1. Среда. Мч. Иустина Философа. Прав. Иоанна Кронштадтского (службу зри 20 декабря)[1]. Аллилуия.
Прп. Дионисия, игумена Глушицкого. Прп. Агапита Печерского, врача безмездного, в Ближних пещерах.
По Уставу, совершается аллилуйная служба (мч. Иустина Философа) (Б). По благословению настоятеля, может совершаться служба с «Бог Господь» (служба мч. Иустина Философа не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха) (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы прав. Иоанна Кронштадтского (см. в Минее 20 декабря)[2] (В).
Примечание. Если накануне совершалась аллилуйная служба, то 9-й час не читается, а служба начинается вечерней (с «Царю Небесный…» и обычного начала).
А. На вечерне кафизма 9-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 8-й – 3, и мученика, глас 2-й – 3. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Древу Крестному…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «Господи, егда Тя…».
По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Дево Пренепорочная…».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь мученика, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Дево Пренепорочная…».
Кафизмы 10-я и 11-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.
Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4, и мученика на 4.
Библейские песни «Господеви поем…».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи.
По 3-й песни – седален мученика, глас 5-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак мученика, глас 2-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха.
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «На Кресте повешена…».
По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Тя величаем, Богородице, вопиюще: Ты еси гора…».
На часах – тропарь и кондак мученика.
На Литургии вседневные антифоны.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь мученика; кондак мученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак дня: «Вознесыйся на Крест…».
В храме Богородицы – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь храма, тропарь мученика; кондак дня: «Вознесыйся на Крест…», кондак мученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь храма, тропарь мученика; кондак дня: «Вознесыйся на Крест…», кондак храма, кондак мученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня.
Апостол и Евангелие – дня.
Б. Порядок аллилуйной службы (мч. Иустина Философа) см. 30 мая; особенности ее см. 31 мая.
На вечерне кафизма 9-я.
На утрене кафизмы 10-я и 11-я.
Кондаки на изобразительных в следующем порядке:
В храме Господском – кондак дневной: «Вознесыйся на Крест волею…», кондак мученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».
В храме Богородицы – кондак дневной: «Вознесыйся на Крест волею…», кондак мученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – кондак дневной: «Вознесыйся на Крест волею…», кондак храма, кондак мученика. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Литургия в этот день не совершается. Вечерня бывает в свое время.
В. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры праведного, глас 6-й – 8 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – праведного, глас тот же: «Селения святых…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажит…».
Вход. Прокимен дня. Паримии праведного – 3.
На стиховне стихиры праведного, глас 5-й (со своими припевами). «Слава» – праведного, глас 8-й: «Единому Богу…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Девственнии лицы…».
По Трисвятом – тропарь праведного (по выбору). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря.
На утрене на «Бог Господь» – тропарь праведного (по выбору; дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря.
Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны праведного (по дважды)[3].
Полиелей. Величание праведного и избранный псалом. Седален праведного по полиелее, глас 8-й: «Отеческою любовию…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же (см., например, 2 июня, в службе свт. Никифора исповедника, патриарха Константинопольского, в седальнах по 3-й песни канона: «Яко Деву…»). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен праведного, глас 4-й: «Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него»; стих: «Услыши, Боже, глас мой, внегда молитимися к Тебе». Евангелие праведного. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святаго праведнаго Иоанна…». Стихира праведного, глас 6-й: «Тя земнаго ангела…».
Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и праведного на 8.
Примечание. У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегонителя фараона…») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду прошед…»).
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни – седален праведного, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Отроковице благодатная…».
По 6-й песни – кондак и икос праведного, глас 3-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праведного (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи: «Ангели на Небеси…».
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры праведного, глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – праведного, глас 6-й: «Истиннаго пастыря…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Южика Твоя…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праведного (по выбору). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря.
На часах – тропарь и кондак праведного.
На Литургии блаженны праведного, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь праведного. «Слава» – кондак праведного, «И ныне» – кондак храма.
В храме святого – тропарь храма, тропарь праведного; кондак храма. «Слава» – кондак праведного, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен – праведного.
Апостол и Евангелие – дня и праведного.
1 Празднование в честь прославления святого праведного Иоанна Кронштадтского (1990) установлено по благословению Святейшего Патриарха Кирилла 11 июня 2009 года.
2 См.: Минея-Декабрь. Ч. 2. М., 2002. С. 529–543.
3 Богородичны седальнов можно заимствовать из служб Минеи. Например, по 1-м стихословии – Богородичен, глас 4-й: «Дево Всенепорочная, Яже Пресущнаго Бога рождшая…» (см. 6 июня, в службе прп. Виссариона и прп. Илариона, в седальнах по 3-й песни канона); по 2-м стихословии – Богородичен, глас 5-й: «Теплая Предстательнице…» (см. 1 июня, в службе мч. Иустина Философа, в седальнах по 3-й песни канона).