22. Неделя 6-я по Пятидесятнице. Глас 5-й. Мироносицы равноап. Марии Магдалины. Перенесение мощей сщмч. Фоки.
Прп. Корнилия Переяславского. Собор Смоленских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 28 июля)[1].
Служба равноап. Марии Магдалины и сщмч. Фоки шестеричная, совершается вместе с воскресной службой Октоиха.
На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 5-й – 4, равноапостольной, глас 8-й – 3, и священномученика, глас 4-й – 3. «Слава» – равноапостольной, глас 6-й: «Первее видевши…», «И ныне» – догматик, глас 5-й: «В Чермнем мори…».
Вход. Прокимен дня.
На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 5-й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 5-го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Едина безнадежным Надеждо…».
Примечание. Допустимо стихиры на литии петь следующим образом: стихира храма; «Слава» – священномученика, глас 4-й: «От младенства был еси…» (см. славник стиховен утрени), «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Призри на моления…»[2].
На стиховне стихиры воскресные, глас 5-й. «Слава» – равноапостольной, глас 8-й: «Волею обнищавшему…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневестная Дево…»[3].
По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й (единожды), тропарь равноапостольной, глас 1-й (единожды). «Слава» – тропарь священномученика, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от века…».
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[4].
Непорочны[5] (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа[6]. Евангелие воскресное 6-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, равноапостольной на 4 и священномученика на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни – кондак и икос равноапостольной, глас 3-й, кондак и икос священномученика, глас 6-й; седален равноапостольной, глас 8-й. «Слава» – седален священномученика, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 5-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 6-й, светилен равноапостольной. «Слава» – светилен священномученика, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры воскресные, глас 5-й – 8. «Слава» – стихира евангельская 6-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».
На 1-м и 6-м часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь равноапостольной. На 3-м и 9-м часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь священномученика. Кондак только воскресный.
На Литургии блаженны гласа – 6 и равноапостольной, песнь 3-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь равноапостольной, тропарь священномученика; кондак равноапостольной. «Слава» – кондак священномученика, «И ныне» – кондак воскресный.
В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь равноапостольной, тропарь священномученика; кондак воскресный, кондак равноапостольной. «Слава» – кондак священномученика, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь равноапостольной, тропарь священномученика; кондак воскресный, кондак храма, кондак равноапостольной. «Слава» – кондак священномученика, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и равноапостольной.
Апостол и Евангелие – дня и равноапостольной.
1 См.: Минея-Июль. М., 2002. Ч. 3. С. 240–241.
2 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 25–27, 61–63.
3 Там же. С. 65–67.
4 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 5-го гласа: «Радуйся, двере Господня…».
5 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.
6 Прокимен воскресный, глас 5-й: «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя,/ яко Ты царствуеши во веки», стих: «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя».