23. Суббота. Мц. Агриппины. Владимирской иконы Божией Матери.

Собор Владимирских святых. Прав. Артемия Веркольского. Свт. Германа, архиеп. Казанского (службу зри 6 ноября). Прп. Иосифа Заоникиевского (службу зри 21 сентября).

Блгв. кн. Феодора Владимирского.

Служба мц. Агриппины не имеет праздничного знака, может совершаться вместе с полиелейной службой в честь Владимирской иконы Божией Матери (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы в честь Владимирской иконы Божией Матери (без соединения со службой мц. Агриппины) (Б).

Примечание. Если накануне совершалась аллилуйная служба, то 9-й час не читается, а служба начинается вечерней (с «Царю Небесный…» и обычного начала).

А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: Богородицы, глас 4-й – 5, и мученицы, глас тот же – 3. «Слава» – Богородицы, глас 8-й: «Приидите, российстии собори…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небесный…».

Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 3.

На стиховне стихиры Богородицы, глас 8-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – Богородицы, глас тот же: «Да радуются российстии собори…».

По Трисвятом – тропарь мученицы, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь Богородицы, глас тот же.

На утрене на «Бог Господь» – тропарь Богородицы, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь мученицы, глас тот же, «И ныне» – тропарь Богородицы, глас тот же.

Кафизмы 16-я и 17-я[1]. Малые ектении. Седальны Богородицы.

Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом. Седален Богородицы по полиелее, глас 1-й. «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Богородицы, глас 4-й: «Помяну имя Твое во всяком роде и роде»; стих: «Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое». Евангелие Богородицы. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы…». Стихира Богородицы, глас 2-й: «Готовися, всечестный граде Москва…».

Каноны: Богородицы (Минеи) со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и мученицы на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак мученицы, глас 4-й; седален Богородицы, глас тот же. «Слава» – седален мученицы, глас тот же, «И ныне» – седален Богородицы, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос Богородицы, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Богородицы. «Слава, и ныне» – ин светилен Богородицы.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Богородицы, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 8-й: «Иже на Херувимех…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь мученицы, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь Богородицы, глас тот же.

На часах – тропарь Богородицы. «Слава» – тропарь мученицы. Кондак только Богородицы.

На Литургии блаженны Богородицы, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и песнь 6-я – 4.

На входе – «…во святых Дивен сый…»[2].

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь храма, тропарь Богородицы, тропарь мученицы; кондак храма. «Слава» – кондак мученицы, «И ныне» – кондак Богородицы.

В храме Богородицы – тропарь Богородицы (Владимирской иконы), тропарь мученицы. «Слава» – кондак мученицы, «И ныне» – кондак Богородицы (Владимирской иконы).

В храме святого – тропарь Богородицы, тропарь храма, тропарь мученицы; кондак храма. «Слава» – кондак мученицы, «И ныне» – кондак Богородицы.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – Богородицы.

Апостол и Евангелие – Богородицы и дня.

Примечание. В период пения Октоиха на Литургии в субботу рядовые чтения следуют после чтений святых. В воскресные дни рядовые чтения предваряют чтения святого. В седмичные дни рядовые чтения предваряют чтения святого, даже при полиелейном и бденном святом; впрочем, при бденном святом рядовые чтения обычно переносятся на предыдущий или на следующий день.

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры Богородицы, глас 4-й и глас 8-й – 8. «Слава» – Богородицы, глас 8-й: «Приидите, российстии собори…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небесный…».

Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 3.

На стиховне стихиры Богородицы, глас 8-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – Богородицы, глас тот же: «Да радуются российстии собори…».

По Трисвятом – тропарь Богородицы, глас 4-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь Богородицы, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 16-я и 17-я[3]. Малые ектении. Седальны Богородицы.

Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом. Седален Богородицы по полиелее, глас 1-й. «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Богородицы, глас 4-й: «Помяну имя Твое во всяком роде и роде»; стих: «Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое». Евангелие Богородицы. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы…». Стихира Богородицы, глас 2-й: «Готовися, всечестный граде Москва…».

