31. Неделя 10-я по Пятидесятнице. Глас 1-й. Предпразднство Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Прав. Евдокима Каппадокиянина. Сщмч. Вениамина, митр. Петроградского, и иже с ним пострадавших прмч. Сергия и мчч. Юрия и Иоанна[1]. Заговенье на Успенский пост.
Воскресная служба Октоиха совершается вместе с шестеричной службой Креста и прав. Евдокима Каппадокиянина (А). Приводим также порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении со службой Креста и полиелейной службой сщмч. Вениамина, митр. Петроградского, и иже с ним пострадавших прмч. Сергия и мчч. Юрия и Иоанна (Б).
А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1-й – 4, Креста (Минеи), глас тот же – 3, и святого, глас 8-й – 3. «Слава» – Креста (Минеи), глас 1-й: «Днесь яко воистинну…» [или святого, глас 1-й: «Како не дивимся благоумию твоему…»][2], «И ныне» – догматик, глас тот же: «Всемирную славу…».
Вход. Прокимен дня.
На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 1-й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 1-го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Ты Бога человеком соединила еси…»[3].
Примечание. Допустимо стихиры на литии петь следующим образом: стихира храма; «Слава» – святого, глас 1-й: «Како не дивимся благоумию твоему…» (см. на стиховне утрени в Минее), «И ныне» – Креста (Минеи), глас 6-й: «Пророчестии гласи…» (см. на стиховне утрени в Минее)[4]. В случае исполнения стихиры святого, глас 1-й: «Како не дивимся благоумию твоему…», на «Господи, воззвах», в литийных стихирах это песнопение может быть опущено. В таком случае, порядок пения литийных стихир должен выглядеть следующим образом: стихира храма; «Слава, и ныне» – Креста (Минеи), глас 6-й: «Пророчестии гласи…» (см. на стиховне утрени в Минее).
На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Креста (Минеи), глас 2-й: «Ты ми покров державен…»[5].
По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь святого, глас 4-й, «И ныне» – тропарь Креста, глас 1-й.
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[6].
Непорочны[7] (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 10-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, Креста (Минеи) на 4 и святого на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни – кондак и икос святого, глас 2-й; седален святого, глас 4-й. «Слава, и ныне» – седален Креста (Минеи), глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 1-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 10-й. «Слава» – светилен святого, «И ныне» – светилен Креста (Минеи).
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры воскресные, глас 1-й – 8. «Слава» – стихира евангельская 10-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».
На 1-м и 6-м часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Креста. На 3-м и 9-м часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь святого. Кондак только воскресный.
На Литургии блаженны гласа – 8.
На входе – «…Воскресый из мертвых…».
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь Креста, тропарь святого. «Слава» – кондак святого, «И ныне» – кондак воскресный.
В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь Креста, тропарь храма, тропарь святого; кондак воскресный. «Слава» – кондак святого, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь воскресный, тропарь Креста, тропарь храма, тропарь святого; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак святого, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и святого.
Апостол и Евангелие – дня и святого.
Примечание. «В сий день мясо оставляют правовернии. Аще среда или пяток, в 30-й [день июля – Сост.] начинающе пост до Успения Пресвятыя Богородицы, со всяким воздержанием. Не подобает же тогда никако разрешения рыбы творити, кроме Преображения Господня» (Типикон, 31 июля).
Б. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10[8]: воскресные, глас 1-й – 3, Креста (Минеи), глас тот же – 3, и священномученика, глас 6-й – 4. «Слава» – священномученика, глас 1-й: «Богу себе предавше…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Всемирную славу…».
Вход. Прокимен дня. Паримии священномученика – 3[9].
На литии стихира храма и стихиры священномученика, глас 1-й. «Слава» – священномученика, глас тот же: «Егда мучители безбожнии…», «И ныне» Креста, глас 6-й: «Пророчестии гласи…» (см. на стиховне утрени в Минее или на хвалитех утрени в службе священномученика)[10].
На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава» – священномученика, глас 2-й: «Ведому ти на судище…», «И ныне» – Креста, глас тот же: «Ты ми покров державен…»[11].
По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь священномученика, глас тот же, «И ныне» – тропарь Креста, глас тот же.
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[12].
Полиелей. Величание священномученика и избранный псалом. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален священномученика по 1-м стихословии, глас 3-й: «Посрамил еси…»; седален священномученика по 2-м стихословии, глас 8-й: «Аще и торжествоваху…». «Слава» – седален священномученика по полиелее, глас 1-й: «Испыта тя Господь…», «И ныне» – Богородичен (на ряду), глас тот же: «Честнейши явилася еси Херувим…». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 10-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».
Каноны[13]: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Креста (Минеи) на 4 и священномученика на 6.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни – кондак и икос священномученика, глас 6-й; седален священномученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален Креста, глас тот же: «Светло небо…».
По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 1-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 10-й. «Слава» – светилен священномученика, «И ныне» – светилен Креста: «Крест предпразднуется…».
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 1-й – 4, и священномученика, глас 8-й и глас 6-й – 4 (со славником[14] и припевами своими; припевы см. в службе священномученика на стиховне великой вечерни). «Слава» – стихира евангельская 10-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».
На 1-м и 6-м часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Креста. Кондак священномученика.
На 3-м и 9-м часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь священномученика. Кондак воскресный.
На Литургии блаженны гласа – 6 и священномученика, песнь 3-я – 4.
На входе – «…Воскресый из мертвых…».
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь Креста, тропарь священномученика. «Слава» – кондак священномученика, «И ныне» – кондак воскресный.
В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь Креста, тропарь храма, тропарь священномученика; кондак воскресный. «Слава» – кондак священномученика, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь воскресный, тропарь Креста, тропарь храма, тропарь священномученика; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак священномученика, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и священномученика.
Апостол и Евангелие – дня и священномученика (Рим., зач. 99; Лк., зач. 106).
Примечание. «В сий день мясо оставляют правовернии. Аще среда или пяток, в 30-й [день июля – Сост.] начинающе пост до Успения Пресвятыя Богородицы, со всяким воздержанием. Не подобает же тогда никако разрешения рыбы творити, кроме Преображения Господня» (Типикон, 31 июля).
1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 24 декабря 2015 года была утверждена и рекомендована к общецерковному богослужебному употреблению служба сщмч. Вениамину, митр. Петроградскому, и иже с ним пострадавшим. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/4305352.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru).
2 Ср.: Типикон, 1 августа, 3-е «зри»: «Аще же 1-й день августа случится в Неделю»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86, 783. Стихира святого, глас 1-й: «Како не дивимся благоумию твоему…», совпадающая со славником стиховен утрени, может быть исполнена в составе литийных стихир.
3 Возможно пение в стихирах на литии на «Слава, и ныне» стихиры Креста (Минеи), глас 6-й: «Пророчестии гласи…» (см. на стиховне утрени в Минее). Стихира Павла Аморрейского (из Октоиха), глас 1-й: «Ты Бога человеком соединила еси…», в этом случае поется перед «Слава, и ныне».
4 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 25–27, 61–63.
5 Там же. С. 65–67.
6 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 1-го гласа: «Гавриилу вещавшу…».
7 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.
8 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86.
9 По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах.
10 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 61–65, 782.
11 Там же. С. 65–67.
12 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 1-го гласа: «Гавриилу вещавшу…».
13 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 90.
14 Ср.: Типикон, глл. 3-я, 4-я и 5-я. Впрочем, при выборе четырех хвалитных стихир священномученика допустимо опустить славник, а не одну из предыдущих стихир (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 73).