15. Неделя 5-я по Пятидесятнице. Глас 4-й. Память святых отцов шести Вселенских Соборов. Равноап. вел. князя Владимира, во Святом Крещении Василия.
Мчч. Кирика и Иулитты (службу зри 14 июля). Блгвв. кн. Владимира и кн. Агриппины Ржевских (службу зри 14 июля).
Приводим порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении с бденной службой равноап. вел. кн. Владимира (см. в Минее 15 июля) и службой святых отцов шести Вселенских Соборов (см. в Минее 16 июля[1])[2](А), а также порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении с бденной службой в память Крещения Руси и в честь равноап. вел. кн. Владимира (см. особое издание)[3] и службой святых отцов шести Вселенских Соборов (см. в Минее 16 июля[4])[5](Б). Богослужение совершается по уставу великого праздника[6].
При совершении богослужения можно руководствоваться 7-й Марковой главой Типикона под 8 мая: «О томже подобает ведати, аще случится святаго апостола Иоанна Богослова в Неделю 7-ю по Пасце, святых отец…», и главой Типикона под 25 мая, 1-е «зри»: «Вестно буди, аще случится Обретение главы Иоанна Предтечи в Неделю 7-ю по Пасце, святых отец»[7].
А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 4-й – 3, отцов, глас 6-й – 4 (первая стихира – дважды), и равноап. Владимира, глас 4-й – 3. «Слава» – отцов, глас 6-й: «Тайныя днесь Духа трубы…», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради…».
Примечание. Учитывая богослужебный статус праздника равноап. Владимира, допустимо стихиры на «Господи, воззвах» петь следующим образом: воскресные, глас 4-й – 3, отцов, глас 6-й – 3, и равноап. Владимира, глас 4-й – 4; «Слава» – отцов, глас 6-й: «Тайныя днесь Духа трубы…», или равноап. Владимира, глас 8-й: «Приидите, стецемся вси…», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради…».
Вход. Прокимен дня. Паримии отцов – 3 и равноап. Владимира – 3.
На литии[8] стихира отцов, глас 3-й: «Апостольских преданий…», и равноап. Владимира, глас 2-й. «Слава» – равноап. Владимира, глас 6-й: «Приидите, стецемся вси верно…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творец и Избавитель…».
Примечание. На литии перед славником равноап. Владимира, глас 6-й: «Приидите, стецемся вси верно…», может быть спета хвалитная стихира равноап. Владимира (глас 4-й), которая в стихирах на хвалитех будет опускаться (ср.: Типикон, 25 мая, 1-е «зри»), а также славник равноап. Владимира со стиховных стихир великой вечерни, глас 8-й: «Начальника благочестия…».
На стиховне стихиры воскресные, глас 4-й. «Слава» – отцов, глас тот же: «Молебную память днесь…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Призри на моления…».
По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь равноап. Владимира, глас 4-й (единожды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й (единожды), тропарь отцов, глас 8-й (единожды). «Слава» – тропарь равноап. Владимира, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века…».
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные.
Полиелей. Величание равноап. Владимира[9]: «Величаем тя, святый равноапостольный [великий] княже Владимире, и чтим святую память твою, идолы поправшаго и всю Российскую землю Святым Крещением просветившаго»[10] и избранный псалом (например, «Блажен муж, бояйся Господа…», см. в Ирмологии 29 августа)[11]. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален равноап. Владимира по 1-м стихословии, глас 1-й: «Яко начальнику…», седален равноап. Владимира по 2-м стихословии, глас 8-й: «Научився неизреченною…», седален равноап. Владимира по полиелее, глас 4-й: «Скорое и твердое…». «Слава» – ин седален равноап. Владимира по полиелее, глас тот же: «Скоро предвари…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Слово Отчее…». Степенны и прокимен – гласа[12]. Евангелие воскресное 5-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), равноап. Владимира на 4 и отцов на 6.
Примечание. Учитывая богослужебный статус праздника равноап. Владимира, допустимо каноны петь следующим образом: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), равноап. Владимира на 6 и отцов на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни – кондак и икос воскресные, глас 4-й, кондак и икос равноап. Владимира, глас 8-й; седален отцов, глас 4-й. «Слава» – седален равноап. Владимира, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Богородице Безневестная…».
