Неделя 5-я по Пятидесятнице. Глас 4-й. Боголюбской иконы Божией Матери. Мч. Лео́нтия.
Прп. Лео́нтия, канона́рха Печерского, в Дальних пещерах.
Служба мч. Леонтия не имеет праздничного знака, совершается вместе с воскресной службой Октоиха (А). Приводим также1 порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении с полиелейной службой в честь Боголюбской иконы Божией Матери (Б) и порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении с полиелейной службой в честь Боголюбской иконы Божией Матери и службой мч. Леонтия (без праздничного знака) (В).
А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 4-й – 7, и мученика, глас 8-й – 3. «Слава» – мученика, глас 1-й: «Страстоте́рпче Лео́нтие…», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ра́ди…».
Вход. Прокимен дня.
На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 8-й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 4-го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Ра́дуйся, Богома́ти Пречи́стая…».
На стиховне стихиры воскресные, глас 4-й. «Слава» – мученика, глас тот же: «Да весели́тся Не́бо…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «При́зри на моле́ния…»2.
По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь мученика, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от ве́ка…».
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные.
Непорочны3 (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 5-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 3, Богородицы (Октоиха) на 3 и мученика на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни – кондак и икос мученика, глас 3-й; седален мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 4-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 5-й. «Слава» – светилен мученика, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры воскресные, глас 4-й – 8. «Слава» – стихира евангельская 5-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».
На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь мученика. Кондак только воскресный.
На Литургии блаженны гласа – 8.
На входе: «…Воскресы́й из мертвых…».
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь мученика. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак воскресный.
В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь мученика; кондак воскресный. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь мученика; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и мученика.
Апостол и Евангелие – дня и мученика.
По «Изрядно…» поется «Достойно есть».
Б. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 4-й – 4, и Богородицы, глас тот же – 6 (первая стихира – дважды). «Слава» – Богородицы, глас 8-й: «Прииди́те, возра́дуемся…», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ра́ди…».
Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 3.
На литии стихиры Богородицы, глас 6-й и глас 3-й (см. на литии). «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 8-й: «Тя мо́лим, Предста́тельницу на́шу…».
На стиховне стихиры воскресные, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородицы, глас тот же: «Ты еси, Богоро́дице, А́нгелов ра́дость…».
По Трисвятом – тропарь Богородицы (Боголюбской иконы), глас 1-й (трижды)4.
Примечание. Тропари по Трисвятом можно петь следующим образом: «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь Богородицы (Боголюбской иконы), глас 1-й (единожды)5.
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь Богородицы (Боголюбской иконы), глас 1-й.
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные6.
Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален Богородицы, глас 5-й: «Пречи́стая Де́во Боголюби́вая…» (см. по 1-м стихословии), ин седален Богородицы, глас 1-й: «Ма́терь Тя Бо́жию…» (см. по 2-м стихословии). «Слава, и ныне» – седален Богородицы по полиелее, глас тот же: «Стена́ необори́мая…». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 5-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…» (но не «Молитвами Богородицы…»). Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».
Каноны7: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2 и Богородицы (Минеи) на 8.
Примечание. Если поется второй канон Богородицы из Минеи, то каноны исполняются следующим образом: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, Богородицы (Минеи 1-й) на 4 и Богородицы (Минеи 2-й) на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни – кондак и икос Богородицы, глас 3-й; седален Богородицы, глас 2-й. «Слава, и ныне» – тот же седален.
По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 4-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 5-й. «Слава, и ныне» – светилен Богородицы (по выбору)8.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 4-й – 4, и Богородицы, глас 6-й и глас 8-й – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. в Минее, в службе Богородицы, на стиховне великой вечерни). «Слава» – стихира евангельская 5-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».
На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Богородицы. Кондаки Богородицы и воскресный читаются попеременно.
На Литургии блаженны гласа – 6, и Богородицы, песнь 3-я – 4.
На входе: «…Воскресы́й из мертвых…».
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь воскресный, тропарь Богородицы (Боголюбской иконы). «Слава» – кондак воскресный, «И ныне» – кондак Богородицы (Боголюбской иконы).
В храме святого – тропарь воскресный, тропарь Богородицы, тропарь храма; кондак воскресный. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Богородицы.
Примечание. В храме святого тропари и кондаки по входе можно петь в порядке, указанном для храма Господского и Богородицы9.
Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и Богородицы.
Апостол и Евангелие – дня и Богородицы.
По «Изрядно…» поется «Достойно есть».
В. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 4-й – 3, и Богородицы, глас тот же – 4, и мученика, глас 8-й – 3. «Слава» – Богородицы, глас тот же: «Прииди́те, возра́дуемся…», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ра́ди…».
Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 3.
На литии стихиры Богородицы, глас 6-й и глас 3-й (см. на литии). «Слава» – мученика, глас 1-й: «Страстоте́рпче Лео́нтие…» (см. славник стихир на «Господи, воззвах»), «И ныне» – Богородицы, глас 8-й: «Тя мо́лим, Предста́тельницу на́шу…».
На стиховне стихиры воскресные, глас 4-й. «Слава» – мученика, глас тот же: «Да весели́тся Не́бо…», «И ныне» – Богородицы, глас тот же: «Ты еси, Богоро́дице, А́нгелов ра́дость…».
По Трисвятом – тропарь Богородицы (Боголюбской иконы), глас 1-й (трижды)10.
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь мученика, глас тот же, «И ныне» – тропарь Богородицы (Боголюбской иконы), глас 1-й.
Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные11.
Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален Богородицы, глас 5-й: «Пречи́стая Де́во Боголюби́вая…» (см. по 1-м стихословии), ин седален Богородицы, глас 1-й: «Ма́терь Тя Бо́жию…» (см. по 2-м стихословии). «Слава, и ныне» – седален Богородицы по полиелее, глас тот же: «Стена́ необори́мая…». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 5-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…» (но не «Молитвами Богородицы…»). Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Минеи 1-й) на 6 и мученика на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни – кондак и икос Богородицы, глас 3-й, кондак и икос мученика, глас тот же; седален мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – седален Богородицы, глас 2-й.
По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 4-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 5-й. «Слава» – светилен мученика, «И ныне» – светилен Богородицы (по выбору).
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 4-й – 4, и Богородицы, глас 6-й и глас 8-й – 4 (со славником и припевами своими; припевы см. в Минее, в службе Богородицы, на стиховне великой вечерни). «Слава» – стихира евангельская 5-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».
На 1-м и 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь Богородицы. Кондак Богородицы.
На 3-м и 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь мученика. Кондак воскресный.
На Литургии блаженны гласа – 6, и Богородицы, песнь 3-я – 4.
На входе: «…Воскресы́й из мертвых…».
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь воскресный, тропарь Богородицы (Боголюбской иконы), тропарь мученика; кондак воскресный. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак Богородицы (Боголюбской иконы).
В храме святого – тропарь воскресный, тропарь Богородицы, тропарь храма, тропарь мученика; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак Богородицы.
Примечание. В храме святого тропари и кондаки по входе можно петь в порядке, указанном для храма Господского и Богородицы12.
Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и Богородицы.
Апостол и Евангелие – дня и Богородицы13.
По «Изрядно…» поется «Достойно есть».
1 Ср.: Минея, 23 июня, «Аще ли прилучится Сретение Богородицы в Неделю»; Типикон, 27 ноября, «Потребно есть ведати и сие, яко аще случится праздник Пресвятыя Богородицы, честнаго Ея Знамения: и святаго великомученика Иакова Персскаго, в Неделю».
2 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 27, 65–67.
3 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.
4 Ср.: Типикон, 27 ноября, «Потребно есть ведати и сие, яко аще случится праздник Пресвятыя Богородицы, честнаго Ея Знамения: и святаго великомученика Иакова Персскаго, в Неделю».
5 Ср.: Минея, 23 июня, «Аще ли прилучится Сретение Богородицы в Неделю».
6 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 4-го гласа: «Еже от века…».
7 Ср.: Минея, 23 июня, «Аще ли прилучится Сретение Богородицы в Неделю».
8 Там же.
9 Ср.: Типикон, 27 ноября, «Потребно есть ведати и сие, яко аще случится праздник Пресвятыя Богородицы, честнаго Ея Знамения: и святаго великомученика Иакова Персскаго, в Неделю».
10 Там же.
11 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 4-го гласа: «Еже от века…».
12 Ср.: Типикон, 27 ноября, «Потребно есть ведати и сие, яко аще случится праздник Пресвятыя Богородицы, честнаго Ея Знамения: и святаго великомученика Иакова Персскаго, в Неделю».
13 Там же.