Понедельник 6-й седмицы. Святых сорока мучеников, в Севастийском езере мучившихся.
Литургия Преждеосвященных Даров.
Служба, согласно 3-й Марковой главе Типикона под 9 марта, совершается по 11-й Марковой главе под 24 февраля: «Аще ли случится Обретение честныя главы Предтечевы в понедельник 2-я, или 3-я, или 4-я недели постов».
Вечерня. По совершении 9-го часа иерей (перед царскими вратами): «Благословен Бог наш…». Чтец: «Аминь». «Приидите, поклонимся…» (трижды) и предначинательный псалом (иерей читает светильничные молитвы).
Великая ектения. Поется «Блажен муж» – 1-й антифон. Малая ектения.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди, глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды), и мучеников, глас 2-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – мучеников, глас тот же: «Терпяще настоящая…», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Прейде сень законная…». (Во время пения стихир – обычное каждение.)
Вход с кадилом. «Свете Тихий». Прокимен великий, глас 8-й: «Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи»; стих 1-й: «От конец земли к Тебе воззвах»; стих 2-й: «Покрыюся в крове крил Твоих»; стих 3-й: «Тако воспою имени Твоему во веки».
Паримии мучеников – 3. (Ектения «Рцем вси…» здесь не произносится.) После паримий читается: «Сподоби, Господи…». Ектения просительная: «Исполним вечернюю молитву…», и молитва главопреклонения.
На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й (с обычными припевами). «Слава» – мучеников, глас 6-й: «В песнопениих восхвалим…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза…» (см. Часослов, Богородичен 3-го часа).
«Ныне отпущаеши…». Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». По возгласе певцы поют – тропарь мучеников, глас 1-й: «Болезньми святых…». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Гавриилу вещавшу…». Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…». Иерей – возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец…». Хор: «Аминь».
Примечание. После возгласа ектении: «Яко Милостив…» – обычный возглас: «Премудрость», хор: «Благослови», иерей: «Сый благословен…». Молитва: «Небесный Царю…» [или: «Утверди, Боже…»]1, после чего – 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 170–172, 230–234, 326).
Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). После третьего поклона иерей – «Слава Тебе, Христе Боже…», и совершенный отпуст, после которого хор поет многолетны: «Великаго Господина…».
На малом повечерии в Неделю вечером поется служба предпразднства Благовещения Пресвятой Богородицы (с 24 марта)2.
Примечание. Канон Богородицы не поется, так как накануне совершалось всенощное бдение.
По Трисвятом – кондак мучеников, глас 6-й.
Вместо возгласа: «Молитвами святых отец…» произносится: «Боже, ущедри ны…». После возгласа совершаются три великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко…». Конечное Трисвятое не произносится. После третьего поклона – молитва: «Нескверная, Неблазная…», и прочее по обычаю.
На полунощнице кафизма 17-я, тропари обычные. По «Честнейшую Херувим…» – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами).
Утреня. По возгласе «Благословен Бог наш…» – чтец: «Приидите, поклонимся…» (трижды) и обычные псалмы 19-й и 20-й (на которых совершается каждение всего храма).
На «Бог Господь» – тропарь мучеников, глас 1-й: «Болезньми святых…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гавриилу вещавшу…».
Кафизмы 4-я, 5-я и 6-я.
По 1-м стихословии – малой ектении нет. Седален Триоди, глас 1-й: «Камень отвалил еси…» (см. по 2-м стихословии). «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Чудо чудес…».
По 2-м стихословии – малой ектении нет. Седален Триоди, глас 1-й: «Шестую седмицу поста…» (см. по 3-м стихословии). «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Руце Твои…».
По 3-м стихословии – малая ектения. Седален мучеников, глас 4-й: «Честную твердь…». «Слава» – ин седален мучеников, глас тот же: «Мужественнейшим помыслом…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Еже благодарно…».
Полиелей. Величание мучеников и избранный псалом. Седален мучеников по полиелее, глас 5-й: «Святых мученик удобрение…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Себе прежде Суда ныне плачу…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен мучеников, глас 4-й: «Проидохом сквозе огнь и воду…». Евангелие – Лк., зач. 106. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святых…». Стихира мучеников, глас 2-й: «Пророчески убо вопияше Давид…». Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Милостию и щедротами…». Певцы: «Аминь».
Каноны:
1-я, 8-я и 9-я песни – мучеников (два канона) со ирмосом на 6 (ирмосы 1-го канона по дважды)3 и трипеснцы Триоди на 84.
3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я песни – мучеников (два канона) со ирмосом на 8 (ирмосы 1-го канона по дважды)5.
Библейские песни в праздничной редакции – «Поем Господеви…».
Катавасия по 1-й, 8-й и 9-й песнях – ирмос второго трипеснца Триоди, глас 1-й; по 3-й, 4-й, 5-й, 6-й и 7-й песнях – «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни – седален мучеников, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос мучеников, глас 6-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен мучеников. «Слава» – ин светилен мучеников, «И ныне» – Богородичен Минеи.
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры мучеников, глас 5-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – мучеников, глас тот же: «Страстотерпцы Христовы…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Блажим Тя, Богородице Дево…».
Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает…» не произносится), и читается вседневное славословие. Ектения: «Исполним утреннюю молитву…», и молитва главопреклонения.
На стиховне стихиры Триоди, глас 5-й (с обычными припевами). «Слава» – мучеников, глас 2-й: «Истины чашею…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Непроходимая врата…».
«Благо есть» (единожды). Трисвятое. По «Отче наш» – тропарь мучеников, глас 1-й: «Болезньми святых…». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гавриилу вещавшу…». Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже…». Иерей – возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец…». Хор: «Аминь».
