5. Суббота. Обретение честных мощей прп. Сергия, игумена Радонежского. Прмц. вел. кн. Елисаветы.

Прп. Афанасия Афонского.

Иконы Божией Матери, именуемой «Домостроительница» («Экономисса»).

Приводим порядок совершения полиелейной службы в честь Обретения мощей прп. Сергия Радонежского (А), а также порядок соединения полиелейной службы прп. Сергия Радонежского со славословной службой прмц. Елисаветы (Б)1.

Полиелейная служба прп. Афанасия Афонского может быть перенесена на 6 июля.

А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры преподобного, глас 4-й – 8 (каждая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Приидите, вси вернии…», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради…».

Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3.

На стиховне стихиры преподобного, глас 4-й (со своими припевами). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Монахов множества…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневестная Дево…».

По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 4-й: «Еже от века…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 4-й: «Еже от века…».

Кафизмы 16-я и 17-я2. Малые ектении. Седальны преподобного (по дважды).

Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом. Седален преподобного по полиелее, глас 3-й: «Милостивому Христову угоднику…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Недомысленно и непостижимо есть…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен преподобного, глас 4-й: «Честна пред Господем смерть преподобных Его»; стих: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?». Евангелие преподобного. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобнаго…». Стихира преподобного, глас 8-й: «Преподобне отче…».

Каноны:

В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобного на 8.

В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобного на 8.

Примечание. При совпадении памяти славословного, полиелейного или бденного святого с субботним днем в храме святого должен петься Богородичный канон Октоиха с воскресной утрени отдаваемого гласа (см. Типикон, гл. 11-я, «зри»; Минея общая, «Изъявление вкратце»). Это является особенностью субботнего богослужения, на котором происходит отдание гласа, действовавшего в течение седмицы.

Впрочем, В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», ч. 1, отд. 3, гл. 28) допускает при полиелее святого в субботу пение Богородичного канона из службы святого или общего канона Богородицы, глас 8-й: «Воду прошед…» (из Часослова) или «Колесницегонителя фараона…» (из приложения Октоиха)3.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – седален преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры преподобного, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Днесь, вернии…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Бога, из Тебе воплотившагося…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 4-й: «Еже от века…».

На часах – тропарь и кондак преподобного.

На Литургии блаженны преподобного, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь преподобного; кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – преподобного и дня4.

Апостол и Евангелие – преподобного и дня.

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: преподобного, глас 4-й – 4, и преподобномученицы, глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас тот же: «Приидите, вси вернии…», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради…».

Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3.

На стиховне стихиры преподобного, глас 4-й (со своими припевами). «Слава» – преподобномученицы, глас 6-й: «Благодать Божию…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творец и Избавитель…».

По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава» тропарь преподобномученицы, глас 1-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 4-й: «Еже от века…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава» тропарь преподобномученицы, глас 1-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 4-й: «Еже от века…».

Кафизмы 16-я и 17-я5. Малые ектении. Седальны преподобного (по дважды).

Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом. Седален преподобного по полиелее, глас 3-й: «Милостивому Христову угоднику…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Недомысленно и непостижимо есть…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен преподобного, глас 4-й: «Честна пред Господем смерть преподобных Его»; стих: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?». Евангелие преподобного. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобнаго…». Стихира преподобного, глас 8-й: «Преподобне отче…».

Каноны:

В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), преподобного на 6 и преподобномученицы на 4.

В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), преподобного на 6 и преподобномученицы на 4.

Примечание. При совпадении памяти славословного, полиелейного или бденного святого с субботним днем в храме святого должен петься Богородичный канон Октоиха с воскресной утрени отдаваемого гласа (см. Типикон, гл. 11-я, «зри»; Минея общая, «Изъявление вкратце»). Это является особенностью субботнего богослужения, на котором происходит отдание гласа, действовавшего в течение седмицы.

Впрочем, В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», ч. 1, отд. 3, гл. 28) допускает при полиелее святого в субботу пение Богородичного канона из службы святого или общего канона Богородицы, глас 8-й: «Воду прошед…» (из Часослова) или «Колесницегонителя фараона…» (из приложения Октоиха)6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак преподобномученицы, глас 2-й7; седален преподобного, глас 8-й. «Слава» – седален преподобномученицы, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «От Анны праведныя процветши, Дево…».

По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного. «Слава» светилен преподобномученицы, «И ныне» – Богородичен Минеи: «Воистинну, Богородице…».

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: преподобного, глас 4-й – 3, и преподобномученицы, глас 8-й 3. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Днесь, вернии…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Бога, из Тебе воплотившагося…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава» тропарь преподобномученицы, глас 1-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 4-й: «Еже от века…».

На часах – тропарь преподобного. «Слава» тропарь преподобномученицы. Кондаки преподобномученицы и преподобного читаются попеременно.

На Литургии блаженны преподобного, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и преподобномученицы, песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь преподобного, тропарь преподобномученицы; кондак преподобного. «Слава» – кондак преподобномученицы, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь преподобного, тропарь преподобномученицы; кондак храма, кондак преподобного. «Слава» – кондак преподобномученицы, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен8 – преподобного и преподобномученицы.

Апостол и Евангелие – преподобного, преподобномученицы и дня.

1 Службу прмц. Елисаветы можно совершать по Минее дополнительной (М., 2005), по разделу «Служба общая преподобномученице Российстей XX века единей» (С. 380–389), или по Минее общей новомученикам и исповедникам Российским (М., 2011), по разделу «Служба обща преподобномученице Российстей XX века единей» (С. 111–124). Тропарь и кондак прмц. Елисаветы см. в Минее дополнительной (М., 2005) на с. 346.

2 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).

3 У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегонителя фараона…») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду прошед…»).

4 См.: Типикон, гл. 15-я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 372.

5 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).

6 У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегонителя фараона…») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду прошед…»).

7 Икос (глас 4-й) см. в общей службе.

8 Причастны преподобного и преподобномученицы совпадают, поэтому возможно пение причастна дня (субботы) после причастна святых (см.: Типикон, гл. 15-я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 372).