16. Суббота Пятидесятницы. Отдание праздника Пятидесятницы. Перенесение мощей свт. Феофана, Затворника Вышенского (службу зри 10 января).
Свт. Тихона, еп. Амафунтского. Прп. Тихона Калужского. Прп. Тихона Луховского, Костромского чудотворца. Прп. Моисея Оптинского[1].
Совершается славословная служба отдания праздника Пятидесятницы (по Триоди) (А).
Приводим также порядок совершения полиелейной службы[2] свт. Феофана, Затворника Вышенского, в соединении со службой отдания праздника Пятидесятницы (по 1-й Марковой главе Типикона под 25 мая: «Аще ли случится Обретение главы Предтечевы… в субботу пред Неделею Всех святых, во отдание праздника Пятьдесятницы») (Б).
Примечание. Службы святых, память которых пришлась на субботу Пятидесятницы и на Неделю Всех святых, переносятся: «поем единаго напреди, а другаго в настоящий пяток, на повечерии» (см. Типикон, гл. 50, «В понедельник Святаго Духа на полунощнице», 1-е «зри»). Впрочем, это предписание Типикона не распространяется на святых полиелейных и выше (см., напр., 25 мая, 1-я и 2-я Маркова глава).
А. На вседневной вечерне кафизма 18-я.
На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 1-й и глас 2-й – 6 (см. в самый день праздника). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «Приидите, людие…».
Входа нет. Прокимен дня. Паримий нет.
На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «Языцы иногда…».
По Трисвятом – тропарь праздника, глас 8-й (единожды).
Отпуст: «Иже в видении огненных язык…».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.
Кафизмы 16-я и 17-я[3]. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й.
Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды), и 2-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды).
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия Пятидесятницы: «Божественным покровен…» (ирмосы 2-го канона праздника).
По 3-й песни – седален праздника, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тот же седален.
По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 8-й.
На 9-й песни «Честнейшую» не поем. (Совершается обычное каждение.)
Примечание. По традиции, к 9-й песни канонов праздника – припев: «Апостоли, сошествие Утешителя зряще, удивишася, како в виде огненных язык явися Дух Святый».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава, и ныне» – ин светилен праздника.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры праздника, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Царю Небесный…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 8-й (единожды).
Отпуст: «Иже в видении огненных язык…».
На часах – тропарь и кондак праздника.
На Литургии антифоны изобразительны.
Блаженны праздника, 1-го и 2-го канонов, песнь 9-я – 8 (1-го канона – со ирмосом).
На входе: «…спаси ны, Утешителю Благий…».
По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника.
Поется Трисвятое.
Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника.
Апостол и Евангелие – дня (Рим., зач. 79, от полу; Мф., зач. 15).
Задостойник Пятидесятницы.
Отпуст: «Иже в видении огненных язык…».
Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника, глас 1-й и глас 2-й – 6 (см. в самый день праздника), и святителя, глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас тот же: «Отче Феофане богомудре…», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Приидите, людие…».
Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3.
На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 5-й: «Преблаженне отче Феофане…», «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Языцы иногда…».
По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й, «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас тот же.
Отпуст: «Иже в видении огненных язык…».
На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас тот же, «И ныне» – тропарь праздника, глас тот же.
Кафизмы 16-я и 17-я[4]. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды).
Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по 1-м стихословии, глас 8-й; седален святителя по 2-м стихословии, глас тот же. «Слава» – седален святителя по полиелее, глас 4-й: «Премудрый учителю…», «И ныне» – седален Триоди, глас тот же (см. по 1-м или по 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Честна пред Господем смерть преподобных Его»; стих: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?». Евангелие святителя. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя Феофана…». Стихира святителя, глас 6-й: «Излияся благодать…».
Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), святителя на 4 и праздника 2-й на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия Пятидесятницы: «Божественным покровен…» (ирмосы 2-го канона праздника).
По 3-й песни – кондак и икос святителя, глас 4-й; седален святителя, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 8-й.
На 9-й песни «Честнейшую» не поем. (Совершается обычное каждение.)
Примечание. По традиции, к тропарям 9-й песни канонов праздника поется припев: «Апостоли, сошествие Утешителя зряще, удивишася, како в виде огненных язык явися Дух Святый»; к тропарям канона святителя – припев: «Святителю отче Феофане, моли Бога о нас»[5].
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава» – светилен святителя, «И ныне» – ин светилен праздника.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 6: праздника, глас 4-й – 3, и святителя, глас 7-й – 3. «Слава» – святителя, глас тот же: «Благочестия мудрый проповедниче…», «И ныне» – праздника, глас 6-й: «Царю Небесный…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й, «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас тот же.
Отпуст: «Иже в видении огненных язык…».
На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки праздника и святителя читаются попеременно.
На Литургии антифоны изобразительны.
Блаженны праздника, 1-го и 2-го канонов, песнь 9-я – 4 (1-го канона – со ирмосом), и святителя, песнь 3-я – 4.
На входе: «…спаси ны, Утешителю Благий…».
По входе – тропарь праздника, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак праздника.
Поется Трисвятое.
Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и святителя.
Апостол и Евангелие – дня (Рим., зач. 79, от полу; Мф., зач. 15) и святителя.
Задостойник Пятидесятницы.
Отпуст: «Иже в видении огненных язык…».
1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 16–17 июля 2020 года был утвержден к общецерковному богослужебному употреблению текст службы преподобному Моисею Оптинскому. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5664599.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/515).
2 См.: Минея-Январь. Ч. 1. М., 2002. С. 615–625.
3 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми.
4 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).
5 Ср.: Типикон, 8 мая, 6-я Маркова глава.