Четверг 7-й седмицы по Пасхе. Попразднство Вознесения. Сщмч. Феодо́та, еп. Анки́рского1.
Служба сщмч. Феодо́та, еп. Анки́рского, не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Вознесения (Триоди).
На вечерне кафизма 12-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Триоди, глас 4-й — 3, и священномученика, глас 1-й — 3. «Слава, и ныне» — Триоди, глас 6-й: «Взы́де Бог в воскликнове́нии…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Триоди, глас 2-й. «Слава, и ныне» — Триоди, глас 1-й: «Возше́д на Небеса́…».
По Трисвятом — тропарь священномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» — тропарь праздника, глас тот же.
Отпуст: «Иже во славе…».
На утрене на «Бог Господь» — тропарь праздника, глас 4-й (дважды). «Слава» — тропарь священномученика, глас тот же, «И ныне» — тропарь праздника, глас тот же.
Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. Седальны Триоди (по дважды). Псалом 50-й.
Каноны: праздника Вознесения 1-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и священномученика на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях — ирмосы канона Минеи.
По 3-й песни — седален священномученика, глас 1-й. «Слава, и ныне» — седален праздника, глас 8-й: «Всед на о́блаки…» (см. в праздник Вознесения, по 3-й песни канона).
По 6-й песни — кондак и икос Вознесения, глас 6-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника: «Ученико́м зря́щим Тя…» (см. в праздник Вознесения). «Слава, и ныне» — тот же светилен.
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Триоди, глас 2-й. «Слава, и ныне» — Триоди, глас 7-й: «На го́ру Елео́нскую…».
По Трисвятом — тропарь священномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» — тропарь праздника, глас тот же.
Отпуст 1-го часа: «Иже во славе…».
На часах — тропарь праздника. «Слава» — тропарь священномученика. Кондак праздника.
На Литургии блаженны 1-го канона праздника (Вознесения), песнь 8-я — 6 (со ирмосом).
На входе — «…вознесыйся во славе…».
По входе — тропари и кондаки:
В храме Господском — тропарь праздника, тропарь священномученика. «Слава, и ныне» — кондак праздника.
В храме Богородицы — тропарь праздника, тропарь храма, тропарь священномученика. «Слава, и ныне» — кондак праздника.
В храме святого — тропарь праздника, тропарь храма, тропарь священномученика. «Слава» — кондак храма, «И ныне» — кондак праздника.
Прокимен, аллилуиарий и причастен — праздника (см. на Литургии в праздник Вознесения).
Апостол и Евангелие — дня.
Задостойник Вознесения.
Отпуст: «Иже во славе…».
Сноски:
1 «В Уставе этого дня св. Феодот называется священномучеником и епископом; тропарь ему положен тоже священномученический. Поводом к этому могло послужить то, что корчемница св. Феодота была молитвенным храмом и алтарем для иереев, сам он был учителем веры и благочестия и убеждал других к страданию за Христа, так что в некотором отношении исполнял пастырские дела. Но он — не священномученик, а мученик… Память его совершается вторично в день кончины свв. седми дев, 18 мая, и в Уставе в тот день он называется мучеником» (Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. К., 1913. М., 1993р. С. 216; ср.: Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. Владимир, 1901. М., 1997р. Т. 3. С. 212, 185–186). Следует также отметить, что наименование в богослужебных книгах св. Феодота 7 июня священномучеником характерно как для славянской литургической традиции (ср.: Устав. М., 1610. Л. 727 об.; Устав. М., 1634. Л. 109; Устав. М., 1641. Л. 684 об.), так и для греческой (ср.: Минея-Июнь. Венеция, 1843. С. 25, 27; Венеция, 1852. С. 22, 23; Венеция, 1868. С. 25, 27).