Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших1. Глас 1-й.

Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших (переходящее празднование в Неделю 2-ю по Пятидесятнице)2. Сщмч. Мефо́дия, еп. Пата́рского. Блгв. кн. Глеба Владимирского. Свт. Гу́рия, архиеп. Казанского. Равноап. Нау́ма О́хридского (службу зри 23 декабря). Всех святых, в Болгарии просиявших (переходящее празднование в Неделю 2-ю по Пятидесятнице)3.

Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Всех святых, в земле Русской просиявших (см.: Минея-Май. Ч. 3. С. 308–387)4.

Примечание. Служба Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших, может быть перенесена на субботу, 19 июня.

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1-й – 4, и русских святых, глас 3-й и глас 8-й – 6 (последняя стихира, глас 8-й: «Святы́х па́мять…» – не поется). «Слава» – русских святых, глас 1-й: «Весели́ся о Го́споде…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Всеми́рную сла́ву…».

Вход. Прокимен дня, глас 6-й: «Госпо́дь воцари́ся…», со стихами (по обычаю). Паримии русских святых – 3.

На литии стихира храма и стихиры русских святых, глас 8-й и гласы 1-й–8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 8-й: «Безневе́стная Де́во…».

Примечание. В Минее на «Слава, и ныне» указан особый Богородичен: «Сра́дуйтеся с на́ми…».

На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава» – русских святых, глас 2-й: «Но́вый до́ме Евфра́фов…»5, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «О чудесе́ но́ваго…».

Примечание. В Минее на «И ныне» указаны (на выбор) особые Богородичны: «Вы́шнии ли́цы…» и «О, преславнаго чудесе́!..».

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь русских святых, глас 8-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь русских святых, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ра́ди…».

Примечание. В Минее предлагается особый устав пения тропарей (на усмотрение настоятеля): тропарь воскресный, глас 1-й: «Ка́мени запеча́тану…» (единожды), тропарь русских святых, глас 8-й: «Я́коже плод кра́сный…» (единожды). «Слава» – ин тропарь русских святых, глас 4-й: «Иерусали́ма Вы́шняго гра́жданы…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Днесь све́тло красу́ется Правосла́вная Русь…».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные6.

Полиелей. Величание русских святых и избра́нный псалом на оба лика. Без заключительного «Слава, и ныне», сразу после последнего стиха избранного псалма и величания, поем тропари воскресные, глас 5-й: «Ангельский собор…». Ипакои гласа: «Разбо́йничо покая́ние…». Седальны русских святых по 1-м и 2-м стихословии (по единожды (без Богородичнов): от 1-го стихословия – глас 3-й: «Мужа́йся, Христо́ва Це́рковь…»; от 2-го стихословия – глас 1-й: «А́ще и глаго́лют…») и полиелейный седален, глас 5-й: «Красу́йся, свети́ся, Русь…». «Слава» – ин полиелейный седален, глас 3-й: «Све́тло соверша́юще…», «И ныне» – Богородичен, глас 4-й: «Яко необори́мую сте́ну…». Степенны гласа. Прокимен воскресный, глас 1-й: «Ны́не воскресну́, глаго́лет Госпо́дь…». Евангелие воскресное 2-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…»7.

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2 и русских святых на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак и икос русских святых, глас 3-й; седален русских святых, глас 7-й: «Нощне́й тьме огустева́ющей…». «Слава, и ныне» – седален ризы Господней, глас 4-й: «Притеце́м, ве́рнии…».

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 1-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 2-й. «Слава» – светилен русских святых: «В пе́снех восхва́лим…», «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария: «А́нгел у́бо принесе́…».

Примечание. В Минее на «И ныне» указан особый Богородичен светильна: «Све́том лица́ Твоего́…».

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 1-й – 4, и русских святых, глас 5-й и глас 4-й – 4 (со славником и своими припевами8). «Слава» – стихира евангельская 2-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь русских святых. Кондаки русских святых и воскресный читаются попеременно.

Примечание. В Минее указывается: «На часех тропарь воскресен. «Слава» – святых тропари, 8-го и 4-го гласов, пременяюще глаголем. Кондак на 1-м и 6-м часех воскресен, на 3-м и 9-м часех кондак святых» (ср.: Минея-Май. Ч. 3. С. 382).

На Литургии блаженны гласа – 6, и русских святых (в Минее на ряду) – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь русских святых. «Слава» – кондак русских святых, «И ныне» – кондак воскресный.

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь русских святых; кондак воскресный. «Слава» – кондак русских святых, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь русских святых; кондак воскресный. «Слава» – кондак русских святых, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Примечание. В Минее приводится особый устав пения тропарей и кондаков по входе: «По входе: тропарь воскресен, глас 1-й, и святых оба тропаря 8-го и 4-го гласов. Кондак воскресен, глас 1-й. “Слава” – кондак святых, глас 3-й, “И ныне” – кондак Успения Богородицы, глас 2-й: “В молитвах…”» (ср.: Минея-Май. Ч. 3. С. 382).

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и русских святых.

Апостол и Евангелие – дня и русских святых.

Примечание. Указания «Службы Всех святых, в земли Русской просиявших» относительно прокимнов, аллилуиариев, причастнов, а также об апостольском и евангельском чтениях см.: Минея-Май. Ч. 3. С. 382. Ср.: Там же. С. 386–387.

Сноски:

1 Священный Синод Русской Православной Церкви 29 мая 2013 года постановил утвердить для использования в официальных церковных документах и изданиях, в том числе богослужебных, именование «Неделя всех святых, в земле Русской просиявших» вместо «Неделя всех святых, в земле Российской просиявших».

2 См.: Минея-Май. М., 2002. Ч. 3. С. 387–408.

3 См.: Там же. С. 415–427.

4 Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании 13 июля 2015 года имел суждение о внесении изменений в последование Недели всех святых, в земле Русской просиявших. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/4160839.html).

5 Существует обычай петь стихиры «Земле Русская…», «Церковь Русская…», «Соборе святых русских…», «Новый доме Евфрафов…» как одну стихиру (подряд, без стихов) на «Славу».

6 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 1-го гласа: «Гаврии́лу веща́вшу…».

7 В храмах, посвященных Всем святым, в земле Русской просиявшим, поются антифоны гласа, а прокимен и Евангелие – русских святых. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами всех святых русских…», «И ныне» – «Молитвами Богородицы…». Стихира русских святых.

8 В Минее указано, что припевы заимствуются со стиховны малой вечерни: 1-й – «Бог нам прибе́жище и си́ла, / Помо́щник в ско́рбех, обре́тших ны зело́»;́ 2-й – «Госпо́дь сил с на́ми, / Засту́пник наш Бог Иа́ковль».