Вторник. Апостола Иу́ды, брата Господня. Свт. И́ова, патриарха Московского и всея России.
Прп. Паи́сия Великого. Прп. Варлаа́ма Ва́жского.
Прп. Паи́сия Хиленда́рского.
Совершается полиелейная служба ап. Иуды, брата Господня (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Иова, патриарха Московского и всея России (Б)1.
Примечание. Если накануне совершалась аллилуйная служба, то 9-й час не читается, а служба начинается вечерней (с «Царю Небесный…» и обычного начала).
А. На великой вечерне «Блажен муж» — 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры апостола, глас 1-й — 8 (первые две стихиры — трижды, третья — дважды). «Слава» — апостола, глас 8-й: «И́же Боже́ственнаго Ду́ха…», «И ныне» — догматик, глас тот же: «Царь Небе́сный…».
Вход. Прокимен дня. Паримии апостола — 32.
На стиховне стихиры апостола, глас 4-й (со своими припевами). «Слава» — апостола, глас 2-й: «Ре́вности Боже́ственныя…», «И ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «О, чудесе́ ́но́ваго…».
По Трисвятом — тропарь апостола, глас 1-й. «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Гаврии́лу веща́вшу…».
На утрене на «Бог Господь» — тропарь апостола, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Гаврии́лу веща́вшу…».
Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны апостола (по дважды).
Полиелей. Величание апостола и избранный псалом. Седален апостола по полиелее, глас 8-й: «Мре́жею сло́ва…» (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же: «Небе́сная пою́т…». Степенна — 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен апостола, глас 4-й: «Во всю зе́млю изы́де веща́ние их и в концы́ вселе́нныя глаго́лы их»; стих: «Небеса́ пове́дают сла́ву Бо́жию, творе́ние же руку́ Его́ возвеща́ет твердь». Евангелие апостола. По 50-м псалме: «Слава» — «Молитвами святаго апостола Иуды…». Стихира апостола, глас 1-й: «Во всю зе́млю…».
Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и апостола на 8.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни — ин кондак апостола, глас 2-й; седален апостола, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни — кондак и икос апостола, глас 2-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен апостола (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры апостола, глас 5-й — 4 (первая стихира — дважды). «Слава» — апостола, глас 2-й: «Оста́вив земна́я…», «И ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же: «Спаси́ от бед…» (см. прил. 2-е, «В пяток вечера»).
Великое славословие. По Трисвятом — тропарь апостола, глас 1-й. «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Гаврии́лу веща́вшу…».
На часах — тропарь апостола. Кондаки апостола читаются попеременно.
На Литургии блаженны апостола, песнь 3-я — 4 (со ирмосом) и песнь 6-я — 4.
По входе — тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы — тропарь храма, тропарь апостола; кондак апостола. «Слава» — ин3 кондак апостола, «И ныне» — кондак храма.
В храме святого — тропарь храма, тропарь апостола; кондак храма, кондак апостола. «Слава» — ин кондак апостола, «И ныне» — «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен — апостола.
Апостол и Евангелие — дня и апостола.
Б. На великой вечерне «Блажен муж» — 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 1-й — 8 (каждая стихира — дважды). «Слава» — святителя, глас 6-й: «Прииди́те, правосла́вных собо́ри…», «И ныне» — догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажи́т…».
Вход. Прокимен дня. Паримии святителя — 3.
На стиховне стихиры святителя, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» — святителя, глас 8-й: «С любо́вию восхва́лим…», «И ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневе́стная Де́во…».
По Трисвятом — тропарь святителя, глас 5-й. «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Радуйся, две́ре Господня…».
На утрене на «Бог Господь» — тропарь святителя, глас 5-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Радуйся, две́ре Господня…».
Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны святителя (по дважды).
Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 5-й. «Слава» — ин седален святителя, глас тот же, «И ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна — 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен и Евангелие — святителя. По 50-м псалме: «Слава» — «Молитвами святителя И́ова…». Стихира святителя, глас 6-й: «Егда́ поставле́ние твое́…».
Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя на 8.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни — седален святителя, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни — кондак и икос святителя, глас 7-й4.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры святителя, глас 2-й — 4. «Слава» — святителя, глас 8-й: «Сле́зно моли́лся…», «И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Кров Твой…».
Великое славословие. По Трисвятом — тропарь святителя, глас 5-й. «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Радуйся, две́ре Господня…».
На часах — тропарь и кондак святителя.
На Литургии блаженны святителя, песнь 3-я — 4 (со ирмосом) и песнь 6-я — 4.
По входе — тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы — тропарь храма, тропарь святителя. «Слава» — кондак святителя, «И ныне» — кондак храма.
В храме святого — тропарь храма, тропарь святителя; кондак храма. «Слава» — кондак святителя, «И ныне» — «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен — святителя.
Апостол и Евангелие — дня и святителя.
Сноски:
1 См.: Минея-Июнь. Ч. 2. М., 2002. С. 597–611; Минея дополнительная. М., 2005. С. 297–308.
2 По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах.
3 Устав допускает пение по входе на Литургии нескольких тропарей или кондаков, прославляющих одно и то же лицо, если эти тропари и кондаки сравнительно редко употребляются в годовом богослужебном круге (см., напр., в Неделю ваий и в Неделю Всех святых, в земле Российской просиявших (см.: Минея-Май. Ч. 3. С. 382), а также в пред-попразднства и отдания двунадесятых Господских праздников в воскресные дни).
4 Икос святителя можно заимствовать из Минеи дополнительной (М., 2005. С. 304).