Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых. Глас 8-й1. Заговенье на Петров пост (Петров мясопуст).
Мчч. Ману́ила, Саве́ла и Исма́ила. Прпп. Ники́ты, Кири́лла, Ники́фора, Кли́мента и Исаа́кия, братьев Алфа́новых, Новгородских (службу зри 4 мая).
Совершается служба Недели Всех святых (по Триоди Цветной).
Примечание. Рядовая служба Минеи переносится (см. примечание 16 июня).
На великой вечерне «Блажен муж» — кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 8-й — 6, и всех святых, глас 6-й — 4. «Слава» — всех святых, глас тот же: «Му́ченик боже́ственный лик…», «И ныне» — догматик, глас 8-й: «Царь Небе́сный…».
Вход. Прокимен дня. Паримии всех святых — 3.
На литии стихира храма и стихиры всех святых, глас 1-й. «Слава» — всех святых, глас 5-й: «Ны́нешнему торжеству́…», «И ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Храм и дверь еси…».
На стиховне стихиры воскресные, глас 8-й. «Слава» — всех святых, глас 6-й: «Прииди́те, ве́рнии…», «И ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Творе́ц и Изба́витель…».
По Трисвятом — «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь всех святых, глас 4-й: «Иже во всем ми́ре му́ченик Твои́х…» (единожды).
Примечание. «От сея́ же Неде́ли начина́ем чести́ на у́тренях Неде́льных Седмь Посла́ний Собо́рных, и 14 Посла́ний Свята́го апо́стола Па́вла; Открове́ние Иоа́нна Богосло́ва. Чтем же их на бде́ниих Неде́льных, пре́жде ины́х чте́ний, до Вели́кия Святы́я Неде́ли Па́схи. В 50-цу же всю Дея́ния святы́х апо́стол чтем в Неде́лях, я́коже предписа́ся. От сего́ же бде́ния начина́ем чести́ Толкова́ния Иоа́нна Златоу́стаго, Ева́нгелие е́же от Матфе́я, от 13 Сло́ва пе́рвыя кни́ги; оста́вшая же Богосло́ва чтем во 12 днех по Христо́ве Рождестве́. В весь же ме́сяц сей, и вторы́й, соверша́ем о́бе кни́ги толкова́тельныя, 1-ю и 2-ю, на чте́ниих у́тренних, до исхо́да ме́сяца а́вгуста: кроме́ егда́ прилучи́тся житие́ не́коего свята́го, тогда́ оставля́ем, и чтем житие́ свята́го» (Типикон, гл. 50, «Неделя всех святых», 1-е и 2-е «зри»).
На утрене на «Бог Господь» — тропарь воскресный, глас 8-й (дважды). «Слава» — тропарь всех святых, глас 4-й, «И ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные (из Триоди).
Непорочны2. «Ангельский собор…»3. Ипакои, степенны и прокимен — гласа. Евангелие воскресное 1-е. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» — «Молитвами апостолов…», «И ныне» — «Молитвами Богородицы…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».
Каноны (в Триоди): воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 2, Богородицы на 2 и всех святых на 6.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Отве́рзу уста́ моя́…».
Примечание. С этого дня до 1 августа на утрене, когда поется великое славословие, катавасия «Отве́рзу уста́ моя́…».
По 3-й песни — седален всех святых, глас 8-й: «Пра́отец, оте́ц, патриа́рх…». «Слава» — тот же седален, «И ныне» — Богородичен Триоди, глас тот же: «Небе́сную дверь и киво́т…».
По 6-й песни — кондак всех святых, глас 8-й: «Яко нача́тки естества́…», и икос, глас тот же: «Иже по всей земли́ му́чившиися…».
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни — «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 1-й. «Слава» — светилен всех святых, «И ныне» — Богородичен Триоди.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8 (из Триоди): воскресные, глас 8-й — 5, и всех святых, глас 4-й — 3 (со своими стихами). «Слава» — стихира евангельская 1-я, глас 1-й: «На го́ру ученико́м…», «И ныне» — «Преблагословенна еси…».
Великое славословие. По Трисвятом — тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».
На часах — тропарь воскресный. «Слава» — тропарь всех святых. Кондак всех святых.
На Литургии блаженны гласа — 4 (из Триоди), и всех святых, песнь 6-я — 4.
По входе — тропарь воскресный, тропарь всех святых. «Слава, и ныне» — кондак всех святых.
Прокимен — воскресный, глас 8-й: «Помоли́теся и воздади́те…», и всех святых, глас 4-й: «Ди́вен Бог во святы́х Свои́х…».
Апостол — Евр., зач. 330. Евангелие — Мф., зач. 38.
Аллилуиарий (всех святых), глас 4-й: «Воззва́ша пра́веднии…».
Примечание. В Типиконе, Цветной Триоди и Апостоле в Неделю всех святых указаны прокимны и причастны воскресные и святых, а аллилуиарий — только святых4.
Причастен — воскресный: «Хвали́те Го́спода…», и всех святых: «Ра́дуйтеся, пра́веднии…».
Примечание. «На трапе́зе утеше́ние бра́тии, гото́вящимся к по́стному по́двигу» (Цветная Триодь. М., 2002. Л. 288 об.).
Сноски:
1 Как определить глас Недели? — Если порядковое число (номер) Недели по Пятидесятнице больше 8, нужно от числа Недели отнять единицу (потому что на Неделю всех святых назначен глас 8-й, а не 1-й, первый же глас начинается с Недели 2-й) и остаток разделить на 8. Остаток от деления укажет глас. Если остатка не будет, это означает глас 8-й (из Православного церковного календаря на 1928 год. М., 1928). Если порядковый номер Недели меньше 8, глас определяется опять же вычитанием единицы из номера Недели.
Как определить утреннее Евангелие данной Недели? — Номер Недели нужно разделить на 11. Остаток укажет порядковый номер утреннего Евангелия. Если остаток 0, это означает 11-е Евангелие. Неделям 1 — 11 соответствуют утренние Евангелия 1 — 11.
2 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.
3 В храме Всех святых поется полиелей и величание: «Велича́ем вас, апо́столи, му́ченицы, проро́цы и вси святи́и, и чтим святу́ю па́мять ва́шу, вы бо мо́лите о нас Христа́, Бо́га на́шего», с избранным псалмом: «Блаже́н муж, боя́йся Го́спода…». После ипакои — седален всех святых (см. в каноне, по 3-й песни). Степенны — гласа. Прокимен и Евангелие — всех святых. По 50-м псалме: «Слава» — «Молитвами всех святых…», и стихира всех святых (по выбору). Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы на 2 и всех святых на 8.
4 Между тем, В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 692) отмечает, что перед этим аллилуиарием «должен бы быть еще воскресный аллилуиарий 8 гл.: Приидите, возрадуемся Господеви…, который, однако, не указан ни в Типиконе, ни в богослужебном Апостоле». Мнение В. Розанова подтверждается толкованием Н. Сырникова (см. его «Ключ к Церковному Уставу», л. 122 об.), согласно которому перед аллилуиарием всех святых назначается воскресный аллилуиарий 8-го гласа.