12. Неделя 3-я по Пятидесятнице. Глас 2-й. Прп. Онуфрия Великого. Прп. Петра Афонского.

Блгв. вел. кн. Анны Кашинской. Прп. Арсения Коневского. Обретение мощей блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Московского (службу зри 3 июля). Прпп. Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких (службу зри 5 июня). Собор всех новоявленных мучеников Христовых, по взятии Царяграда пострадавших (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице)[1]. Собор Новгородских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице)[2]. Празднество в Вологде всем преподобным отцам Вологодским (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице)[3]. Собор Белорусских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице)[4]. Собор святых Санкт-Петербургской митрополии (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице)[5].

Прпп. Онуфрия и Авксентия Вологодских.

Служба прп. Онуфрия Великого и прп. Петра Афонского шестеричная, совершается вместе с воскресной службой Октоиха.

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 2-й – 4, прп. Онуфрия, глас 8-й 3, и прп. Петра, глас тот же 3. «Слава» преподобных, глас 6-й: «Преподобнии отцы…», «И ныне» догматик, глас 2-й: «Прейде сень законная…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 6-й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 2-го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Радуйся, Непостыдная Предстательнице…».

Примечание. Допустимо стихиры на литии петь следующим образом: стихира храма; «Слава» преподобных, глас 8-й: «Монахов множества…» (см. на стиховне утрени в Минее), «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Безневестная Дево…»[6].

На стиховне стихиры воскресные, глас 2-й. «Слава» преподобных, глас 6-й: «Еже по образу…», «И ныне» Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Творец и Избавитель…»[7].

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 2-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобных, глас 4-й: «Боже отец наших…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века…».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[8].

Непорочны[9] (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 3-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, прп. Онуфрия на 4 и прп. Петра на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак и икос прп. Онуфрия, глас 3-й, кондак и икос прп. Петра, глас 2-й; седален прп. Онуфрия, глас 4-й. «Слава» седален прп. Петра, глас 1-й, «И ныне» Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 3-й, светилен прп. Онуфрия. «Слава» светилен прп. Петра, «И ныне» Богородичен воскресного ексапостилария.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры воскресные, глас 2-й – 8. «Слава» – стихира евангельская 3-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобных: «Боже отец наших…». Кондак только воскресный.

На Литургии блаженны гласа – 4, прп. Петра, песнь 3-я 4, и прп. Онуфрия, песнь 6-я 4[10].

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь преподобных, глас 4-й: «Боже отец наших…»; кондак прп. Онуфрия. «Слава» – кондак прп. Петра, «И ныне» – кондак воскресный.

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь преподобных, глас 4-й: «Боже отец наших…»; кондак воскресный, кондак прп. Онуфрия. «Слава» – кондак прп. Петра, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь преподобных, глас 4-й: «Боже отец наших…»; кондак воскресный, кондак храма, кондак прп. Онуфрия. «Слава» – кондак прп. Петра, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и преподобных.

Апостол и Евангелие – дня и преподобных.


1 См.: Минея-Май. М., 2002. Ч. 3. С. 429–444.

2 См.: Там же. С. 445–455.

3 См.: Там же. С. 458–466.

4 См.: Там же. С. 467–475.

5 Благословением Святейшего Патриарха Кирилла от 5 ноября 2014 года утвержден Собор святых Санкт-Петербургской митрополии. На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 22 октября 2015 года была утверждена и рекомендована к общецерковному богослужебному употреблению служба всем святым, в земле Санкт-Петербуржской просиявшим. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/4251204.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/445).

6 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 25–27, 61–63.

7 Там же. С. 65–67.

8 Если у святого, память которого пришлась на воскресный день, есть свой тропарь – на утрене на «Бог Господь» тропари поются обычным порядком, и на «И ныне» поется Богородичен воскресный по гласу «Славы»; при этом Богородичен текущего гласа не поется на «Бог Господь» на «И ныне», а переносится на «Слава, и ныне» по 1-м стихословии, рядовой же Богородичен по 1-м стихословии в этом случае опускается. Однако если глас тропаря, поемого на «Славу», совпадет с гласом Недели, то Богородичен текущего гласа и Богородичен рядовой по 1-м стихословии остаются на своих местах (см. Типикон, гл. 52, «В Неделю на утрени, на Бог Господь»). В данном случае по первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 2-го гласа: «Вся паче смысла…».

9 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

10 Ср.: Сырников Н. С. Ключ к Церковному Уставу. М., 1910. Л. 24.