28 июля)1.
Приводим порядок совершения2 воскресной службы Октоиха в соединении с полиелейной службой в честь Почаевской иконы Божией Матери и службой мучеников (без праздничного знака).
На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1-й – 4, Богородицы, глас 5-й – 3, и мучеников, глас 1-й – 3. «Слава» – Богородицы, глас 2-й: «Непроходи́мая врата́…», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всеми́рную сла́ву…».
Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 3.
На литии стихиры Богородицы, глас 6-й (см. на литии). «Слава, и ныне» – Богородицы, глас тот же: «Воспо́йте, росси́йстии наро́ди…».
На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 8-й: «Седя́й на Херуви́мех…».
По Трисвятом – тропарь Богородицы (Почаевской иконы), глас 5-й (трижды)3.
Примечание. Тропари по Трисвятом можно петь следующим образом: «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь Богородицы (Почаевской иконы), глас 5-й (единожды)4.
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь мучеников, глас 4-й5, «И ныне» – тропарь Богородицы (Почаевской иконы), глас 5-й.
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные6.
Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален Богородицы, глас 4-й: «Богоро́дица христиа́ном…» (см. по 1-м стихословии), ин седален Богородицы, глас 7-й: «Отве́рзи врата́ твоя́…» (см. по 2-м стихословии). «Слава, и ныне» – седален Богородицы по полиелее, глас 6-й: «Днесь о всех чудесе́х…». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 10-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…» (но не «Молитвами Богородицы…»). Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Почаевской иконы) на 6 и мучеников на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни – кондак и икос Богородицы, глас 1-й, кондак мучеников, глас 2-й7 (общий): «Свети́льницы све́тлии…» (см. в Минее общей, гл. 15, л. 88 об.)8; седален мучеников, глас 1-й. «Слава, и ныне» – седален Богородицы, глас 6-й.
По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 1-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 10-й. «Слава, и ныне» – светилен Богородицы (Почаевской иконы).
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 1-й – 4, и Богородицы, глас 4-й и глас 8-й – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. в Минее, в службе Богородицы, на стиховне великой вечерни). «Слава» – стихира евангельская 10-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».
На 1-м и 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Богородицы. Кондак Богородицы.
На 3-м и 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь мучеников. Кондак воскресный.
На Литургии блаженны гласа – 6, и Богородицы, песнь 3-я – 4.
На входе: «…Воскресы́й из мертвых…».
По входе – тропарь воскресный, тропарь Богородицы (Почаевской иконы), тропарь мучеников; кондак воскресный. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – кондак Богородицы (Почаевской иконы).
Примечание. В храме святого тропари и кондаки по входе можно петь следующим образом: тропарь воскресный, тропарь Богородицы, тропарь храма, тропарь мучеников; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – кондак Богородицы.
Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и Богородицы.
Апостол и Евангелие – дня и Богородицы.
По «Изрядно…» поется «Достойно есть».
1 См.: Минея-Июль. М., 2002. Ч. 3. С. 240–241.
2 Ср.: Типикон, 27 ноября, «Потребно есть ведати и сие, яко аще случится праздник Пресвятыя Богородицы, честнаго Ея Знамения: и святаго великомученика Иакова Персскаго, в Неделю».
3 Там же.
4 Ср.: Минея, 23 июня, «Аще ли прилучится Сретение Богородицы в Неделю».
5 Типикон и Минея синодального периода (см.: Минея-Июль. Киев, 1893. Л. 203) указывают тропарь мучеников, глас 4-й: «Мученицы Твои, Господи…».
6 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 1-го гласа: «Гавриилу вещавшу…».
7 В Минее общей неточность: ошибочно указан глас 8-й.
8 Кондак мучеников, глас 2-й (общий): «Светильницы светлии…» (см. в Минее общей, гл. 15, л. 88 об.) в богослужении данного дня (при соединении со службой Почаевской иконы Пресвятой Богородицы) может быть опущен. В таком случае, при пении тропарей и кондаков по входе на Литургии он также не поется.