Суббота. Апостола Иу́ды, брата Господня. Свт. И́ова, патриарха Московского и всея России. Свт. Иоанна Максимо́вича, архиеп. Шанха́йского и Сан-Франци́сского1. Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших (со 2-й Недели по Пятидесятнице).

Прп. Паи́сия Великого. Прп. Варлаа́ма Ва́жского.

Прп. Паи́сия Хиленда́рского.

Совершается полиелейная служба ап. Иуды, брата Господня (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы2 свт. Иова, патриарха Московского и всея России (Б), и порядок совершения полиелейной службы3 свт. Иоанна Максимо́вича, архиеп. Шанха́йского и Сан-Франци́сского (В). На этот день (со 2-й Недели по Пятидесятнице) может быть перенесена4 полиелейная служба Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших5 (см.: Минея-Май. Ч. 3. С. 387–408) (Г).

А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры апостола, глас 1-й – 8 (первые две стихиры – трижды, третья – дважды). «Слава» – апостола, глас 8-й: «И́же Боже́ственнаго Ду́ха…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небе́сный…».

Вход. Прокимен дня. Паримии апостола – 36.

На стиховне стихиры апостола, глас 4-й (со своими припевами). «Слава» – апостола, глас 2-й: «Ре́вности Боже́ственныя…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «О, чудесе́ но́ваго…».

По Трисвятом – тропарь апостола, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 8-й: «Иже нас ра́ди…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь апостола, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 8-й: «Иже нас ра́ди…».

Кафизмы 16-я и 17-я7. Малые ектении. Седальны апостола (по дважды).

Полиелей. Величание апостола и избранный псалом. Седален апостола по полиелее, глас 8-й: «Мре́жею сло́ва…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Небе́сная пою́т…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен апостола, глас 4-й: «Во всю зе́млю изы́де веща́ние их и в концы́ вселе́нныя глаго́лы их»; стих: «Небеса́ пове́дают сла́ву Бо́жию, творе́ние же руку́ Его́ возвеща́ет твердь». Евангелие апостола. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святаго апостола Иуды…». Стихира апостола, глас 1-й: «Во всю зе́млю…».

Каноны:

В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и апостола на 8.

В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели)8 со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и апостола на 8.

Примечание. При совпадении памяти славословного, полиелейного или бденного святого с субботним днем в храме святого должен петься Богородичный канон Октоиха с воскресной утрени отдаваемого гласа (см. Типикон, гл. 11-я, «зри»; Минея общая, «Изъявление вкратце»). Это является особенностью субботнего богослужения, на котором происходит отдание гласа, действовавшего в течение седмицы.

Впрочем, В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», ч. 1, отд. 3, гл. 28) допускает при полиелее святого в субботу пение Богородичного канона из службы святого или общего канона Богородицы, глас 8-й: «Воду прошед…» (из Часослова) или «Колесницегонителя фараона…» (из приложения Октоиха).

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – ин кондак апостола, глас 2-й; седален апостола, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос апостола, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен апостола (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры апостола, глас 5-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – апостола, глас 2-й: «Оста́вив земна́я…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Спаси́ от бед…» (см. прил. 2-е, «В пяток вечера»).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь апостола, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 8-й: «Иже нас ра́ди…».

На часах – тропарь апостола. Кондаки апостола читаются попеременно.

На Литургии блаженны апостола, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь апостола; кондак апостола. «Слава» – ин9 кондак апостола, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь апостола; кондак храма, кондак апостола. «Слава» – ин кондак апостола, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – апостола и дня10.

Апостол и Евангелие – апостола и дня.

Примечание. В период пения Октоиха на Литургии в субботу рядовые чтения следуют после чтений святых. В воскресные дни рядовые чтения предваряют чтения святого. В седмичные дни рядовые чтения предваряют чтения святого, даже при полиелейном и бденном святом; впрочем, при бденном святом рядовые чтения обычно переносятся на предыдущий или на следующий день.