Примечание. Типикон умалчивает о кондаке равноап. Владимира, глас 8-й: «Изрядному воеводе…», и о кондаке и икосе, глас 4-й: «Отеческу прелесть…». В Минее синодального периода (см.: Минея-Июль. Киев, 1893. Л. 145 об.) эти тексты также отсутствуют.
По 6-й песни – кондак и икос отцов, глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 5-й, светилен отцов. «Слава» – светилен равноап. Владимира, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.
Примечание. Типикон умалчивает о светильне равноап. Владимира: «В Руси днесь…». В Минее синодального периода (см.: Минея-Июль. Киев, 1893. Л. 150) этот светилен также отсутствует.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 4-й – 3, отцов, глас 6-й – 2, и равноап. Владимира, глас 4-й и глас 2-й – 3 (со славником[13] и припевами своими; припевы см. в Минее, в службе равноап. Владимира, на стиховне вечера). «Слава» – отцов, глас 8-й: «Святых отцев лик…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».
Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – евангельская стихира 5-я.
На 1-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь отцов. Кондак воскресный.
На 3-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь равноап. Владимира. Кондак равноап. Владимира (или отцов)[14].
На 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь отцов. Кондак отцов (или равноап. Владимира).
На 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь равноап. Владимира. Кондак воскресный.
На Литургии блаженны гласа – 4, отцов, песнь 3-я – 4 и равноап. Владимира, песнь 6-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь отцов, тропарь равноап. Владимира; кондак отцов. «Слава» – кондак равноап. Владимира, «И ныне» – кондак воскресный.
В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь отцов, тропарь равноап. Владимира; кондак воскресный, кондак отцов. «Слава» – кондак равноап. Владимира, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь воскресный, тропарь отцов, тропарь равноап. Владимира; кондак воскресный, кондак отцов. «Слава» – кондак равноап. Владимира, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен и аллилуиарий – отцов[15] и равноап. Владимира.
Апостол и Евангелие – дня, отцов (под зачало) и равноап. Владимира.
Причастен – воскресный: «Хвалите Господа…», и равноап. Владимира: «В память вечную…».
После Литургии совершается молебен по особому чину.
Примечание. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, в праздник святого равноапостольного князя Владимира надлежит ежегодно по окончании Литургии совершать в честь воспоминания Крещения Руси молебен по особому чину (см. в приложении «Богослужебных указаний»).
Б. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 4-й – 3, отцов, глас 6-й – 3, Крещения Руси, глас 5-й – 2, и равноап. Владимира, глас 4-й – 2. «Слава» – равноап. Владимира, глас 8-й: «Приидите, стецемся вси…», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради…».
Вход. Прокимен дня. Паримии отцов – 3 и службы Крещения Руси – 3[16].
На литии[17] стихира отцов, глас 3-й: «Апостольских преданий…», стихира Крещения Руси, глас 1-й, и стихиры равноап. Владимира, глас 2-й. «Слава» – равноап. Владимира, глас 6-й: «Приидите, стецемся вси верно…», «И ныне» – Крещения Руси, глас 1-й[18]: «О, дивное чудо! Водою Крещения…».
На стиховне стихиры воскресные, глас 4-й. «Слава» – отцов, глас тот же: «Молебную память днесь…», «И ныне» – Богородичен службы Крещения Руси, глас 8-й: «О преславнаго чудесе! Небесе и земли Царица…».
По Трисвятом – тропарь Крещения Руси, глас 8-й (дважды) и тропарь равноап. Владимира, глас 4-й (единожды).
Примечание. Допустимо тропари по Трисвятом петь следующим образом: «Богородице Дево…» (единожды), тропарь Крещения Руси, глас 8-й (единожды) и тропарь равноап. Владимира, глас 4-й (единожды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й (единожды), тропарь отцов, глас 8-й (единожды). «Слава» – тропарь равноап. Владимира, глас 4-й, «И ныне» – тропарь Крещения Руси, глас 8-й.
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[19].
