Четверг 5-й седмицы.
БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.
Преставле́ние свт. Тихона, патриарха Московского и всея России1(службу зри 26 сентября).
Примечание. Пение Великого канона прп. Андрея Критского переносится на утреню вторника 5-й седмицы Великого поста. «Тогда́ прелага́ется пра́здника ра́ди Вели́кий кано́н господи́на Андре́я, и пое́м его́ во вто́рник тоя́же неде́ли, с трипе́снцем вто́рничным, а трипе́снец апо́стольский пое́м с пра́здником Благове́щения, и последи́катава́сия Трио́ди» (см. Типикон, 26 марта, 7-я Маркова глава).
Всенощное бдение на праздник Благовещения состоит из великого повечерия с литией, утрени и 1-го часа. По Уставу, богослужение должно начинаться «при часе́ же 1-м но́щи», т. е. по нашему счислению – около 7 часов вечера (см. Типикон, 25 марта). Перед его началом бывает благовест и трезвон во вся.
Отверзаются завеса и царские врата. Иерей с диаконом, облачившись, творят начало, как во все праздники со бдением, то есть сначала совершают каждение престола и всего алтаря. Диакон со свечой исходит на солею и возглашает: «Благослови, владыко». Иерей пред престолом: «Благословен Бог наш…» (при этом творит кадилом крест). Хор: «Аминь». Чтец: «Слава Тебе, Боже наш…», «Царю Небесный» и прочее, и читает великое повечерие. Иерей исходит из алтаря в предшествии диакона со свечой и совершает полное каждение всего храма, как в начале всенощного бдения. По окончании каждения царские врата затворяются. Завеса остается открытой.
На пение «С нами Бог…», пение тропаря и кондака по 1-м и 2-м Трисвятом, по традиции, отверзаются царские врата.
По 1-м Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й.
По 2-м Трисвятом – кондак праздника, глас 8-й.
По «Слава в вышних Богу…» – выход на литию.
На литии стихиры праздника, глас 1-й. «Слава2, и ныне» – праздника, глас 2-й: «Благовеству́ет Гаврии́л…». Молитвы литии.
На стиховне стихиры праздника, глас 4-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Днесь ра́дость…».
«Ныне отпущаеши…». Трисвятое. По «Отче наш…» (на благословении хлебов) – тропарь праздника, глас 4-й (трижды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.
Кафизмы 6-я, 7-я и 8-я.
По 1-м стихословии – малой ектении нет. Седальны Триоди, глас 8-й (см. по 3-й песни канона на утрене четверга 5-й седмицы).
Примечание. Возможны следующие варианты исполнения седальнов по 1-м стихословии:
1) седален Триоди, глас 8-й: «Свети́ла богозра́чная…»; «Слава, и ныне» – ин седален Триоди, глас тот же: «Апо́стольская двоенадеся́тице…»;
2) седален Триоди, глас 8-й: «Свети́ла богозра́чная…»; «Слава» – ин седален Триоди, глас тот же: «Апо́стольская двоенадеся́тице…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Непостижи́маго Бо́га…».
По 2-м стихословии – малая ектения. Седален праздника, глас 1-й: «Вели́кий воево́да…». «Слава, и ныне» – тот же седален.
По 3-м стихословии – малая ектения. Седален праздника, глас 3-й: «Днесь вся тварь ра́дуется…». «Слава, и ныне» – тот же седален.
Полиелей. Величание праздника: «Арха́нгельский глас вопие́м Ти, Чи́стая: Ра́дуйся, Благода́тная, Госпо́дь с Тобо́ю», и избра́нный псалом. Седален праздника по полиелее, глас 4-й. «Слава, и ныне» – ин седален праздника, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен праздника, глас 4-й: «Благовести́те день от дне / спасе́ние Бо́га на́шего»; стих: «Воспо́йте Го́сподеви песнь но́ву, воспо́йте Го́сподеви, вся земля́». Евангелие праздника – Лк., зач. 4. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Богородицы…», «И ныне» – тот же стих. Стихира праздника, глас 2-й: «Благовеству́ет Гаврии́л…».
