8. Неделя 4-я по Пятидесятнице. Глас 3-й. Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани.
Вмч. Прокопия. Блж. Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца. Собор преподобных отцов Псково-Печерских (переходящее празднование в Неделю 4-ю по Пятидесятнице)[1].
Празднование в честь знамения от иконы Божия Матере Благовещения, яже во граде Устюге. Прав. Прокопия Устьянского.
Приводим порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении с бденной службой в честь Казанской иконы Божией Матери[2].
На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 3-й – 4, и Богородицы, глас 4-й и глас 8-й – 6. «Слава» – Богородицы, глас 8-й[3]: «Приидите, возрадуемся…», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Како не дивимся…».
Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 3.
На литии стихиры Богородицы, глас 2-й, глас 8-й и глас 7-й (см. на литии). «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 6-й: «Тебе вси роди…».
На стиховне стихиры воскресные, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 5-й: «Воспоем, людие…».
По Трисвятом – тропарь Богородицы (Казанской иконы), глас 4-й (трижды)[4].
Примечание. Тропари по Трисвятом можно петь следующим образом: «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь Богородицы (Казанской иконы), глас 4-й (единожды)[5].
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь Богородицы (Казанской иконы), глас 4-й.
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[6].
Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом[7]. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален Богородицы, глас 3-й: «Людие благочестивии…» (см. по 1-м стихословии), ин седален Богородицы, глас тот же: «Всю Тя Бог освяти…» (см. по 1-м стихословии), ин седален Богородицы, глас 4-й: «Да ликовствует светло…» (см. по 2-м стихословии), ин седален Богородицы, глас тот же: «О Всеблагословенная Богородице…» (см. по 2-м стихословии). «Слава» – седален Богородицы по полиелее, глас 1-й: «Правоверно чтущия Тя…», «И ныне» – ин седален Богородицы по полиелее, глас тот же: «Пречистая Твоя икона…». Степенны и прокимен – гласа[8]. Евангелие воскресное 4-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…» (но не «Молитвами Богородицы…»). Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2 и Богородицы (Минеи два канона) на 8.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни – кондак и икос Богородицы, глас 8-й; седален Богородицы, глас тот же. «Слава, и ныне» – тот же седален.
По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 3-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 4-й. «Слава, и ныне» – светилен Богородицы (по выбору)[9].
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 3-й – 4, и Богородицы, глас 4-й и глас 8-й 4 (со славником и припевами своими; припевы см. в Минее, в службе Богородицы, на стиховне великой вечерни). «Слава» стихира евангельская 4-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».
На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Богородицы. Кондаки Богородицы и воскресный читаются попеременно.
На Литургии блаженны гласа – 6, и Богородицы, песнь 3-я – 4.
На входе: «…Воскресый из мертвых…».
По входе – тропарь воскресный, тропарь Богородицы (Казанской иконы). «Слава» – кондак воскресный, «И ныне» – кондак Богородицы (Казанской иконы).
Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и Богородицы.
Апостол и Евангелие – дня и Богородицы.
По «Изрядно…» поется «Достойно есть».
1 См.: Минея-Май. М., 2002. Ч. 3. С. 519–532; Минея дополнительная. М., 2005. С. 353–364.
2 Ср.: Типикон, 27 ноября, «Потребно есть ведати и сие, яко аще случится праздник Пресвятыя Богородицы, честнаго Ея Знамения: и святаго великомученика Иакова Персскаго, в Неделю» (ср.: Типикон, 8 июля); Минея, 23 июня, «Аще ли прилучится Сретение Богородицы в Неделю» (ср.: Минея-Октябрь. М., 2002. С. 562).
3 Стихира «Приидите, возрадуемся…» – 8-го гласа (ср.: Минея-Июль. Киев, 1893. Л. 76).
4 Ср.: Типикон, 27 ноября, «Потребно есть ведати и сие, яко аще случится праздник Пресвятыя Богородицы, честнаго Ея Знамения: и святаго великомученика Иакова Персскаго, в Неделю» (ср.: Типикон, 8 июля).
5 Ср.: Минея, 23 июня, «Аще ли прилучится Сретение Богородицы в Неделю» (ср.: Минея-Октябрь. М., 2002. С. 562).
6 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 3-го гласа: «Тя, ходатайствовавшую…».
7 При пении избранного псалма в воскресные дни заключительное: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды) не поется. Сразу после последнего стиха избранного псалма – величание и тропари воскресные: «Ангельский собор…».
8 Прокимен воскресный, глас 3-й: «Рцыте во языцех, яко Господь воцарися,/ ибо исправи вселенную, яже не подвижится», стих: «Воспойте Господеви песнь нову, воспойте Господеви, вся земля».
9 Ср.: Минея, 23 июня, «Аще ли прилучится Сретение Богородицы в Неделю» (ср.: Минея-Октябрь. М., 2002. С. 562).