Неделя 5-я по Пятидесятнице. Глас 4-й. Прмц. Февро́нии. Блгвв. кн. Петра́, в иночестве Дави́да, и кн. Февро́нии, в иночестве Евфроси́нии, Му́ромских чудотворцев.
Служба отдания Рождества Иоанна Предтечи и прмц. Февронии не имеет праздничного знака, совершается вместе с воскресной службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении со службой отдания Рождества Иоанна Предтечи и славословной службой блгвв. кнн. Петра и Февронии (Б).
А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 4-й – 4, Предтечи (см. в Минее 25 июня), глас тот же – 3, и преподобномученицы, глас тот же – 3. «Слава» – Минеи, глас 8-й: «Виждь Елисаве́ть…», И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе́ ра́ди…».
Вход. Прокимен дня.
На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 8-й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 4-го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Ра́дуйся, Богома́ти Пречи́стая…».
Примечание. Допустимо стихиры на литии петь следующим образом: стихира храма; «Слава» – Предтечи, глас 2-й: «И́же от проро́ка…» (см. славник стиховен утрени), «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «О, чудесе́ но́ваго…»1.
На стиховне стихиры воскресные, глас 4-й. «Слава, и ныне» — Минеи, глас 6-й: «Елисаве́ть зача́т…».
По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й (единожды), тропарь Предтечи, глас тот же (единожды). «Слава» — тропарь преподобномученицы, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от ве́ка…».
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные.
Непорочны2 (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 5-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, Предтечи (см. в Минее 25 июня) на 4 и преподобномученицы на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни – кондак и икос Предтечи, глас 3-й, кондак преподобномученицы, глас 6-й; седален Предтечи, глас 8-й. «Слава» — седален преподобномученицы, глас тот же, «И ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 4-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 5-й. «Слава» – светилен Предтечи, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры воскресные, глас 4-й – 8. «Слава» – стихира евангельская 5-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».
На 1-м и 6-м часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Предтечи. На 3-м и 9-м часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобномученицы. Кондак только воскресный.
На Литургии блаженны гласа – 8.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь Предтечи, тропарь преподобномученицы; кондак Предтечи. «Слава» – кондак преподобномученицы, «И ныне» – кондак воскресный.
В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь Предтечи, тропарь преподобномученицы; кондак воскресный, кондак Предтечи. «Слава» – кондак преподобномученицы, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь воскресный, тропарь Предтечи3, тропарь храма, тропарь преподобномученицы; кондак воскресный, кондак Предтечи, кондак храма. «Слава» – кондак преподобномученицы, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и преподобномученицы.
Апостол и Евангелие – дня и преподобномученицы.
Б. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 104: воскресные, глас 4-й – 3, Предтечи, глас тот же — 3 (см. в службе прмц. Февронии), и благоверных князей — 4. «Слава» – благоверных князей, глас 6-й: «Блаже́нно и треблаже́нно…», И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе́ ра́ди…».
Вход. Прокимен дня.
На литии стихира храма и стихиры благоверных князей, глас 2-й (см. на стиховне вечера, без припевов). «Слава» – благоверных князей, глас тот же: «Прииди́те, вси язы́цы…» (см. славник на хвалитех утрени)5, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «О, чудесе́ но́ваго…»6.
Примечание. Поскольку славник благоверных князей (глас 2-й: «Прииди́те, вси язы́цы…») будет петься на хвалитех утрени, допустимо стихиры на литии петь следующим образом: стихира храма и стихиры благоверных князей, глас 2-й (см. на стиховне вечера, без припевов). «Слава» – Предтечи, глас тот же: «И́же от проро́ка…» (см. славник стиховен утрени в службе прмц. Февронии), «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «О, чудесе́ но́ваго…».
На стиховне стихиры воскресные, глас 4-й. «Слава» – благоверных князей, глас 8-й: «Ра́дуйся и весели́ся о Го́споде…», «И ныне» — Минеи, глас 6-й: «Елисаве́ть зача́т…» (см. в службе прмц. Февронии).
По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й (единожды), тропарь Предтечи, глас тот же (см. в службе прмц. Февронии; единожды). «Слава» — тропарь благоверных князей, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Иже нас ра́ди…».
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные7.
Непорочны8 (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 5-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».
Каноны9: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Предтечи (см. в службе прмц. Февронии) на 4 и благоверных князей на 6.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни – кондак и икос Предтечи, глас 3-й (см. в службе прмц. Февронии), кондак и икос благоверных князей, глас 8-й; седален Предтечи, глас тот же (см. в службе прмц. Февронии). «Слава» — седален благоверных князей, глас 4-й, «И ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же: «Сло́во О́тчее, Христа́ Бо́га на́шего…».
По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 4-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 5-й, светилен Предтечи (см. в службе прмц. Февронии). «Слава» — светилен благоверных князей, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 4-й – 4, и благоверных князей, глас 4-й и глас 2-й – 4 (со славником10 и припевами своими; припевы см. на стиховне вечера). «Слава» – стихира евангельская 5-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».
На 1-м и 6-м часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Предтечи. На 3-м и 9-м часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь благоверных князей. Кондаки благоверных князей и воскресный читаются попеременно.
На Литургии блаженны гласа – 6 и благоверных князей, песнь 3-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь Предтечи, тропарь благоверных князей; кондак Предтечи. «Слава» – кондак благоверных князей, «И ныне» – кондак воскресный.
В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь Предтечи, тропарь благоверных князей; кондак воскресный, кондак Предтечи. «Слава» – кондак благоверных князей, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь воскресный, тропарь Предтечи11, тропарь храма, тропарь благоверных князей; кондак воскресный, кондак Предтечи, кондак храма. «Слава» – кондак благоверных князей, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и благоверных князей.
Апостол и Евангелие – дня и благоверных князей.
Сноски:
1 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 25–27, 61–63.
2 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.
3 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 299.
4 Ср.: Типикон, 8 сентября, 2-я Маркова глава; 15 сентября, Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 86.
5 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 61–65.
6 Там же. С. 25–27, 61–63.
7 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 4-го гласа: «Еже от ве́ка…».
8 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.
9 Ср.: Типикон, 15 сентября, Маркова глава; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 90.
10 Ср.: Типикон, глл. 3-я, 4-я и 5-я. Впрочем, при выборе четырех хвалитных стихир Минеи допустимо опустить славник, а не последнюю стихиру «Пе́рвее у́бо…» (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 73). В таком случае славник хвалитных стихир (глас 2-й: «Прииди́те, вси язы́цы…») поется на «Славу» литии.
11 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 299.