31. Вторник. Предпразднство Происхожде́ния Честны́х Древ Животворя́щего Креста́ Госпо́дня. Прав. Евдоки́ма Каппадокиянина. Сщмч. Вениами́на, митр. Петрогра́дского, и и́же с ним пострада́вших прмч. Се́ргия и мчч. Ю́рия и Иоа́нна1. Заговенье на Успенский пост.
Служба Креста и прав. Евдоки́ма Каппадокиянина шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения службы Креста в соединении с полиелейной службой сщмч. Вениами́на, митр. Петрогра́дского, и и́же с ним пострада́вших прмч. Се́ргия и мчч. Ю́рия и Иоа́нна (Б).
А. На вечерне кафизма 6-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Креста (Минеи), глас 1-й – 3, и святого, глас 8-й – 3. «Слава» – святого, глас 1-й: «Ка́ко не диви́мся благоу́мию твоему́…», «И ныне» – Креста (Минеи), глас тот же: «Днесь яко вои́стинну…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 7—й. «Слава, и ныне» – Креста (Минеи), глас 2-й: «Ты ми покро́в держа́вен…».
По Трисвятом – тропарь святого, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь Креста, глас 1-й.
На утрене на «Бог Господь» – тропарь Креста, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь святого, глас 4-й, «И ныне» – тропарь Креста, глас 1-й.
Кафизмы 7—я и 8—я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.
Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), Креста (Минеи) на 4 и святого на 4.
Библейские песни «Господеви поем…».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (святого).
По 3-й песни – седален святого, глас 4-й. «Слава, и ныне» – седален Креста (Минеи), глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос святого, глас 2-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен святого, «И ныне» – светилен Креста (Минеи).
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 7—й. «Слава» – святого, глас 1-й: «Ка́ко не диви́мся благоу́мию твоему́…», «И ныне» – Креста (Минеи), глас 6-й: «Проро́честии гла́си…».
По Трисвятом – тропарь святого, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь Креста, глас 1-й.
На часах – тропарь Креста. «Слава» – тропарь святого. Кондак святого.
На Литургии вседневные антифоны.
На входе – «…во святы́х Ди́вен сый…».
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь Креста, тропарь дня, тропарь святого; кондак дня, кондак святого. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.
В храме Богородицы – тропарь Креста, тропарь храма, тропарь дня, тропарь святого; кондак дня, кондак святого. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь Креста, тропарь дня, тропарь храма, тропарь святого; кондак дня, кондак храма, кондак святого. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен2 – дня и святого.
Апостол и Евангелие – дня, среды (под зачало) и святого.
Примечание. «В сий день мя́со оставля́ют правове́рнии. А́ще среда́ или́ пято́к, в 30-й [день июля – Сост.] начина́юще пост до Успе́ния Пресвяты́я Богоро́дицы, со вся́ким воздержа́нием. Не подоба́ет же тогда́ ника́ко разреше́ния ры́бы твори́ти, кроме́ Преображе́ния Госпо́дня» (Типикон, 31 июля).
Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры на 8: Креста (Минеи), глас 1-й – 3, и священномученика, глас 6-й – 5 (первая стихира – дважды). «Слава» – священномученика, глас 1-й: «Бо́гу себе́ преда́вше…», «И ныне» – Креста (Минеи), глас тот же: «Днесь яко вои́стинну…».
Вход. Прокимен дня. Паримии священномученика – 33.
На стиховне стихиры священномученика, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – священномученика, глас тот же: «Ведо́му ти на суди́ще…», «И ныне» – Креста (Минеи), глас тот же: «Ты ми покро́в держа́вен…».
По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 1-й. «Слава, и ныне» – тропарь Креста, глас тот же.
На утрене на «Бог Господь» – тропарь Креста, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь священномученика, глас тот же, «И ныне» – тропарь Креста, глас тот же.
Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны священномученика (по дважды).
Полиелей. Величание священномученика и избранный псалом. Седален священномученика по полиелее, глас 1-й: «Испыта́ тя Госпо́дь…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен (на ряду), глас тот же: «Честне́йши яви́лася еси Херуви́м…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен священномученика, глас 4-й: «Проидо́хом сквозе́ огнь и во́ду, и изве́л еси ны в поко́й»; стих: «Разже́гл ны еси, я́коже разжиза́ется сребро́». Евангелие – священномученика (Мф., зач. 36). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами священномученика…». Стихира священномученика, глас 6-й: «Небеса́ возвесели́шася…».
Каноны: Богородицы4 со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), Креста (Минеи) на 4 и священномученика на 6.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни – седален священномученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален Креста (Минеи), глас тот же: «Све́тло не́бо…».
По 6-й песни – кондак и икос священномученика, глас 6-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен священномученика (дважды). «Слава, и ныне» – светилен Креста (Минеи): «Крест предпра́зднуется…».
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры священномученика, глас 8-й – 4. «Слава» – священномученика, глас 6-й: «Прииди́те, ве́рнии…», «И ныне» – Креста (Минеи), глас тот же: «Проро́честии гла́си…» (см. на ряду в службе священномученика или на стиховне утрени в рядовой службе Минеи 31 июля).
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 1-й. «Слава, и ныне» – тропарь Креста, глас тот же.
На часах – тропарь Креста. «Слава» – тропарь священномученика. Кондак священномученика.
На Литургии блаженны священномученика, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.
На входе – «…во святы́х Ди́вен сый…».
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь Креста, тропарь священномученика. «Слава» – кондак священномученика, «И ныне» – кондак храма.
В храме Богородицы – тропарь Креста, тропарь храма, тропарь священномученика. «Слава» – кондак священномученика, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь Креста, тропарь храма, тропарь священномученика; кондак храма. «Слава» – кондак священномученика, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – священномученика.
Апостол и Евангелие – дня, среды (под зачало) и священномученика (Рим., зач. 99; Лк., зач. 106).
Примечание. «В сий день мя́со оставля́ют правове́рнии. А́ще среда́ или́ пято́к, в 30-й [день июля – Сост.] начина́юще пост до Успе́ния Пресвяты́я Богоро́дицы, со вся́ким воздержа́нием. Не подоба́ет же тогда́ ника́ко разреше́ния ры́бы твори́ти, кроме́ Преображе́ния Госпо́дня» (Типикон, 31 июля).
1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 24 декабря 2015 года была утверждена и рекомендована к общецерковному богослужебному употреблению служба сщмч. Вениамину, митр. Петроградскому, и иже с ним пострадавшим. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/4305352.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru).
2 Причастны дня и святого совпадают.
3 По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах.
4 У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в службе на ряду (см., например, в Минее 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду в службе его нет (см., например, в Минее 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегонителя фараона…») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду прошед…»).