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 1-й – 8 (каждая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Прииди́те, правосла́вных собо́ри…», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небе́сный…».

Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3.

На стиховне стихиры святителя, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 8-й: «С любо́вию восхва́лим…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневе́стная Де́во…».

По Трисвятом – тропарь святителя, глас 5-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 8-й: «Иже нас ра́ди…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя, глас 5-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 8-й: «Иже нас ра́ди…».

Кафизмы 16-я и 17-я11. Малые ектении. Седальны святителя (по дважды).

Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 5-й. «Слава» – ин седален святителя, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен и Евангелие – святителя. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя И́ова…». Стихира святителя, глас 6-й: «Егда́ поставле́ние твое́…».

Каноны:

В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя на 8.

В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели)12 со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя на 8.

Примечание. При совпадении памяти славословного, полиелейного или бденного святого с субботним днем в храме святого должен петься Богородичный канон Октоиха с воскресной утрени отдаваемого гласа (см. Типикон, гл. 11-я, «зри»; Минея общая, «Изъявление вкратце»). Это является особенностью субботнего богослужения, на котором происходит отдание гласа, действовавшего в течение седмицы.

Впрочем, В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», ч. 1, отд. 3, гл. 28) допускает при полиелее святого в субботу пение Богородичного канона из службы святого или общего канона Богородицы, глас 8-й: «Воду прошед…» (из Часослова) или «Колесницегонителя фараона…» (из приложения Октоиха).

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – седален святителя, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 7-й13.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры святителя, глас 2-й – 4. «Слава» – святителя, глас 8-й: «Сле́зно моли́лся…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Влады́чице, приими́…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя, глас 5-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 8-й: «Иже нас ра́ди…».

На часах – тропарь и кондак святителя.

На Литургии блаженны святителя, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь святителя; кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – святителя и дня14.

Апостол и Евангелие – святителя и дня.

Примечание. В период пения Октоиха на Литургии в субботу рядовые чтения следуют после чтений святых. В воскресные дни рядовые чтения предваряют чтения святого. В седмичные дни рядовые чтения предваряют чтения святого, даже при полиелейном и бденном святом; впрочем, при бденном святом рядовые чтения обычно переносятся на предыдущий или на следующий день.

В. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 6-й и глас 3-й – 8. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Днесь собра́вшеся…», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небе́сный…».

Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3.

На стиховне стихиры святителя, глас 1-й и глас 6-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 6-й: «О́браз вои́стинну…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творе́ц и Изба́витель…».

По Трисвятом – тропарь святителя (по выбору). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 8-й: «Иже нас ра́ди…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя (по выбору; дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 8-й: «Иже нас ра́ди…».

Кафизмы 16-я и 17-я15. Малые ектении. Седальны святителя (по дважды).

Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 4-й: «Сла́вы дре́вних святы́х…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Соше́дшеся днесь…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие – святителя (Ин., зач. 35, от полу́). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя Иоа́нна…». Стихира святителя, глас 6-й: «Ра́дуются днесь…».

Каноны:

В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя на 8.

В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели)16 со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя на 8.

Примечание. При совпадении памяти славословного, полиелейного или бденного святого с субботним днем в храме святого должен петься Богородичный канон Октоиха с воскресной утрени отдаваемого гласа (см. Типикон, гл. 11-я, «зри»; Минея общая, «Изъявление вкратце»). Это является особенностью субботнего богослужения, на котором происходит отдание гласа, действовавшего в течение седмицы.

Впрочем, В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», ч. 1, отд. 3, гл. 28) допускает при полиелее святого в субботу пение Богородичного канона из службы святого или общего канона Богородицы, глас 8-й: «Воду прошед…» (из Часослова)17 или «Колесницегонителя фараона…» (из приложения Октоиха).

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – седален святителя, глас 4-й: «Моли́тва твоя́…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Утвержде́ние нам еси…».

По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя: «А́ще и умро́х…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен: «О Тебе́, Богоро́дице Де́во…».

