24. Неделя 9-я по Пятидесятнице. Глас 8-й. Мц. Христины. Мчч. блгвв. кнн. Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида.
Прп. Поликарпа, архим. Печерского. Прп. отрока-схимонаха Боголепа Черноярского, Астраханского. Обретение мощей прп. Далмата Исетского[1]. Св. Иоанна Калинина исп., пресвитера[2]. Собор Смоленских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 28 июля)[3].
Воскресная служба Октоиха совершается вместе с шестеричной службой мц. Христины (А). Приводим также порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении с полиелейной службой блгв. кнн. Бориса и Глеба (Б).
А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 8-й – 6, и мученицы, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – мученицы, глас 2-й: «Якоже многоценное миро…», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небесный…».
Вход. Прокимен дня.
На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 4-й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 8-го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Престоли егда поставятся…».
Примечание. Допустимо стихиры на литии петь следующим образом: стихира храма; хвалитная стихира мученицы (глас 4-й [или славник, глас 5-й][4]), которая в стихирах на хвалитех будет опускаться (ср.: Типикон, 25 мая, 1-е «зри»); «Слава» – мученицы, глас 1-й: «С Вышними силами…» (см. в Минее на стиховне утрени), «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Се исполнися Исаиино проречение…»[5].
На стиховне стихиры воскресные, глас 8-й. «Слава» – мученицы, глас 2-й: «Христоименитому званию…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «О, чудесе новаго…»[6].
По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь мученицы, глас 4-й: «Агница Твоя, Иисусе, Христина…»[7], «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века…».
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[8].
Непорочны[9] (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 9-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 2, Богородицы (Октоиха) на 2 и мученицы на 6.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни – кондак и икос мученицы, глас 4-й; седален мученицы, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 9-й. «Слава» – светилен мученицы, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 8-й – 4, и мученицы, глас 4-й и глас 5-й – 4 (со славником[10] и припевами своими). «Слава» – стихира евангельская 9-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Примечание. Припевы к двум последним хвалитным стихирам мученицы см., напр., в Минее в прокимне на Литургии. Стих 1-й: «Дивен Бог во святых Своих, / Бог Израилев»; стих 2-й: «В церквах благословите Бога, / Господа от источник Израилевых». Ср.: Минея общая, гл. 20-я.
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».
На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь мученицы. Кондак только воскресный.
На Литургии блаженны гласа – 6 и мученицы, песнь 3-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь мученицы. «Слава» – кондак мученицы, «И ныне» – кондак воскресный.
В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь мученицы; кондак воскресный. «Слава» – кондак мученицы, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь мученицы; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак мученицы, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и мученицы.
Апостол и Евангелие – дня и мученицы.
Б. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 8-й – 4, и благоверных князей, глас 8-й и глас 2-й – 6. «Слава» – благоверных князей, глас 6-й: «Приидите, восхвалим…», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небесный…».
Вход. Прокимен дня. Паримии благоверных князей – 3.
На литии стихира храма и стихиры благоверных князей, глас 4-й (см. на литии). «Слава» – благоверных князей, глас 5-й: «Радостию вси празднуем…», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Храм и дверь еси…»[11].
На стиховне стихиры воскресные, глас 8-й. «Слава» – благоверных князей, глас тот же: «Приидите, новокрещеннии…», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Безневестная Дево…»[12].
По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь благоверных князей, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Вся паче смысла…».
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[13].
Полиелей. Величание благоверных князей и избранный псалом. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален благоверных князей по 1-м стихословии, глас 1-й: «Терпением и мужеством…»; седален благоверных князей по 2-м стихословии, глас тот же: «Измлада Христа возлюбивше…». «Слава» – седален благоверных князей по полиелее, глас 8-й: «Христовы уведевше заповеди…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Солнца облаче…». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 9-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2 и благоверных князей (два канона) на 8.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни – кондак и икос благоверных князей, глас 3-й; седален благоверных князей, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 9-й, светилен благоверных князей. «Слава» – ин светилен благоверных князей, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 8-й – 4, и благоверных князей, глас 1-й и глас 4-й – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне великой вечерни). «Слава» – стихира евангельская 9-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».
На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь благоверных князей. Кондаки благоверных князей и воскресный читаются попеременно.
На Литургии блаженны гласа – 6 и благоверных князей, песнь 3-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь благоверных князей. «Слава» – кондак благоверных князей, «И ныне» – кондак воскресный.
В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь благоверных князей; кондак воскресный. «Слава» – кондак благоверных князей, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь благоверных князей; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак благоверных князей, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и благоверных князей.
Апостол и Евангелие – дня и благоверных князей.
1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 29 июля 2017 года были утверждены и рекомендованы к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропаря и кондака прп. Далмату Исетскому. Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/4972704.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/395).
2 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 29 октября 2019 года были утверждены тексты тропаря и кондака священноисповеднику Иоанну Оленевскому (Калинину). Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5521304.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/477).
3 См.: Минея-Июль. М., 2002. Ч. 3. С. 240–241.
4 Если он в стихирах на хвалитех будет опускаться.
5 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 25–27, 61–63.
6 Там же. С. 65–67.
7 Типикон умалчивает о тропаре мученицы, глас 4-й: «Званием евангельски…». В Минее синодального периода этот тропарь также отсутствует. Типикон и Минея синодального периода (см.: Минея-Июль. Киев, 1893. Л. 206 об.–207) указывают тропарь мученицы, глас 4-й: «Агница Твоя, Иисусе, Христина…».
8 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 8-го гласа: «Иже нас ради…».
9 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.
10 Ср.: Типикон, глл. 3-я, 4-я и 5-я. Впрочем, при выборе четырех хвалитных стихир мученицы допустимо опустить славник, а не одну из предыдущих стихир (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 73). Пропущенная стихира может быть спета в стихирах на литии (см. примечание выше).
11 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 61–65, 782.
12 Там же. С. 65–67.
13 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 8-го гласа: «Иже нас ради…».