Примечание. После возгласа ектении: «Яко Милостив…» – обычный возглас: «Премудрость», хор: «Благослови», иерей: «Сый благословен…». Молитва: «Небесный Царю…» [или: «Утверди, Боже…»]6, после чего – 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 326).
Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Чтец: «Аминь», и сразу, без отпуста утрени, читается 1-й час.
На 1-м часе – кафизмы нет. Тропарь и кондак мучеников. После возгласа: «Боже, ущедри ны…» – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). (Конечное Трисвятое не произносится.) Непосредственно после поклонов иерей читает молитву: «Христе, Свете Истинный…». По традиции, поется «Взбранной Воеводе…». Отпуст великий, и многолетны.
Примечание. «Егда же поем полиелей, на часех в кампан не ударяем» (Типикон, 24 февраля, 11-я Маркова глава).
На 3-м часе – кафизма 7-я. На 6-м часе – кафизма 8-я; тропарь пророчества (Триоди), 1-й прокимен Триоди, чтение паримии Триоди, 2-й прокимен Триоди. На 9-м часе – кафизма 9-я. На всех часах – тропарь и кондак мучеников, конечный возглас иерея – «Боже, ущедри ны…», молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами).
На изобразительных блаженны «глаголем поскору без пения».
Кондаки:
В храме Господском – кондак храма. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – «Предстательство христиан…»; или же – кондак мучеников. «Слава, и ныне» – кондак храма.
В храме Богородицы – кондак мучеников. «Слава, и ныне» – кондак храма.
В храме святого – кондак храма. «Слава» – кондак мучеников, «И ныне» – «Предстательство христиан…».
Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне»; «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…»; иерей – возглас: «Боже, ущедри ны…», молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Молитва: «Всесвятая Троице…». Иерей: «Премудрость». Певцы: «Достойно есть…» (до половины). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит отпуст: «Христос, Истинный Бог наш…». Певцы – «Господи, помилуй» (трижды). Многолетны, по традиции, не поются.
Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 4 февраля.
На вечерне – кафизма 18-я.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди – 6: самогласен дня, глас 4-й: «Душевреднаго лихоимства…» (дважды), и мученичен, глас тот же: «Святых мученик приемый…» (эти стихиры Триоди см. на стиховне вечера в понедельник); и подобны Триоди, глас 6-й: «Многими прегрешении…», «Немилосердому богатому…», и глас 5-й: «Господи, об ону страну…» (эти стихиры Триоди см. на «Господи, воззвах» в понедельник вечера); и стихиры мучеников, глас 1-й и глас 2-й – 4 (см. на «Господи, воззвах»; первая стихира – дважды). «Слава» – мучеников, глас 2-й: «Пророчески убо…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Все упование мое…» (см. прил. 2-е, «В четверток утра»).
Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Прокимны и чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 4-й: «Исповедайтеся Господеви…», со стихом; прокимен 2-й паримии, глас 7-й: «Вознесися на Небеса, Боже…», со стихом). По «Да исправится молитва моя…» – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Малой ектении нет.
Сразу после поклонов – обычные возглашения, предваряющие, как на полной Литургии, пение прокимна перед Апостолом (диакон: «Вонмем», иерей: «Мир всем», чтец: «И духови твоему», диакон: «Премудрость»), и поется прокимен мучеников, глас 5-й: «Ты, Господи, сохраниши ны…» (со стихом).
Апостол, аллилуиарий и Евангелие – мучеников.
По прочтении Евангелия царские врата затворяются. Ектения сугубая: «Рцем вси…», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров.
Причастен: «Вкусите и видите…», и мучеников: «Радуйтеся, праведнии…».
На отпусте иерей поминает в качестве дневных святых сначала 40 мучеников, в Севастийском езере мучившихся7, потом святого следующего дня – мч. Кодрата.
Примечание. Канон рядового святого (10 марта, мч. Кодрата и дружины его) поется на утрене, а вечерние стихиры с «Господи, воззвах» поются на хвалитех. См.: Типикон, 24 февраля, 11-я Маркова глава, 4-е «зри».
Примечание. «По отпусте же входим в трапезу, и ядим два варения с елеем, и пием вино. В среду же и пяток, ядим два варения без елея, и пием вино» (Типикон, 24 февраля, 11-я Маркова глава).
Сноски:
1 Традиция, согласно которой вместо молитвы «Небесный Царю…» поется: «Утверди, Боже…», является допустимой.
2 «Аще случится отдание Благовещения Пресвятыя Богородицы в субботу Лазареву, или Неделю ваий, или во един от дней Страстныя седмицы, или Светлыя, тогда отдания Благовещения несть. И поются стихиры и канон попразднства, и Архангела, на повечерии в мимошедших днех шестыя недели» (Типикон, 26 марта, «Указ о отдании Благовещения Пресвятыя Богородицы»). Данное предписание Типикона распространяется и на предпразднство, если оно случится в означенное время (ср. 24 марта, последнее «зри»).
3 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 551.
4 В каждой песни второго трипеснца после Богородична приводится еще дополнительный (5-й) тропарь, который не входит в счет.
5 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 551.
6 Традиция, согласно которой вместо молитвы «Небесный Царю…» поется: «Утверди, Боже…», является допустимой.
7 По мнению проф. Н. Д. Успенского, «не следует призывать поименно святых,… память которых Церковь совершает не по отдельности с прославлением личных подвигов каждого, а как сонма святых. В этом случае следует называть их словами Типикона, например, «святых четыредесяте мучеников, в Севастийском езере мучившихся»… чтобы не низвести священный момент благословения церковного на степень перечня имен» (Успенский Н. Д. Богослужебные отпусты // Он же. Православная литургия: историко-литургические исследования. Праздники, тексты, устав. М.: Издательский Совет РПЦ, 2007. С. 336–337).