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры святителя, глас 4-й – 4. «Слава» – святителя, глас тот же: «Испове́дуем ди́вное заступле́ние…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Богоро́дице, всех Цари́це…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя (по выбору). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 8-й: «Иже нас ра́ди…».

На часах – тропарь и кондак святителя.

На Литургии блаженны святителя, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь святителя; кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – святителя и дня18.

Апостол и Евангелие – святителя и дня.

Примечание. В период пения Октоиха на Литургии в субботу рядовые чтения следуют после чтений святых. В воскресные дни рядовые чтения предваряют чтения святого. В седмичные дни рядовые чтения предваряют чтения святого, даже при полиелейном и бденном святом; впрочем, при бденном святом рядовые чтения обычно переносятся на предыдущий или на следующий день.

Г. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры преподобных, глас 4-й – 8 (первые две стихиры – трижды, третья – дважды). «Слава» – преподобных, глас 6-й: «Днесь облиста́…», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небе́сный…».

Вход. Прокимен дня. Паримии преподобных – 3.

На стиховне стихиры преподобных, глас 5-й (со своими припевами). «Слава» – преподобных, глас 8-й: «Кто изглаго́лет по́двиги ва́ша…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Живу́щим, Госпоже́…», или Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневе́стная Де́во…».

По Трисвятом – тропарь преподобных, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 8-й: «Иже нас ра́ди…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобных, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 8-й: «Иже нас ра́ди…».

Кафизмы 16-я и 17-я19. Малые ектении. Седальны преподобных (по дважды).

Полиелей. Величание преподобных и избранный псалом. Седален преподобных по полиелее, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен преподобных, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие преподобных. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами всех преподобных отце́в Афонских…». Стихира преподобных, глас 6-й: «Прииди́те, христоимени́тии лю́дие…».

Каноны:

В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобных (два канона) на 8.

В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели)20 со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобных (два канона) на 8.

Примечание. При совпадении памяти славословного, полиелейного или бденного святого с субботним днем в храме святого должен петься Богородичный канон Октоиха с воскресной утрени отдаваемого гласа (см. Типикон, гл. 11-я, «зри»; Минея общая, «Изъявление вкратце»). Это является особенностью субботнего богослужения, на котором происходит отдание гласа, действовавшего в течение седмицы.

Впрочем, В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», ч. 1, отд. 3, гл. 28) допускает при полиелее святого в субботу пение Богородичного канона из службы святого или общего канона Богородицы, глас 8-й: «Воду прошед…» (из Часослова) или «Колесницегонителя фараона…» (из приложения Октоиха).

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – седален преподобных, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос преподобных, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобных (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры преподобных, глас 1-й – 4. «Слава» – преподобных, глас 8-й: «Преподо́бных оте́ц лик…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Сия́ есть Гора́ Бо́жия…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобных, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 8-й: «Иже нас ра́ди…».

На часах – тропарь и кондак преподобных.

На Литургии блаженны преподобных, 1-го канона песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и 2-го канона песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь преподобных. «Слава» – кондак преподобных, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь преподобных; кондак храма. «Слава» – кондак преподобных, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – преподобных и дня21.

Апостол и Евангелие – преподобных и дня.

Примечание. В период пения Октоиха на Литургии в субботу рядовые чтения следуют после чтений святых. В воскресные дни рядовые чтения предваряют чтения святого. В седмичные дни рядовые чтения предваряют чтения святого, даже при полиелейном и бденном святом; впрочем, при бденном святом рядовые чтения обычно переносятся на предыдущий или на следующий день.

Сноски:

1 Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2008 года установил днем памяти свт. Иоанна Максимо́вича, архиеп. Шанха́йского и Сан-Франци́сского, 19 июня (ст. ст.).

2 См.: Минея-Июнь. Ч. 2. М., 2002. С. 597–611; Минея дополнительная. М., 2005. С. 297–308.