Каноны:
1-я, 3-я, 5-я, 6-я и 7-я песни – канон праздника со ирмосом на 14 (ирмосы по дважды). Катавасия – праздника (ирмосы праздничного канона).
4-я, 8-я и 9-я песни – канон праздника со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и трипеснцы Триоди на 8. Катавасия – ирмосы 2-го трипеснца.
Библейские песни в праздничной редакции – «Поем Господеви».
Примечание. О пении канона Благовещения см. примечание свт. Афанасия (Сахарова) в Минее-Март, ч. 2, с. 215–216. В тех храмах, где предписание о соединении канона с пением библейских пророческих песней остается трудноисполнимым, допустимо стихи из песней Священного Писания заменять особыми припевами, сообразуясь с содержанием канонов. Припев к тропарям канона праздника Благовещения – «Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас»; к тропарям трипеснцев – припев: «Святи́и апо́столи, моли́те Бо́га о нас»3; к Богородичну 1-го трипеснца – припев: «Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас»; к предпоследнему тропарю в песни – «Слава» (в 8-й песни – «Благослови́м Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, Го́спода»), к последнему – «И ныне».
По 3-й песни – седален праздника, глас 8-й. «Слава, и ныне» — ин седален праздника, глас тот же.
По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 8-й4.
На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припев праздника: «Благовеству́й, земле́, ра́дость ве́лию, хвали́те, Небеса́, Бо́жию сла́ву»5. К тропарям трипеснцев припев: «Святи́и апо́столи, моли́те Бо́га о нас»6; к Богородичнам трипеснцев – припев праздника: «Благовеству́й, земле́, ра́дость ве́лию…». В конце 9-й песни: ирмос 2-го трипеснца Триоди; припев праздника: «Благовеству́й, земле́, ра́дость ве́лию…» и ирмос канона праздника: «Яко одушевле́нному Бо́жию киво́ту…».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника (дважды). «Слава, и ныне» – ин светилен праздника.
«Всякое дыхание…»7 и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры праздника, глас 1-й – 4. «Слава, и ныне» – праздника, глас 2-й: «Еже от ве́ка таи́нство…».
Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает…» не произносится), и читается вседневное славословие. Ектения: «Исполним утреннюю молитву…», и молитва главопреклонения.
На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с обычными будничными припевами; см. Часослов). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Да веселя́тся Небеса́…».
«Благо есть…» (единожды). Трисвятое. По «Отче наш» – тропарь праздника, глас 4-й (единожды). Ектения: «Помилуй нас, Боже…». Иерей – возглас: «Яко Милостив и Человеколюбец…». Хор: «Аминь».
Примечание. После возгласа ектении: «Яко Милостив…» – обычный возглас: «Премудрость», хор: «Благослови», иерей: «Сый благослове́н…». Молитва: «Небесный Царю́…» [или: «Утверди́, Боже…»]8, после чего – 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 326).
Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Чтец: «Аминь», и сразу, без отпуста утрени, читается 1-й час.
Примечание. «Ектения́ и 3 вели́кия покло́ны, без отпу́ста у́трени, и дае́тся святы́й еле́й бра́тии, пое́тся же и стихи́ра самогла́сна. И час 1-й с кафи́змою» (Типикон, 25 марта).
На 1-м часе – кафизма 9-я. Тропарь и кондак праздника. Стихи часа: «Стопы́ моя́ напра́ви…» и «Да испо́лнятся уста́ моя́…» – читаются9. После возгласа: «Боже, уще́дри ны…» – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). (Конечное Трисвятое не произносится.) Непосредственно после поклонов иерей читает молитву: «Христе, Свете Истинный…». По традиции, поется «Взбранной Воево́де…». Отпуст великий, и многолетны.
Примечание. «В 3-й же час дне исхо́дим со кресты́ с лити́ею вне монастыря́, и возвра́щшеся вхо́дим в трапе́зу, и пое́м час 3-й и 6-й с кафи́змами, без покло́нов… На часе́х же в кампа́н не ударя́ем» (Типикон, 25 марта).