Полиелей. Величания[20] службы Крещения Руси и равноап. Владимира и избранный псалом: «Блажен муж, бояйся Господа…». «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален равноап. Владимира по 1-м стихословии, глас 1-й: «Яко начальнику…», седален равноап. Владимира по 2-м стихословии, глас 8-й: «Научився неизреченною…», седален Крещения Руси по полиелее, глас 6-й: «Кто убо возможет…». «Слава» – ин седален Крещения Руси по полиелее, глас 8-й: «Равноапостольнии Владимире и Ольго…», «И ныне» – Богородичен, глас 4-й: «Яко необоримую стену…». Степенны и прокимен – гласа[21]. Евангелие воскресное 5-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крещения Руси на 2, равноап. Владимира на 4 и отцов на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни – кондак и икос воскресные, глас 4-й, кондак и икос Крещения Руси, глас 3-й, кондак и икос равноап. Владимира, глас 8-й; седален отцов, глас 4-й, седален Крещения Руси, глас 5-й. «Слава» – седален равноап. Владимира, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Богородице Безневестная…».
Примечание. Типикон умалчивает о кондаке равноап. Владимира, глас 8-й: «Изрядному воеводе…», и о кондаке и икосе, глас 4-й: «Отеческу прелесть…». В Минее синодального периода (см.: Минея-Июль. Киев, 1893. Л. 145 об.) эти тексты также отсутствуют.
По 6-й песни – кондак и икос отцов, глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 5-й, светилен отцов. «Слава» – светилен равноап. Владимира, «И ныне» – светилен Крещения Руси.
Примечание. Типикон умалчивает о светильне равноап. Владимира: «В Руси днесь…». В Минее синодального периода (см.: Минея-Июль. Киев, 1893. Л. 150) этот светилен также отсутствует.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 4-й – 2, отцов, глас 6-й – 2, Крещения Руси, глас тот же – 2, и равноап. Владимира, глас 4-й и глас 2-й – 2 (со славником и припевами своими; припевы см. в службе Крещения Руси на стиховне вечера). «Слава» – отцов, глас 8-й: «Святых отцев лик…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».
Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – евангельская стихира 5-я.
На 1-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь отцов. Кондак воскресный.
На 3-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Крещения Руси. Кондак Крещения Руси.
На 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь равноап. Владимира. Кондак равноап. Владимира.
На 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь отцов. Кондак отцов.
На Литургии антифоны праздника Крещения Руси или антифоны изобразительны.
Блаженны[22] гласа – 4, отцов, песнь 3-я – 4, Крещения Руси и равноап. Владимира, песнь 6-я – 4.
Входный стих (если пелись антифоны праздника Крещения Руси): «Призри с Небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди и, егоже насади десница Твоя»[23].
На входе: «…Воскресый из мертвых, поющия Ти…».
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь отцов, тропарь Крещения Руси, тропарь равноап. Владимира; кондак отцов, кондак Крещения Руси. «Слава» – кондак равноап. Владимира, «И ныне» – кондак воскресный.
В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь отцов, тропарь Крещения Руси, тропарь равноап. Владимира; кондак воскресный, кондак отцов, кондак Крещения Руси. «Слава» – кондак равноап. Владимира, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь воскресный, тропарь отцов, тропарь Крещения Руси, тропарь равноап. Владимира; кондак воскресный, кондак отцов, кондак Крещения Руси. «Слава» – кондак равноап. Владимира, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Поется Трисвятое.
Вместо Трисвятого может петься «Елицы во Христа крестистеся…».
Прокимен и аллилуиарий – отцов[24] и равноап. Владимира.
Апостол и Евангелие – дня, отцов (под зачало) и равноап. Владимира.
Причастен – воскресный: «Хвалите Господа…», и равноап. Владимира: «В память вечную…».
После Литургии совершается молебен по особому чину.
Примечание. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, в праздник святого равноапостольного князя Владимира надлежит ежегодно по окончании Литургии совершать в честь воспоминания Крещения Руси молебен по особому чину (см. в приложении «Богослужебных указаний»).
1 См.: Минея-Июль. М., 2002. Ч. 2. С. 236–250.
2 «Вестно буди, яко в сей 16-й день память совершаем святых Вселенских шести Соборов: прилучившагося же святаго память поем на повечерии. Аще случится Неделя, служба поется святых отец в сию Неделю. Аще же в среду, поется служба их в мимошедшую Неделю. Аще в четверток, поется служба их в приидущую Неделю» (Типикон, 16 июля).