3 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 16 июля 2013 года был утвержден для общецерковного употребления текст службы свт. Иоанну Максимо́вичу, архиеп. Шанха́йскому и Сан-Франци́сскому. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/3103634.html), а также опубликован в издании: Глаголу Божию внимая: православный церковный календарь на 2015 год. Чтения из Священного Писания на каждый день. М., 2014. С. 402–415.

4 «В тот день, в который… Русская Церковь совершает общий праздник Всех Русских Святых, святая Гора Афонская совершает общий праздник всех своих преподобных… Гора Афонская с сонмом ее подвижников имеет величайшее значение для Православной Русской Церкви. На Афоне – корни всего русского подвижничества. По значению афонских подвижников для Русской Православной Церкви и для русского народа, следовало бы и в нашем церковном Уставе отметить общий праздник всех преподобных афонских. Но Русская Церковь теперь не может праздновать этот праздник одновременно с Афоном во вторую Неделю по Пятидесятнице, потому что в этот день у нас свой великий праздник. Поэтому праздник афонских преподобных должен быть перенесен на ин день, и лучше всего на предшествующую субботу. Тогда наше празднование афонских преподобных не будет слишком отдалено от празднования им на Афоне, оно будет соответствовать также в субботу на сырной седмице совершаемому празднованию всех преподобных и, главное, будет своеобразным предпразднеством к весеннему празднику Всех Русских Святых» (Афанасий (Сахаров), еп. О празднике Всех Святых, в земле Русской просиявших, и о службе на сей праздник // Служба Всем Святым, в земле Русской просиявшим / Сост.: еп. Ковровский Афанасий (Сахаров). М., 1995. С. 15, 16).

5 В Минее (см.: Минея-Май. Ч. 3. С. 387–408) приводится бденная служба в честь Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших. По мнению свт. Афанасия (Сахарова), «подобно празднику всех преподобных на сырной седмице, и праздник всех афонских подвижников у нас может быть совершаем как праздник со славословием» (Афанасий (Сахаров), еп. О празднике Всех Святых, в земле Русской просиявших, и о службе на сей праздник // Служба Всем Святым, в земле Русской просиявшим / Сост.: еп. Ковровский Афанасий (Сахаров). М., 1995. С. 16). Исходя из особенностей построения службы в Минее (напр., наличия двух канонов святым и проч.), наиболее приемлемым можно считать совершение в этот день полиелейной службы в честь афонских преподобных.

6 По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах.

7 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).

8 См. в Октоихе, в воскресной службе 8-го гласа. В Неделю всех святых воскресная служба Октоиха 8-го гласа дана на ряду в Триоди Цветной.

9 Устав допускает пение по входе на Литургии нескольких тропарей или кондаков, прославляющих одно и то же лицо, если эти тропари и кондаки сравнительно редко употребляются в годовом богослужебном круге (см., напр., в Неделю ваий и в Неделю Всех святых, в земле Русской просиявших (см.: Минея-Май. Ч. 3. С. 382), а также в пред-попразднства и отдания двунадесятых Господских праздников в воскресные дни).

10 См.: Типикон, гл. 15-я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 372.

11 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).

12 См. в Октоихе, в воскресной службе 8-го гласа. В Неделю всех святых воскресная служба Октоиха 8-го гласа дана на ряду в Триоди Цветной.

13 Икос святителя можно заимствовать из Минеи дополнительной (М., 2005. С. 304).

14 См.: Типикон, гл. 15-я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 372.

15 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).

16 См. в Октоихе, в воскресной службе 8-го гласа. В Неделю всех святых воскресная служба Октоиха 8-го гласа дана на ряду в Триоди Цветной.

17 Канон Богородицы, глас 8-й: «Воду прошед…», заимствуется из Часослова или Следованной Псалтири.

18 См.: Типикон, гл. 15-я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 372.

19 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).

20 См. в Октоихе, в воскресной службе 8-го гласа. В Неделю всех святых воскресная служба Октоиха 8-го гласа дана на ряду в Триоди Цветной.

21 См.: Типикон, гл. 15-я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 372.