На 3-м часе10 – кафизма 10-я. На 6-м часе – кафизма 11-я; тропарь пророчества (Триоди), 1-й прокимен Триоди, чтение паримии Триоди, 2-й прокимен Триоди. На 9-м часе – кафизма 12-я. На всех часах – тропарь и кондак праздника, конечный возглас иерея – «Боже, уще́дри ны…», молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами)11.
На изобразительных «Во Царствии Твоем…» и прочее читается «скоро» (без пения и без поклонов). Конечные молитвословия изобразительных следующие12: «Осла́би, оста́ви…»; по «Отче наш» – кондак праздника, глас 8-й; «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне»; «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…», возглас: «Боже, уще́дри ны…», молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами), молитва: «Всесвятая Троице…». Иерей: «Премудрость». Певцы: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит отпуст: «Христос, Истинный Бог наш…». Певцы – «Господи, помилуй» (трижды). Многолетны, по традиции, не поются.
Вечерня (в соединении с Литургией свт. Иоанна Златоуста) совершается «без кафи́змы, и без покло́нов». Иерей в алтаре, стоя пред престолом, возглашает: «Благословено Царство…», при этом он обыкновенно творит Евангелием крест над престолом. Певцы: «Аминь». Чтец: «Прииди́те, поклони́мся» (трижды)13 и предначинательный псалом. (Священник читает светильничные молитвы.) Великая ектения. Кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры на 11: Триоди – 5: самогласен, глас 8-й: «Самовла́стно совлеко́хся…» (дважды)14, и подобны, глас 1-й: «Пригвожде́н, Го́споди…», «Поще́ния све́тлостию…», глас 6-й: «Животворя́щему покланя́ющеся…»; праздника15, глас 4-й — 3, и Архангела, глас 1-й — 3 (к 11-й стихире припев: «Творя́й А́нгелы Своя́ ду́хи / и слуги́ Своя́ пла́мень о́гненный»). «Слава, и ныне» — праздника, глас 6-й: «По́слан бысть…».
Во время пения стихир на «Господи, воззвах» заканчивается проскомидия. На проскомидии заготовляется Агнец для пятницы.
Вход с Евангелием16. «Свете Тихий». Прокимен Триоди, глас 7-й: «Возноси́те Го́спода Бо́га на́шего…» (со стихом), и 1-я паримия Триоди; 2-й прокимен Триоди, глас 6-й: «Воскли́кните Го́сподеви…» (со стихом), и 2-я паримия Триоди. Затем – чтение двух паримий праздника (1-я – Исхода чтение: «Вни́де Моисе́й…»; 2-я – Притчей чтение: «Госпо́дь созда́ мя…»; с обычными возглашениями: «Премудрость» и «Вонмем»)17. Малая ектения, возглас: «Яко Свят еси, Боже наш…»18. Поется Трисвятое, и далее Литургия свт. Иоанна Златоуста.
Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен — праздника.
Задостойник праздника – припев: «Благовеству́й, земле́…», и ирмос: «Яко одушевле́нному…».
Примечание. «На трапе́зе утеше́ние бра́тии ве́лие: яди́м ры́бы, и пие́м вино́, в ки́йлюбо день случи́тся, еди́ножды днем, кроме́ суббо́ты и Неде́ли» (Типикон, 26 марта; ср.: Типикон, гл. 33).
Сноски:
1 Титул святителя Тихона указан в соответствии с определением Поместного Собора 1917–1918 годов.
2 Стихира праздника, глас 8-й: «Да веселя́тся Небеса́…», на литии всенощного бдения не поется (см.: Типикон, 25 марта).
3 Ср.: Типикон, гл. 49-я, «В четверто́к пя́тыя неде́ли святы́х посто́в»; Богослужебные указания на 1949 год для священно-церковнослужителей. М., 1948. С. 62. Возможен также припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» (ср.: Типикон, 25 марта; Богослужебные указания на 1949 год для священно-церковнослужителей. М., 1948. С. 61–62).
4 Блаженны Великого канона из Триоди не поются.
5 По традиции, 1-й припев запевает священник или диакон.
