Четверг. Прор. Амо́са. Свт. Ио́ны, митр. Московского и всея России, чудотворца. Аллилуия.
Прп. Иерони́ма Блаженного, Стридо́нского. Прмчч. Григория и Кассиа́на Авне́жских. Свт. Ефрема, патриарха Сербского. Вмч. блгв. кн. Лазаря Сербского. Свт. Михаила, первого митр. Киевского (службу зри 30 сентября). Перенесение мощей прп. Фео́дора Сикео́та, еп. Анастасиупольского (службу зри 22 апреля).
Приводим порядок совершения полиелейной службы свт. Ионы, митр. Московского, в соединении со службой прор. Амоса (без праздничного знака) (А). По Типикону, возможно совершение аллилуйной службы (прор. Амоса) (Б).
А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры на 8: святителя, глас 4-й – 5, и пророка, глас 2-й – 3. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Благоуха́ет Боже́ственная ра́ка…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажи́т…».
Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3.
На стиховне стихиры святителя, глас 1-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 4-й: «Егда́ у́бо Бо́гу…», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «При́зри на моле́ния…».
По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й. «Слава» – тропарь пророка (общий), глас 2-й: «Проро́ка Твоего Амо́са память…» (см. в Минее общей, гл. 7, л. 42 об.; ср.: Типикон, 4 сентября), «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Вся па́че смы́сла…».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь пророка (общий), глас 2-й: «Проро́ка Твоего Амо́са память…» (см. в Минее общей, гл. 7, л. 42 об.; ср.: Типикон, 4 сентября), «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Вся па́че смы́сла…».
Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. Седальны святителя (по дважды).
Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Уста́ моя́ возглаго́лют прему́дрость, и поуче́ние се́рдца моего́ ра́зум»; стих: «Услы́шите сия́, вси язы́цы, внуши́те, вси живу́щии по вселе́нней». Евангелие святителя. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя Ионы…». Стихира святителя, глас 6-й: «Благоуха́ет Боже́ственная ра́ка…».
Каноны: Богородицы со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), святителя на 6 и пророка на 4.
Примечание. У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегони́теля фарао́на…») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду проше́д…»).
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни – кондак пророка, глас 4-й; седален пророка, глас 3-й. «Слава» – седален святителя, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Пое́м Тя, Богоневе́сто…».
По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры святителя, глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Небе́снаго Царя́ и Влады́ки…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Преложе́ние скорбя́щих…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й. «Слава» – тропарь пророка (общий), глас 2-й: «Проро́ка Твоего Амо́са память…» (см. в Минее общей, гл. 7, л. 42 об.; ср.: Типикон, 4 сентября), «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Вся па́че смы́сла…».
На часах – тропарь святителя. «Слава» – тропарь пророка. Кондак только святителя.
На Литургии блаженны святителя, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь святителя, тропарь пророка; кондак святителя. «Слава» – кондак пророка, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь храма, тропарь святителя, тропарь пророка; кондак храма, кондак святителя. «Слава» – кондак пророка, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – святителя.
Апостол и Евангелие – дня и святителя.
Б. Порядок аллилуйной службы (прор. Амоса) см. 29 мая; особенности ее см. 30 мая.
На вечерне кафизма 12-я.
На утрене кафизмы 13-я и 14-я.
Кондаки на изобразительных в следующем порядке:
В храме Господском – кондак храма, кондак дня: «Твердыя и боговеща́нныя пропове́датели…», ин кондак: «В Ми́рех, святе, священноде́йствитель показался еси…», кондак пророка. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».
В храме Богородицы – кондак дня: «Твердыя и боговеща́нныя пропове́датели…», ин кондак: «В Ми́рех, святе, священноде́йствитель показался еси…», кондак пророка. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – кондак дня: «Твердыя и боговеща́нныя пропове́датели…», ин кондак: «В Ми́рех, святе, священноде́йствитель показался еси…», кондак храма, кондак пророка. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Примечание. Если храм апостолов или свт. Николая, то в четверг кондак храма не произносится, так как заменяется дневным кондаком.
Литургия в этот день не совершается. Вечерня бывает в свое время.