3 Служба Господу Богу нашему, в Троице славимому, в память Крещения Руси, и святому равноапостолу, великому князю Владимиру. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014.
4 См.: Минея-Июль. М., 2002. Ч. 2. С. 236–250.
5 «Вестно буди, яко в сей 16-й день память совершаем святых Вселенских шести Соборов: прилучившагося же святаго память поем на повечерии. Аще случится Неделя, служба поется святых отец в сию Неделю. Аще же в среду, поется служба их в мимошедшую Неделю. Аще в четверток, поется служба их в приидущую Неделю» (Типикон, 16 июля).
6 Согласно решению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года, в день святого равноапостольного князя Владимира 15/28 июля богослужение следует совершать «по уставу великого праздника». По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, в этот день надлежит ежегодно совершать торжественные богослужения во всех храмах Русской Православной Церкви с совершением по окончании Литургии молебна по особому чину (см. в приложении «Богослужебных указаний»).
7 Ср.: 52-я Храмовая глава Типикона: «Аще храм святаго случится в Неделю 7 по Пасце святых отец»; 58-я Храмовая глава Типикона: «Аще ли храм святаго, или святыя, случится в Неделю Всех святых»; 13-я Храмовая глава Типикона: «Аще ли случится храм святаго или святыя, в Неделю святых праотец»; 16-я Храмовая глава Типикона: «Аще ли случится храм святаго или святыя в Неделю пред Рождеством Христовым святых отец, декемврия в 20-й, в 21-й, в 22-й и 23-й день»; Маркова глава Типикона под 17 декабря: «Подобает ведати: аще случится святаго пророка Даниила, и святых триех отроков, в Неделю святых праотец».
8 Ср.: Типикон, 24 и 29 июня.
9 Величание святых отцов поется только в храме их имени.
10 См.: Минея-Июль. М., 2002. Ч. 2. С. 188. В особой службе в память Крещения Руси и в честь равноап. вел. кн. Владимира (см. отдельное издание) величание равноап. кн. Владимиру приводится в следующей редакции: «Величаем тя, святый равноапостольный великий княже Владимире, и чтим святую память твою, идолы поправшаго и всю землю Русскую Святым Крещением просветившаго» (М., 2014. С. 17).
11 Ср. со службой равноап. Ольги в Минее (11 июля).
12 Прокимен воскресный, глас 4-й: «Воскресни, Господи, помози нам,/ и избави нас, имене Твоего ради», стих: «Боже, ушима нашима услышахом, и отцы наши возвестиша нам».
13 В соответствии с указанием 7-й Марковой главы Типикона под 8 мая, в счет трех стихир равноап. Владимира входит славник, глас 2-й: «Не от человек звание приял еси…». Пропущенная хвалитная стихира равноап. Владимира в этом случае может петься в стихирах на литии (ср.: Типикон, 25 мая, 1-е «зри»).
14 Поскольку Типикон, указывая на чередование кондаков, не закрепляет каждый из них за определенным часом, допустимо на 3-м часе прочитать кондак отцов, а на 6-м часе – кондак равноап. Владимира.
15 Прокимен отцов, в силу своего Господского характера, позволяет опустить воскресный прокимен гласа (ср.: Типикон, гл. 50-я, «Неделя 7-я…»).
16 По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах.
17 Ср.: Типикон, 24 и 29 июня.
18 Стихира Крещения Руси «О, дивное чудо! Водою Крещения…» – 1-го гласа. Ср.: Чинопоследования праздника Крещения Руси. М.: Изд. Моск. Патриархии, 1988. С. 21.
19 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 4-го гласа: «Еже от века…».
20 Величание святых отцов поется только в храме их имени.
21 Прокимен воскресный, глас 4-й: «Воскресни, Господи, помози нам,/ и избави нас, имене Твоего ради», стих: «Боже, ушима нашима услышахом, и отцы наши возвестиша нам».
22 В случае пения изобразительных антифонов.
23 Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, прости» (см. примечание 6 января).
24 Прокимен отцов, в силу своего Господского характера, позволяет опустить воскресный прокимен гласа (ср.: Типикон, гл. 50-я, «Неделя 7-я…»).