Пятница. Сщмч. Евсе́вия, еп. Самоса́тского. Прп. Варлаа́ма Ху́тынского (переходящее празднование в 1-ю пятницу Петрова поста; службу зри 6 ноября). Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших (со 2-й Недели по Пятидесятнице). Аллилуия.

Табы́нской иконы Божией Матери (переходящее празднование в 9-ю пятницу по Пасхе)1.

По Уставу, совершается аллилуйная служба (сщмч. Евсе́вия, еп. Самоса́тского) (Б). По благословению настоятеля, может совершаться служба с «Бог Господь» (служба сщмч. Евсе́вия, еп. Самоса́тского, не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха) (А). Приводим также порядок совершения славословной службы прп. Варлаа́ма Ху́тынского2 в соединении со службой Октоиха (В). На этот день (со 2-й Недели по Пятидесятнице) может быть перенесена3 полиелейная4 служба Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших (см.: Минея-Май. Ч. 3. С. 387–408) (Г).

А. На вечерне кафизма 15-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 8-й — 3, и священномученика, глас тот же — 3. «Слава, и ныне» — Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «А́гница А́гнца…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава, и ныне» — Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «Ю́ница Нескве́рная…».

По Трисвятом — тропарь священномученика (общий), глас 4-й: «И нра́вом прича́стник…» (см. в Минее общей, гл. 16, л. 91 об.; ср.: Типикон, 3 сентября). «Слава, и ныне» — Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Де́во Пренепоро́чная…».

На утрене на «Бог Господь» — тропарь священномученика (общий), глас 4-й: «И нра́вом прича́стник…» (см. в Минее общей, гл. 16, л. 91 об.; ср.: Типикон, 3 сентября) (дважды). «Слава, и ныне» — Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Де́во Пренепоро́чная…».

Кафизмы 19-я и 20-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4, и священномученика на 4.

Библейские песни «Господеви поем…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях — ирмосы канона Минеи.

По 3-й песни — седален священномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» — Крестобогородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни — кондак священномученика, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» — Крестобогородичен Октоиха.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава, и ныне» — Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «Не терплю́, Ча́до…».

По Трисвятом — тропарь священномученика (общий), глас 4-й: «И нра́вом прича́стник…» (см. в Минее общей, гл. 16, л. 91 об.; ср.: Типикон, 3 сентября). «Слава, и ныне» — Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Тя велича́ем, Богоро́дице, вопию́ще: Ты еси гора́…».

На часах — тропарь и кондак священномученика.

На Литургии вседневные антифоны.

По входе — тропари и кондаки:

В храме Господском — тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь священномученика; кондак священномученика. «Слава» — «Со святыми упокой…», «И ныне» — кондак дня: «Вознесыйся на Крест…».

В храме Богородицы — тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь храма, тропарь священномученика; кондак дня: «Вознесыйся на Крест…», кондак священномученика. «Слава» — «Со святыми упокой…», «И ныне» — кондак храма.

В храме святого — тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь храма, тропарь священномученика; кондак дня: «Вознесыйся на Крест…», кондак храма, кондак священномученика. «Слава» — «Со святыми упокой…», «И ныне» — «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен — дня.

Апостол и Евангелие — дня.

Б. Порядок аллилуйной службы (сщмч. Евсе́вия, еп. Самоса́тского) см. 18 июня; особенности ее см. 20 июня.

На вечерне кафизма 15-я.

На утрене кафизмы 19-я и 20-я.

Кондаки на изобразительных в следующем порядке:

В храме Господском — кондак дневной: «Вознесыйся на Крест волею…», кондак священномученика. «Слава» — «Со святыми упокой…», «И ныне» — «Предстательство христиан…».

В храме Богородицы — кондак дневной: «Вознесыйся на Крест волею…», кондак священномученика. «Слава» — «Со святыми упокой…», «И ныне» — кондак храма.

В храме святого — кондак дневной: «Вознесыйся на Крест волею…», кондак храма, кондак священномученика. «Слава» — «Со святыми упокой…», «И ныне» — «Предстательство христиан…».

Литургия в этот день не совершается. Вечерня бывает в свое время.

В. На вечерне кафизма 15-я.

На «Господи, воззвах» стихиры преподобного, глас 8-й — 6 (первые две стихиры — дважды). «Слава» — преподобного, глас тот же: «Всечестны́я и чудотво́рныя мо́щи твоя́…», «И ныне» — догматик, глас тот же: «Царь Небе́сный…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры преподобного, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» — преподобного, глас 8-й: «Мона́хов мно́жества…», «И ныне» — Богородичен по гласу «Славы», от меньших (по выбору), или, по традиции: «Влады́чице, приими́…» (см. прил. 2-е, «В субботу утра»).

По Трисвятом — тропарь преподобного (по выбору). «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный по гласу тропаря.

На утрене на «Бог Господь» — тропарь преподобного (по выбору; дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный по гласу тропаря.

Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны преподобного (по дважды). Псалом 50-й.

Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), 2-й на 4 и преподобного на 6.

Примечание. В седмичные дни (кроме четверга), при совершении службы Октоиха в соединении со службой шестеричного или славословного святого, мученичны из 1-го канона Октоиха опускаются. В четверг 1-й канон Октоиха не содержит мученичнов.

Библейские песни «Господеви поем…» (см. Типикон, 23 сентября, 1-е «зри»).