Каноны: Похвалы Богородицы (см. в Триоди Постной в субботу 5-ю Великого поста) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и Богородицы (Минеи) на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – седален Богородицы, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тот же седален.

По 6-й песни – кондак и икос Богородицы, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Богородицы. «Слава, и ныне» – ин светилен Богородицы.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры Богородицы, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 8-й: «Иже на Херувимех…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь Богородицы, глас 4-й (единожды).

На часах – тропарь и кондак Богородицы.

На Литургии блаженны Богородицы, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

На входе – «…во святых Дивен сый…»[4].

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь храма, тропарь Богородицы. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Богородицы.

В храме Богородицы – тропарь Богородицы (Владимирской иконы). «Слава, и ныне» – кондак Богородицы (Владимирской иконы).

В храме святого – тропарь Богородицы, тропарь храма. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Богородицы.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – Богородицы.

Апостол и Евангелие – Богородицы и дня.

Примечание. В период пения Октоиха на Литургии в субботу рядовые чтения следуют после чтений святых. В воскресные дни рядовые чтения предваряют чтения святого. В седмичные дни рядовые чтения предваряют чтения святого, даже при полиелейном и бденном святом; впрочем, при бденном святом рядовые чтения обычно переносятся на предыдущий или на следующий день.


1 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).

2 В церковно-богослужебной практике (ср.: Розанов Н., прот. Руководство для лиц, отправляющих церковные богослужения… в Московском Кафедральном Христа Спасителя соборе и Московском Большом Успенском соборе в течение всего года… М., 1901. С. 25) в подобных случаях, а также на двунадесятые Богородичные праздники, их предпразднство, попразднство и отдание обычно поется «…молитвами Богородицы…», хотя Типикон не дает такого указания. «Припев: „Спаси ны, Сыне Божий, молитвами Богородицы, поющия Ти…” – продукт литургической самодеятельности. Его не знает ни Устав, ни литургика. Он и стилистически шероховат (слова „молитвами Богородицы” в подобных припевах стоят в начале, а после „Сыне Божий” требуется определение с артиклем ὁ). По Уставу и на праздники Богородичные положен припев „Спаси ны, Сыне Божий, во святых Дивен сый…”. По-видимому, отцы – составители Устава видели в Богородице Возглавительницу всего лика святых» (из письма проф. Д. П. Огицкого свт. Афанасию (Сахарову) от 19–22 апреля 1961 года; см.: Переписка Д. П. Огицкого с епископом Афанасием (Сахаровым) // Журнал Московской Патриархии. М., 1997. № 7. С. 71).

3 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).

4 В церковно-богослужебной практике (ср.: Розанов Н., прот. Руководство для лиц, отправляющих церковные богослужения… в Московском Кафедральном Христа Спасителя соборе и Московском Большом Успенском соборе в течение всего года… М., 1901. С. 25) в подобных случаях, а также на двунадесятые Богородичные праздники, их предпразднство, попразднство и отдание обычно поется «…молитвами Богородицы…», хотя Типикон не дает такого указания. «Припев: „Спаси ны, Сыне Божий, молитвами Богородицы, поющия Ти…” – продукт литургической самодеятельности. Его не знает ни Устав, ни литургика. Он и стилистически шероховат (слова „молитвами Богородицы” в подобных припевах стоят в начале, а после „Сыне Божий” требуется определение с артиклем ὁ). По Уставу и на праздники Богородичные положен припев „Спаси ны, Сыне Божий, во святых Дивен сый…”. По-видимому, отцы – составители Устава видели в Богородице Возглавительницу всего лика святых» (из письма проф. Д. П. Огицкого свт. Афанасию (Сахарову) от 19–22 апреля 1961 года; см.: Переписка Д. П. Огицкого с епископом Афанасием (Сахаровым) // Журнал Московской Патриархии. М., 1997. № 7. С. 71).