Суббота. Мц. Агриппи́ны. Владимирской иконы Божией Матери.
Собор Владимирских святых. Прав. Арте́мия Веркольского. Свт. Ге́рмана, архиеп. Казанского (службу зри 6 ноября). Прп. Ио́сифа Заони́киевского (службу зри 21 сентября).
Блгв. кн. Фео́дора Владимирского.
Служба мц. Агриппины не имеет праздничного знака, может совершаться в соединении с полиелейной службой в честь Владимирской иконы Божией Матери (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы в честь Владимирской иконы Божией Матери (Б).
Примечание. Если накануне совершалась аллилуйная служба, то 9-й час не читается, а служба начинается вечерней (с «Царю Небесный…» и обычного начала).
А. На великой вечерне «Блажен муж» — 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры на 8: Богородицы, глас 4-й — 5, и мученицы, глас тот же — 3. «Слава» — Богородицы, глас 8-й: «Прииди́те, росси́йстии собо́ри…», «И ныне» — догматик, глас тот же: «Царь Небе́сный…».
Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы — 3.
На стиховне стихиры Богородицы, глас 8-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» — Богородицы, глас тот же: «Да ра́дуются росси́йстии собо́ри…».
По Трисвятом — тропарь мученицы, глас 4-й. «Слава, и ныне» — тропарь Богородицы, глас тот же.
На утрене на «Бог Господь» — тропарь Богородицы, глас 4-й (дважды). «Слава» — тропарь мученицы, глас тот же, «И ныне» — тропарь Богородицы, глас тот же.
Кафизмы 16-я и 17-я1. Малые ектении. Седальны Богородицы.
Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом. Седален Богородицы по полиелее, глас 1-й. «Слава, и ныне» — тот же седален. Степенна — 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Богородицы, глас 4-й: «Помяну́ и́мя Твое́ во вся́ком ро́де и ро́де»; стих: «Слы́ши, Дщи, и виждь, и приклони́ у́хо Твое́». Евангелие Богородицы. По 50-м псалме: «Слава» — «Молитвами Богородицы…». Стихира Богородицы, глас 2-й: «Гото́вися, всечестны́й гра́де Москва́…».
Каноны: Богородицы (Минеи) со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и мученицы на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни — кондак мученицы, глас 4-й; седален Богородицы, глас тот же. «Слава» — седален мученицы, глас тот же, «И ныне» — седален Богородицы, глас тот же.
По 6-й песни — кондак и икос Богородицы, глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Богородицы. «Слава, и ныне» — ин светилен Богородицы.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры Богородицы, глас 4-й — 4 (первая стихира — дважды). «Слава, и ныне» — Богородицы, глас 8-й: «Иже на Херуви́мех…».
Великое славословие. По Трисвятом — тропарь мученицы, глас 4-й. «Слава, и ныне» — тропарь Богородицы, глас тот же.
На часах — тропарь Богородицы. «Слава» — тропарь мученицы. Кондак только Богородицы.
На Литургии блаженны Богородицы, песнь 3-я — 4 (со ирмосом), и песнь 6-я — 4.
На входе — «…во святых Дивен сый…»2.
По входе — тропари и кондаки:
В храме Господском — тропарь храма, тропарь Богородицы, тропарь мученицы; кондак храма. «Слава» — кондак мученицы, «И ныне» — кондак Богородицы.
В храме Богородицы — тропарь Богородицы (Владимирской иконы), тропарь мученицы. «Слава» — кондак мученицы, «И ныне» — кондак Богородицы (Владимирской иконы).
В храме святого — тропарь Богородицы, тропарь храма, тропарь мученицы; кондак храма. «Слава» — кондак мученицы, «И ныне» — кондак Богородицы.
Прокимен, аллилуиарий и причастен — Богородицы.
Апостол и Евангелие — Богородицы и дня.
Б. На великой вечерне «Блажен муж» — 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры Богородицы, глас 4-й и глас 8-й — 8. «Слава» — Богородицы, глас 8-й: «Прииди́те, росси́йстии собо́ри…», «И ныне» — догматик, глас тот же: «Царь Небе́сный…».
Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы — 3.
На стиховне стихиры Богородицы, глас 8-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» — Богородицы, глас тот же: «Да ра́дуются росси́йстии собо́ри…».
По Трисвятом — тропарь Богородицы, глас 4-й (единожды).
На утрене на «Бог Господь» — тропарь Богородицы, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» — тот же тропарь.
Кафизмы 16-я и 17-я3. Малые ектении. Седальны Богородицы.
Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом. Седален Богородицы по полиелее, глас 1-й. «Слава, и ныне» — тот же седален. Степенна — 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Богородицы, глас 4-й: «Помяну́ и́мя Твое́ во вся́ком ро́де и ро́де»; стих: «Слы́ши, Дщи, и виждь, и приклони́ у́хо Твое́». Евангелие Богородицы. По 50-м псалме: «Слава» — «Молитвами Богородицы…». Стихира Богородицы, глас 2-й: «Гото́вися, всечестны́й гра́де Москва́…».
Каноны: Похвалы Богородицы (см. в Триоди Постной в субботу 5-ю Великого поста) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и Богородицы (Минеи) на 8.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни — седален Богородицы, глас 4-й. «Слава, и ныне» — тот же седален.
По 6-й песни — кондак и икос Богородицы, глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Богородицы. «Слава, и ныне» — ин светилен Богородицы.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры Богородицы, глас 4-й — 4 (первая стихира — дважды). «Слава, и ныне» — Богородицы, глас 8-й: «Иже на Херуви́мех…».
Великое славословие. По Трисвятом — тропарь Богородицы, глас 4-й (единожды).
На часах — тропарь и кондак Богородицы.
На Литургии блаженны Богородицы, песнь 3-я — 4 (со ирмосом) и песнь 6-я — 4.
На входе — «…во святых Дивен сый…»4.
По входе — тропари и кондаки:
В храме Господском — тропарь храма, тропарь Богородицы. «Слава» — кондак храма, «И ныне» — кондак Богородицы.
В храме Богородицы — тропарь Богородицы (Владимирской иконы). «Слава, и ныне» — кондак Богородицы (Владимирской иконы).
В храме святого — тропарь Богородицы, тропарь храма. «Слава» — кондак храма, «И ныне» — кондак Богородицы.
Прокимен, аллилуиарий и причастен — Богородицы.
Апостол и Евангелие — Богородицы и дня.
Сноски:
1 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей.
2 В церковно-богослужебной практике (ср.: Розанов Н., прот. Руководство для лиц, отправляющих церковные богослужения… в Московском Кафедральном Христа Спасителя соборе и Московском Большом Успенском соборе в течение всего года… М., 1901. С. 25) в подобных случаях, а также на двунадесятые Богородичные праздники, их предпразднство, попразднство и отдание обычно поется «…молитвами Богородицы…», хотя Типикон не дает такого указания. «Припев: «Спаси ны, Сыне Божий, молитвами Богородицы, поющия Ти…» — продукт литургической самодеятельности. Его не знает ни Устав, ни литургика. Он и стилистически шероховат (слова «молитвами Богородицы» в подобных припевах стоят в начале, а после «Сыне Божий» требуется определение с артиклем ó). По Уставу и на праздники Богородичные положен припев «Спаси ны, Сыне Божий, во святых Дивен сый…». По-видимому, отцы — составители Устава видели в Богородице Возглавительницу всего лика святых» (из письма проф. Д. П. Огицкого свт. Афанасию (Сахарову) от 19–22 апреля 1961 года; см.: Переписка Д. П. Огицкого с епископом Афанасием (Сахаровым) // Журнал Московской Патриархии. М., 1997. № 7. С. 71).
3 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей.
4 В церковно-богослужебной практике (ср.: Розанов Н., прот. Руководство для лиц, отправляющих церковные богослужения… в Московском Кафедральном Христа Спасителя соборе и Московском Большом Успенском соборе в течение всего года… М., 1901. С. 25) в подобных случаях, а также на двунадесятые Богородичные праздники, их предпразднство, попразднство и отдание обычно поется «…молитвами Богородицы…», хотя Типикон не дает такого указания. «Припев: «Спаси ны, Сыне Божий, молитвами Богородицы, поющия Ти…» — продукт литургической самодеятельности. Его не знает ни Устав, ни литургика. Он и стилистически шероховат (слова «молитвами Богородицы» в подобных припевах стоят в начале, а после «Сыне Божий» требуется определение с артиклем ó). По Уставу и на праздники Богородичные положен припев «Спаси ны, Сыне Божий, во святых Дивен сый…». По-видимому, отцы — составители Устава видели в Богородице Возглавительницу всего лика святых» (из письма проф. Д. П. Огицкого свт. Афанасию (Сахарову) от 19–22 апреля 1961 года; см.: Переписка Д. П. Огицкого с епископом Афанасием (Сахаровым) // Журнал Московской Патриархии. М., 1997. № 7. С. 71).