Неделя 5-я по Пятидесятнице. Глас 4-й. Прмц. Февро́нии. Блгвв. кн. Петра́, в иночестве Дави́да, и кн. Февро́нии, в иночестве Евфроси́нии, Му́ромских чудотворцев.

Служба отдания Рождества Иоанна Предтечи и прмц. Февронии не имеет праздничного знака, совершается вместе с воскресной службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении со службой отдания Рождества Иоанна Предтечи и славословной службой блгвв. кнн. Петра и Февронии (Б).

А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 4-й – 4, Предтечи (см. в Минее 25 июня), глас тот же – 3, и преподобномученицы, глас тот же – 3. «Слава» – Минеи, глас 8-й: «Виждь Елисаве́ть…», И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе́ ра́ди…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 8-й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 4-го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Ра́дуйся, Богома́ти Пречи́стая…».

Примечание. Допустимо стихиры на литии петь следующим образом: стихира храма; «Слава» – Предтечи, глас 2-й: «И́же от проро́ка…» (см. славник стиховен утрени), «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «О, чудесе́ но́ваго…»1.

На стиховне стихиры воскресные, глас 4-й. «Слава, и ныне» — Минеи, глас 6-й: «Елисаве́ть зача́т…».

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й (единожды), тропарь Предтечи, глас тот же (единожды). «Слава» — тропарь преподобномученицы, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от ве́ка…».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные.

Непорочны2 (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 5-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, Предтечи (см. в Минее 25 июня) на 4 и преподобномученицы на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак и икос Предтечи, глас 3-й, кондак преподобномученицы, глас 6-й; седален Предтечи, глас 8-й. «Слава» — седален преподобномученицы, глас тот же, «И ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 5-й. «Слава» – светилен Предтечи, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры воскресные, глас 4-й – 8. «Слава» – стихира евангельская 5-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».

На 1-м и 6-м часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Предтечи. На 3-м и 9-м часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобномученицы. Кондак только воскресный.

На Литургии блаженны гласа – 8.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь Предтечи, тропарь преподобномученицы; кондак Предтечи. «Слава» – кондак преподобномученицы, «И ныне» – кондак воскресный.

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь Предтечи, тропарь преподобномученицы; кондак воскресный, кондак Предтечи. «Слава» – кондак преподобномученицы, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь Предтечи3, тропарь храма, тропарь преподобномученицы; кондак воскресный, кондак Предтечи, кондак храма. «Слава» – кондак преподобномученицы, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и преподобномученицы.

Апостол и Евангелие – дня и преподобномученицы.

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 104: воскресные, глас 4-й – 3, Предтечи, глас тот же — 3 (см. в службе прмц. Февронии), и благоверных князей — 4. «Слава» – благоверных князей, глас 6-й: «Блаже́нно и треблаже́нно…», И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе́ ра́ди…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихира храма и стихиры благоверных князей, глас 2-й (см. на стиховне вечера, без припевов). «Слава» – благоверных князей, глас тот же: «Прииди́те, вси язы́цы…» (см. славник на хвалитех утрени)5, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «О, чудесе́ но́ваго…»6.

Примечание. Поскольку славник благоверных князей (глас 2-й: «Прииди́те, вси язы́цы…») будет петься на хвалитех утрени, допустимо стихиры на литии петь следующим образом: стихира храма и стихиры благоверных князей, глас 2-й (см. на стиховне вечера, без припевов). «Слава» – Предтечи, глас тот же: «И́же от проро́ка…» (см. славник стиховен утрени в службе прмц. Февронии), «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «О, чудесе́ но́ваго…».

На стиховне стихиры воскресные, глас 4-й. «Слава» – благоверных князей, глас 8-й: «Ра́дуйся и весели́ся о Го́споде…», «И ныне» — Минеи, глас 6-й: «Елисаве́ть зача́т…» (см. в службе прмц. Февронии).

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й (единожды), тропарь Предтечи, глас тот же (см. в службе прмц. Февронии; единожды). «Слава» — тропарь благоверных князей, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Иже нас ра́ди…».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные7.

Непорочны8 (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 5-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны9: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Предтечи (см. в службе прмц. Февронии) на 4 и благоверных князей на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак и икос Предтечи, глас 3-й (см. в службе прмц. Февронии), кондак и икос благоверных князей, глас 8-й; седален Предтечи, глас тот же (см. в службе прмц. Февронии). «Слава» — седален благоверных князей, глас 4-й, «И ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же: «Сло́во О́тчее, Христа́ Бо́га на́шего…».

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 5-й, светилен Предтечи (см. в службе прмц. Февронии). «Слава» — светилен благоверных князей, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 4-й – 4, и благоверных князей, глас 4-й и глас 2-й – 4 (со славником10 и припевами своими; припевы см. на стиховне вечера). «Слава» – стихира евангельская 5-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».

На 1-м и 6-м часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Предтечи. На 3-м и 9-м часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь благоверных князей. Кондаки благоверных князей и воскресный читаются попеременно.

На Литургии блаженны гласа – 6 и благоверных князей, песнь 3-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь Предтечи, тропарь благоверных князей; кондак Предтечи. «Слава» – кондак благоверных князей, «И ныне» – кондак воскресный.

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь Предтечи, тропарь благоверных князей; кондак воскресный, кондак Предтечи. «Слава» – кондак благоверных князей, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь Предтечи11, тропарь храма, тропарь благоверных князей; кондак воскресный, кондак Предтечи, кондак храма. «Слава» – кондак благоверных князей, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и благоверных князей.

Апостол и Евангелие – дня и благоверных князей.

Сноски:

1 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 25–27, 61–63.

2 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

3 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 299.

4 Ср.: Типикон, 8 сентября, 2-я Маркова глава; 15 сентября, Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86.

5 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 61–65.

6 Там же. С. 25–27, 61–63.

7 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 4-го гласа: «Еже от ве́ка…».

8 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

9 Ср.: Типикон, 15 сентября, Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 90.

10 Ср.: Типикон, глл. 3-я, 4-я и 5-я. Впрочем, при выборе четырех хвалитных стихир Минеи допустимо опустить славник, а не последнюю стихиру «Пе́рвее у́бо…» (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 73). В таком случае славник хвалитных стихир (глас 2-й: «Прииди́те, вси язы́цы…») поется на «Славу» литии.

11 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 299.