Среда Пятидесятницы. Свт. Кири́лла, архиеп. Александри́йского. Прп. Кири́лла, игумена Белоезе́рского.

Прп. Александра, игумена Ку́штского.

Служба свт. Кири́лла, архиеп. Александри́йского, шестеричная, совершается вместе со службой попразднства Пятидесятницы (Триоди) (А). Приводим также порядок совершения шестеричной службы свт. Кири́лла, архиеп. Александри́йского, в соединении со славословной службой прп. Кири́лла, игумена Белоезе́рского, и службой попразднства Пятидесятницы (Триоди) (Б).

А. На вечерне кафизма 9-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 61: Триоди, глас 1-й – 3, и святителя, глас 4-й – 3. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Благи́й ра́бе ве́рный…», «И ныне» – Триоди, глас 2-й: «Ви́дехом Свет И́стинный…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Триоди, глас 4-й. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Челове́че Бо́жий…», «И ныне» – Триоди, глас тот же: «Го́споди, Свята́го Ду́ха наше́ствие…».

По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас тот же.

Отпуст: «Иже в виде́нии огненных язык…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас тот же, «И ныне» – тропарь праздника, глас тот же.

Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны Триоди (по дважды). Псалом 50-й.

Каноны: праздника 2-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (святителя).

По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 8-й; седален святителя, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 8-й: «Спа́совы рачи́телие…» (см. в Неделю).

По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 6-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника (по выбору; см. в Неделю).

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Триоди, глас 2-й. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Насле́дниче Бо́жий…», «И ныне» – Триоди, глас тот же: «Царю́ Небе́сный…».

По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас тот же.

Отпуст 1-го часа: «Иже в виде́нии огненных язык…».

На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь святителя. Кондак только праздника.

На Литургии блаженны праздника (обоих канонов), песнь 4-я – 4 (1-го канона – со ирмосом), и святителя, песнь 3-я – 4.

На входе – «…спаси ны, Уте́шителю Благий…».

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь праздника, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника.

В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника.

В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь святителя; кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и святителя.

Апостол и Евангелие – дня и святителя.

Задостойник Пятидесятницы.

Отпуст: «Иже в виде́нии огненных язык…».

Б. На вечерне кафизма 9-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: преподобного, глас 4-й – 3, и святителя, глас тот же – 3. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Е́же по о́бразу…», «И ныне» – Триоди, глас 2-й: «Ви́дехом Свет И́стинный…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Триоди, глас 4-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Челове́че Бо́жий…», «И ныне» – Триоди, глас тот же: «Го́споди, Свята́го Ду́ха наше́ствие…».

По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 1-й. «Слава» – тропарь святителя, глас 8-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас тот же.

Отпуст: «Иже в виде́нии огненных язык…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 8-й (единожды), тропарь преподобного, глас 1-й (единожды). «Слава» – тропарь святителя, глас 8-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас тот же.

Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. По каждой кафизме – седален преподобного2, «Слава, и ныне» – седален Триоди. Псалом 50-й.

Каноны: праздника 2-й со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), преподобного на 6 и святителя на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Пятидесятницы: «Божественным покрове́н…».

По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 8-й, кондак и икос святителя, глас 6-й; седален святителя, глас 3-й. «Слава» – седален преподобного, глас 4-й, «И ныне» – седален праздника, глас 8-й: «Спа́совы рачи́телие…» (см. в Неделю).

По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного. «Слава» – светилен святителя, «И ныне» – светилен праздника (по выбору; см. в Неделю).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: Триоди, глас 2-й – 3 (см. на стиховне утрени), и преподобного, глас 8-й – 3. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Насле́дниче Бо́жий…» (см. на стиховне утрени), «И ныне» – Триоди, глас тот же: «Царю́ Небе́сный…» (см. на стиховне утрени).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 1-й. «Слава» – тропарь святителя, глас 8-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас тот же.

Отпуст: «Иже в виде́нии огненных язык…».

На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропари преподобного и святителя читаются попеременно. Кондаки праздника и преподобного читаются попеременно.

На Литургии блаженны праздника (обоих канонов), песнь 4-я – 4 (1-го канона – со ирмосом), и преподобного, песнь 3-я (или 6-я) – 4.

На входе – «…спаси ны, Уте́шителю Благий…».

По входе – тропарь праздника, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь преподобного, тропарь святителя; кондак храма святого, кондак преподобного. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен и аллилуиарий – преподобного и святителя.

Апостол и Евангелие – дня, преподобного (под зачало) и святителя.

Задостойник Пятидесятницы.

Причастен – праздника и святых (преподобного и святителя)3.

Отпуст: «Иже в виде́нии огненных язык…».

Сноски:

1 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 129.

2 Ср.: Типикон, 16 августа.

3 Причастны преподобного и святителя совпадают, поэтому возможно пение причастна праздника Пятидесятницы (Триоди) перед причастном святых.