Суббота Пятидесятницы. Отдание праздника Пятидесятницы. Перенесение мощей свт. Феофа́на, Затворника Вы́шенского (службу зри 10 января).

Свт. Ти́хона, еп. Амафу́нтского. Прп. Ти́хона Калу́жского. Прп. Ти́хона Луховского, Костромского чудотворца.

Совершается славословная служба отдания праздника Пятидесятницы (по Триоди) (А).

Приводим также порядок совершения полиелейной службы1 свт. Феофана, Затворника Вышенского, в соединении со службой отдания праздника Пятидесятницы (по 1-й Марковой главе Типикона под 25 мая: «А́ще ли случи́тся Обре́тение главы́ Предте́чевы… в суббо́ту пред Неде́лею Всех святы́х, во отда́ние пра́здника Пятьдеся́тницы») (Б).

Примечание. Службы святых, память которых пришлась на субботу Пятидесятницы и на Неделю Всех святых, переносятся: «пое́м еди́наго напреди́, а друга́го в настоя́щий пято́к, на повече́рии» (см. Типикон, гл. 50, «В понедельник Святаго Духа на полунощнице», 1-е «зри»). Впрочем, это предписание Типикона не распространяется на святых полиелейных и выше (см., напр., 25 мая, 1-я и 2-я Маркова глава).

А. На вседневной вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 1-й и глас 2-й — 6. «Слава, и ныне» — праздника, глас 8-й: «Прииди́те, лю́дие…».

Входа нет. Прокимен дня. Паримий нет.

На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» — праздника, глас 8-й: «Язы́цы иногда́…».

По Трисвятом — тропарь праздника, глас 8-й (единожды).

Отпуст: «Иже в виде́нии огненных язык…».

На утрене на «Бог Господь» — тропарь праздника, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» — тот же тропарь.

Кафизмы 16-я и 17-я2. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й.

Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды), и 2-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды).

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Пятидесятницы: «Божественным покрове́н…» (ирмосы 2-го канона праздника).

По 3-й песни — седален праздника, глас 8-й. «Слава, и ныне» — тот же седален.

По 6-й песни — кондак и икос праздника, глас 8-й.

На 9-й песни «Честнейшую» не поем. (Совершается обычное каждение.)

Примечание. По традиции, к тропарям 9-й песни поется припев: «Апо́столи, соше́ствие Уте́шителя зря́ще, удиви́шася, ка́ко в ви́де о́гненных язы́к яви́ся Дух Святы́й».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава, и ныне» — ин светилен праздника.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры праздника, глас 4-й — 4 (первая стихира — дважды). «Слава, и ныне» — праздника, глас 6-й: «Царю́ Небе́сный…».

Великое славословие. По Трисвятом — тропарь праздника, глас 8-й (единожды).

Отпуст: «Иже в виде́нии огненных язык…».

На часах — тропарь и кондак праздника.

На Литургии антифоны изобразительны.

Блаженны праздника, 1-го и 2-го канонов, песнь 9-я — 8 (1-го канона — со ирмосом).

На входе: «…спаси ны, Уте́шителю Благий…».

По входе — тропарь праздника. «Слава, и ныне» — кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен, аллилуиарий и причастен — праздника.

Апостол и Евангелие — дня (Рим., зач. 79, от полу́; Мф., зач. 15).

Задостойник Пятидесятницы.

Отпуст: «Иже в виде́нии огненных язык…».

Б. На великой вечерне «Блажен муж» — 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника, глас 1-й и глас 2-й — 6 (см. в самый день праздника), и святителя, глас 1-й — 4 (первая стихира — дважды). «Слава» — святителя, глас тот же: «О́тче Феофа́не богому́дре…», «И ныне» — праздника, глас 8-й: «Прииди́те, лю́дие…».

Вход. Прокимен дня. Паримии святителя — 3.

На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами). «Слава» — святителя, глас 5-й: «Преблаже́нне о́тче Феофа́не…», «И ныне» — праздника, глас 8-й: «Язы́цы иногда́…».

По Трисвятом — тропарь святителя, глас 8-й, «Слава, и ныне» — тропарь праздника, глас тот же.

Отпуст: «Иже в виде́нии огненных язык…».

На утрене на «Бог Господь» — тропарь праздника, глас 8-й (дважды). «Слава» — тропарь святителя, глас тот же, «И ныне» — тропарь праздника, глас тот же.

Кафизмы 16-я и 17-я3. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды).

Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по 1-м стихословии, глас 8-й; седален святителя по 2-м стихословии, глас тот же. «Слава» — седален святителя по полиелее, глас 4-й: «Прему́дрый учи́телю…», «И ныне» — седален Триоди, глас тот же (см. по 1-м или по 2-м стихословии). Степенна — 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие святителя. По 50-м псалме: «Слава» — «Молитвами святителя Феофа́на…». Стихира святителя, глас 6-й: «Излия́ся благода́ть…».

Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), святителя на 4 и праздника 2-й на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Пятидесятницы: «Божественным покрове́н…» (ирмосы 2-го канона праздника).

По 3-й песни — кондак и икос святителя, глас 4-й; седален святителя, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» — седален праздника, глас тот же.

По 6-й песни — кондак и икос праздника, глас 8-й.

На 9-й песни «Честнейшую» не поем. (Совершается обычное каждение.)

Примечание. По традиции, к тропарям 9-й песни канонов праздника поется припев: «Апо́столи, соше́ствие Уте́шителя зря́ще, удиви́шася, ка́ко в ви́де о́гненных язы́к яви́ся Дух Святы́й»; к тропарям канона святителя — припев: «Святи́телю о́тче Феофа́не, моли́ Бо́га о нас»4.

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава» — светилен святителя, «И ныне» — ин светилен праздника.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: праздника, глас 4-й — 3, и святителя, глас 7-й — 3. «Слава» — святителя, глас тот же: «Благоче́стия му́дрый пропове́дниче…», «И ныне» — праздника, глас 6-й: «Царю́ Небе́сный…».

Великое славословие. По Трисвятом — тропарь святителя, глас 8-й, «Слава, и ныне» — тропарь праздника, глас тот же.

Отпуст: «Иже в виде́нии огненных язык…».

На часах — тропарь праздника. «Слава» — тропарь святителя. Кондаки праздника и святителя читаются попеременно.

На Литургии антифоны изобразительны.

Блаженны праздника, 1-го и 2-го канонов, песнь 9-я — 4 (1-го канона — со ирмосом), и святителя, песнь 3-я — 4.

На входе: «…спаси ны, Уте́шителю Благий…».

По входе — тропарь праздника, тропарь святителя. «Слава» — кондак святителя, «И ныне» — кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен, аллилуиарий и причастен — праздника и святителя.

Апостол и Евангелие — дня (Рим., зач. 79, от полу́; Мф., зач. 15) и святителя.

Задостойник Пятидесятницы.

Отпуст: «Иже в виде́нии огненных язык…».

Сноски:

1 См.: Минея-Январь. Ч. 1. М., 2002. С. 615–625.

2 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми.

3 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей.

4 Ср.: Типикон, 8 мая, 6-я Маркова глава.