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни — седален преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни — кондак и икос преподобного, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры преподобного, глас 8-й — 4 (первая стихира — дважды). «Слава» — преподобного, глас тот же: «Всечестно́е и свято́е те́ло твое́…», «И ныне» — Богородичен, глас тот же: «Влады́чице, приими́…» (см. прил. 2-е, «В субботу утра»).

Великое славословие. По Трисвятом — тропарь преподобного (по выбору). «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный по гласу тропаря.

На часах — тропарь и кондак преподобного.

На Литургии блаженны преподобного, песнь 3-я — 4 (со ирмосом) и песнь 6-я — 4.

По входе — тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы — тропарь храма, тропарь преподобного. «Слава» — кондак преподобного, «И ныне» — кондак храма.

В храме святого — тропарь храма, тропарь преподобного; кондак храма. «Слава» — кондак преподобного, «И ныне» — «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен — дня и преподобного.

Апостол и Евангелие — дня и преподобного.

Г. На великой вечерне «Блажен муж» — 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры преподобных, глас 4-й — 8 (первые две стихиры — трижды, третья — дважды). «Слава» — преподобных, глас 6-й: «Днесь облиста́…», «И ныне» — догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажи́т…».

Вход. Прокимен дня. Паримии преподобных — 3.

На стиховне стихиры преподобных, глас 5-й (со своими припевами). «Слава» — преподобных, глас 8-й: «Кто изглаго́лет по́двиги ва́ша…», «И ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же: «Живу́щим, Госпоже́…», или Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневе́стная Де́во…».

По Трисвятом — тропарь преподобных, глас 1-й. «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Гаврии́лу веща́вшу…».

На утрене на «Бог Господь» — тропарь преподобных, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Гаврии́лу веща́вшу…».

Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны преподобных (по дважды).

Полиелей. Величание преподобных и избранный псалом. Седален преподобных по полиелее, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна — 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен преподобных, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие преподобных. По 50-м псалме: «Слава» — «Молитвами всех преподобных отце́в Афонских…». Стихира преподобных, глас 6-й: «Прииди́те, христоимени́тии лю́дие…».

Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобных (два канона) на 8.

Примечание. У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегони́теля фарао́на…») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду проше́д…»).

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни — седален преподобных, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни — кондак и икос преподобных, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобных (дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры преподобных, глас 1-й — 4. «Слава» — преподобных, глас 8-й: «Преподо́бных оте́ц лик…», «И ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же: «Сия́ есть Гора́ Бо́жия…».

Великое славословие. По Трисвятом — тропарь преподобных, глас 1-й. «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Гаврии́лу веща́вшу…».

На часах — тропарь и кондак преподобных.

На Литургии блаженны преподобных , 1-го канона песнь 3-я — 4 (со ирмосом) и 2-го канона песнь 6-я — 4.

По входе — тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы — тропарь храма, тропарь преподобных. «Слава» — кондак преподобных, «И ныне» — кондак храма.

В храме святого — тропарь храма, тропарь преподобных; кондак храма. «Слава» — кондак преподобных, «И ныне» — «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен — преподобных.

Апостол и Евангелие — дня и преподобных.

Сноски:

1 См.: Минея-Май. М., 2002. Ч. 3. С. 477–478.

2 См.: Минея-Ноябрь. М., 2002. Ч. 1. С. 131–147.

3 «В тот день, в который… Русская Церковь совершает общий праздник Всех Русских Святых, святая Гора Афонская совершает общий праздник всех своих преподобных… Гора Афонская с сонмом ее подвижников имеет величайшее значение для Православной Русской Церкви. На Афоне — корни всего русского подвижничества. По значению афонских подвижников для Русской Православной Церкви и для русского народа, следовало бы и в нашем церковном Уставе отметить общий праздник всех преподобных афонских. Но Русская Церковь теперь не может праздновать этот праздник одновременно с Афоном во вторую Неделю по Пятидесятнице, потому что в этот день у нас свой великий праздник. Поэтому праздник афонских преподобных должен быть перенесен на ин день, и лучше всего на предшествующую субботу. Тогда наше празднование афонских преподобных не будет слишком отдалено от празднования им на Афоне, оно будет соответствовать также в субботу на сырной седмице совершаемому празднованию всех преподобных и, главное, будет своеобразным предпразднеством к весеннему празднику Всех Русских Святых» (Афанасий (Сахаров), еп. О празднике Всех Святых, в земле Русской просиявших, и о службе на сей праздник // Служба Всем Святым, в земле Русской просиявшим / Сост.: еп. Ковровский Афанасий (Сахаров). М., 1995. С. 15, 16). В текущем году из-за совершения в субботу перед 2-й Неделей по Пятидесятнице празднования в честь Владимирской иконы Божией Матери служба Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших, может быть перенесена на пятницу, 22 июня.

4 В Минее (см.: Минея-Май. Ч. 3. С. 387–408) приводится бденная служба в честь Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших. По мнению свт. Афанасия (Сахарова), «подобно празднику всех преподобных на сырной седмице, и праздник всех афонских подвижников у нас может быть совершаем как праздник со славословием» (Афанасий (Сахаров), еп. О празднике Всех Святых, в земле Русской просиявших, и о службе на сей праздник // Служба Всем Святым, в земле Русской просиявшим / Сост.: еп. Ковровский Афанасий (Сахаров). М., 1995. С. 16). Исходя из особенностей построения службы в Минее (напр., наличия двух канонов святым и проч.), наиболее приемлемым можно считать совершение в этот день полиелейной службы в честь афонских преподобных.