Понедельник 5-й седмицы. Сщмч. Феодота, еп. Киринейского.

Иконы Божией Матери, именуемой «Державная». Свт. Арсения, еп. Тверского.

Вечерня. Подробное изложение порядка богослужения в Неделю вечера см. 1 февраля. Кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: 4 стихиры покаянные Октоиха, глас 7-й (две – из стихир на стиховне вечера, две другие – из стиховных стихир утрени), Триоди, глас 3-й и глас 7-й – 3, и стихиры сщмч. Феодота, еп. Киринейского, глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Осуждения избави…».

Вход с кадилом. «Свете Тихий». Поется великий прокимен, глас 8-й: «Не отврати лица Твоего…», со стихами (по обычаю).

На стиховне стихиры Триоди, глас 7-й и глас 6-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас 6-й: «Архангельски воспоим…».

Молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя великими поклонами (без малых). Окончание вечерни великопостное (см. 1 февраля).

На малом повечерии в Неделю вечером поется служба мч. Конона Исаврийского (с 5 марта – четверга 5-й седмицы Великого поста).

Примечание. В богослужебных книгах предлагается два различных варианта переноса службы Минеи, совпавшей с четвергом 5-й седмицы св. Четыредесятницы. Согласно Триоди, «на повечерии [вечером в Неделю 4-ю поста – Сост.] поем службу прилучившагося святаго в четверток Великаго канона» (Триодь Постная, «В Неделю [4-ю поста] вечера»). По Типикону же, «службу Минеи прилучившагося святаго в четверток Великаго канона поем во вторник [5-й седмицы поста – Сост.] на повечерии» (Типикон, «В туюжде Неделю [4-ю поста] вечера»).

Таким образом, система распределения канонов Минеи на повечериях Великого поста в определенной степени зависит от следования указаниям той или иной богослужебной книги относительно службы Минеи четверга 5-й седмицы.

В текущем году в оставшиеся дни Великого поста возможны следующие варианты совершения минейных служб на повечериях1.

Неделя 4-я поста (вечер)|с 5 марта (с четверга 5-й седмицы)|с 24 марта (со Вторника Светлой седмицы)

Понедельник 5-й седмицы (вечер)|с 7 марта (с субботы 5-й седмицы)|с 26 марта (с Четверга Светлой седмицы)

Вторник 5-й седмицы (вечер)|с 8 марта (с Недели 5-й поста)|с 5 марта (с четверга 5-й седмицы)

Четверг 5-й седмицы (вечер)2|–|с 7 марта (с субботы 5-й седмицы)

Неделя 5-я поста (вечер)|с 24 марта (со Вторника Светлой седмицы)|с 8 марта (с Недели 5-й поста)

Понедельник 6-й седмицы (вечер)|с 26 марта (с Четверга Светлой седмицы)|с 27 марта (с Пятницы Светлой седмицы)

Вторник 6-й седмицы (вечер)|с 27 марта (с Пятницы Светлой седмицы)|с 28 марта (с Субботы Светлой седмицы)

Среда 6-й седмицы (вечер)|с 28 марта (с Субботы Светлой седмицы)|с 29 марта (с Недели Фоминой)

Четверг 6-й седмицы (вечер)|с 29 марта (с Недели Фоминой)|–

Примечание. Канон Богородицы на повечерии в Неделю вечером не поется, так как накануне совершалось всенощное бдение.

Полунощница, утреня, часы с изобразительными и вечерней. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 2 февраля.

На утрене – кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. На 1-м часе – кафизмы нет; на 3-м часе – кафизма 7-я; на 6-м часе – кафизма 8-я; на 9-м часе – кафизма 9-я. На вечерне – кафизма 10-я.

Сноски:

1 В дальнейшем каноны Минеи на повечериях св. Четыредесятницы указываются в соответствии с предписанием Триоди (о переносе минейной службы четверга 5-й седмицы на повечерие Недели 4-й поста вечера). См. также: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 642–648.

2 В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 645–646) высказывает предположение, что повечерие в четверг вечера 5-й седмицы Великого поста должно совершаться без канонов. Однако следует отметить, что Устав не упоминает об отмене канонов на повечерии этого дня, а при совпадении Благовещения с субботой Акафиста даже предписывает пение на данном повечерии субботнего утреннего четверопеснца Триоди (ср.: Типикон, 26 марта, 9-я Маркова глава).