6 Ср.: Типикон, гл. 49-я, «В четверто́к пя́тыя неде́ли святы́х посто́в»; Богослужебные указания на 1949 год для священно-церковнослужителей. М., 1948. С. 62. Возможен также припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» (ср.: Типикон, 25 марта; Богослужебные указания на 1949 год для священно-церковнослужителей. М., 1948. С. 61–62).
7 Пение «Всякое дыхание…» перед хвалитными псалмами при чтении на утрени вседневного славословия является особенностью богослужения праздника Благовещения.
8 Традиция, согласно которой вместо молитвы «Небесный Царю…» поется: «Утверди, Боже…», является допустимой.
9 См.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 338–339.
10 Перед началом часов священнослужители, по традиции, совершают входные молитвы, облачаются и начинают проскомидию.
11 По Уставу, часы совершаются «без покло́нов». Отмена поклонов не распространяется на три поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина, поскольку совершение этих поклонов в праздник указано на 1-м часе и на изобразительных. «На коне́ц коего́ждо часа́ по три покло́ны вели́кия» предписывает Типикон и при совпадении Благовещения с понедельником и вторником Страстной седмицы, богослужение которых совершается по образцу великопостных служб (см. 26 марта, 12-я и 13-я Маркова глава). По мысли Устава, отмена поклонов на постовом богослужении не касается поклонов с молитвой прп. Ефрема Сирина. Например, в день Благовещения вечером «повече́рие пое́м ма́лое в притво́ре поско́ру, без покло́нов и кано́на, то́чию на «Сла́ва в вы́шних…» 3 покло́ны, и по Трисвято́м 3 покло́ны, и по «Честне́йшую…» 3 вели́кия покло́ны с моли́твою: «Господи и Владыко…» и про́чия 12-ть, и на после́днем Трисвято́м 3 покло́ны, и отпу́ст» (26 марта, 3-е «зри»). Похожее указание имеется о полунощнице в 1-й день св. Четыредесятницы: «пое́м полу́нощницу без покло́нов; то́чию по «Честне́йшую Херуви́м…» 3 покло́ны вели́кия, с моли́твою «Го́споди и Влады́ко живота́ моего́…». Сие́же быва́ет в 1-й день то́чию. В про́чия же дни свята́го и вели́каго поста́ пое́м полу́нощницу всю с покло́ны» (Типикон, гл. 49).
12 О чтении Символа веры на изобразительных Типикон умалчивает, однако старопечатные Уставы в последовании изобразительных в праздник Благовещения назначают на «И ныне» – «Верую во Единаго Бога…» (см.: Устав. М., 1610. Л. 631 об.; Устав. М., 1634. Л. 64; Устав. М., 1641. Л. 550 об.; ср. также: Розанов В.Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 601).
13 Если вечерня с Литургией свт. Иоанна Златоуста совершается в отдельном от часов и изобразительных богослужебном собрании, то после начального возгласа «Благословено Царство…» должно читаться обычное начало: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный…» и проч. (ср. с богослужением Великого Четвертка). Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 509–510.
14 Мученичен Триоди, глас 8-й: «Му́ченицы Госпо́дни…», опускается.
15 См.: Минея-Март. Ч. 2. М., 2002. С. 189.
16 Если служат два диакона, то младший идет первым с кадилом, затем старший диакон с Евангелием.
17 См.: Минея-Март. Ч. 2. М., 2002. С. 176.
18 Возглас «Яко Свят еси, Боже наш…» произносится на Литургии и тогда, когда она совершается с вечерней. По мнению прот. К. Никольского (см. его «Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви», с. 388), в этом случае следует возглашать «Господи, спаси благочестивыя…». Порядок произношения «Господи, спаси благочестивыя…» такой же, как на Литургии, совершаемой без соединения с вечерней. Священник, когда нет служащего диакона, должен произносить сам возглашение «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны» в следующей редакции. Иерей – возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков». Лик: «Аминь». Иерей: «Господи, спаси благочестивыя». Лик поет то же. Иерей: «И услыши ны». Лик поет то же, и далее поет «Святый Боже…». (См.: Определения Священного Синода (о порядке возглашения «Господи, спаси благочестивыя…»), заседание 17 июля 1997 г. // Журнал Московской Патриархии. М., 1997. № 8. С. 15–16.)