1. Неделя 3-я по Пятидесятнице. Глас 2-й. Бессребреников Космы и Дамиана, в Риме пострадавших.
Прп. Никодима Святогорца[1]. Прп. Иоанна Рыльского. Собор всех новоявленных мучеников Христовых, по взятии Царяграда пострадавших (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице)[2]. Собор Новгородских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице)[3]. Празднество в Вологде всем преподобным отцам Вологодским (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице)[4]. Собор Белорусских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице)[5]. Собор святых Санкт-Петербургской митрополии (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице)[6]. Собор Тверских святых (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 29 июня)[7].
Служба свв. Космы и Дамиана шестеричная, совершается вместе с воскресной службой Октоиха.
На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 2-й – 6, и бессребреников, глас 1-й и глас 4-й – 4. «Слава» – бессребреников, глас 6-й: «Безконечна есть святых благодать…», «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Прейде сень законная…».
Вход. Прокимен дня.
На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 6-й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 2-го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Радуйся, Непостыдная Предстательнице…».
Примечание. Допустимо стихиры на литии петь следующим образом: стихира храма, стихиры бессребреников, глас 2-й: «Великим сподобльшеся даром…», «Источник исцелений единаго токмо…», «Радуется лик святых…» (см. на хвалитех утрени в Минее, без стихов); «Слава» – бессребреников, глас 8-й: «Кто не удивится…» (см. на стиховне утрени в Минее), «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневестная Дево…»[8].
На стиховне стихиры воскресные, глас 2-й. «Слава» – бессребреников, глас 6-й: «Всегда имуще Христа…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творец и Избавитель…»[9].
По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 2-й (дважды). «Слава» – тропарь бессребреников, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ради…».
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[10].
Непорочны[11] (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа[12]. Евангелие воскресное 3-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 2, Богородицы (Октоиха) на 2 и бессребреников на 6.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни – кондак и икос бессребреников, глас 2-й; седален бессребреников, глас 8-й. «Слава» – ин седален бессребреников, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 2-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 3-й. «Слава» – светилен бессребреников, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 2-й – 4, и бессребреников, глас 1-й: «Благодать исцелений…», «От вышняго промысла…», глас 2-й: «Любовию Божественною…», и глас 4-й: «Источник исцелений…» – 4 (со славником и припевами своими). «Слава» – стихира евангельская 3-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Примечание. Припевы к двум последним хвалитным стихирам см. в Минее в стихирах на хвалитех в службе бессребреников. Стих 1-й: «Святым, иже суть на земли Его, / удиви Господь вся хотения Своя в них»; стих 2-й: «Се что добро, или что красно, / но еже жити братии вкупе».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».
На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь бессребреников. Кондак только воскресный.
На Литургии блаженны гласа – 6 и бессребреников, песнь 3-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь бессребреников. «Слава» – кондак бессребреников, «И ныне» – кондак воскресный.
В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь бессребреников; кондак воскресный. «Слава» – кондак бессребреников, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь бессребреников; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак бессребреников, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и бессребреников.
Апостол и Евангелие – дня и бессребреников.
1 Память прп. Никодима Святогорца совершается 14 июля (27 июля н. ст.).
2 См.: Минея-Май. М., 2002. Ч. 3. С. 429–444.
3 См.: Там же. С. 445–455.
4 См.: Там же. С. 458–466.
5 См.: Там же. С. 467–475.
6 Благословением Святейшего Патриарха Кирилла от 5 ноября 2014 года утвержден Собор святых Санкт-Петербургской митрополии. На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 22 октября 2015 года была утверждена и рекомендована к общецерковному богослужебному употреблению служба всем святым, в земле Санкт-Петербуржской просиявшим. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/4251204.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/445).
7 См.: Минея-Июнь. М., 2002. Ч. 2. С. 544–569.
8 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 25–27, 61–63.
9 Там же. С. 65–67.
10 Если у святого, память которого пришлась на воскресный день, есть свой тропарь – на утрене на «Бог Господь» тропари поются обычным порядком, и на «И ныне» поется Богородичен воскресный по гласу «Славы»; при этом Богородичен текущего гласа не поется на «Бог Господь» на «И ныне», а переносится на «Слава, и ныне» по 1-м стихословии, рядовой же Богородичен по 1-м стихословии в этом случае опускается. Однако если глас тропаря, поемого на «Славу», совпадет с гласом Недели, то Богородичен текущего гласа и Богородичен рядовой по 1-м стихословии остаются на своих местах (см. Типикон, гл. 52, «В Неделю на утрени, на Бог Господь»). В данном случае по первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 2-го гласа: «Вся паче смысла…».
11 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.
12 Прокимен воскресный, глас 2-й: «Востани, Господи Боже мой, повелением, имже заповедал еси,/ и сонм людей обыдет Тя», стих: «Господи Боже мой, на Тя уповах, спаси мя».