Пятница 5-й седмицы. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила.
Литургия Преждеосвященных Даров.
На малом повечерии в четверг вечером каноны не поются.
Примечание. «Повече́рие пое́м ма́лое в притво́ре поско́ру, без покло́нов и кано́на, то́чию на «Сла́ва в вы́шних…» 3 покло́ны, и по Трисвято́м 3 покло́ны, и по «Честне́йшую…» 3 вели́кия покло́ны с моли́твою: «Господи и Владыко…» и про́чия 12-ть, и на после́днем Трисвято́м 3 покло́ны, и отпу́ст» (26 марта, 3-е «зри»).
Поскольку Устав не приводит указаний, касающихся тропарей и кондаков малого повечерия в день Благовещения вечером, возможны следующие варианты:
1) По Трисвятом – кондак Архангела, глас 8-й (см. 26 марта, по 6-й песни канона на утрене). Ср.: Типикон, 7 января.
2) По Трисвятом – кондак Архангела, глас 8-й (см. 26 марта, по 6-й песни канона на утрене). «Слава, и ныне» – кондак праздника, глас тот же1.
Молитва прп. Ефрема Сирина с 16 поклонами (окончание малого повечерия см. 21 февраля).
Полунощница вседневная – по великопостному чину.
Утреня – по великопостному чину (подробное изложение общего порядка богослужения см. 22 февраля; особенности его см. 26 февраля).
Вместо «Бог Господь» – «Аллилуия» во глас Октоиха (в данном случае – глас 4-й) и Троичны гласа.
Кафизмы 13-я, 14-я и 15-я. Малых ектений нет.
По 1-м стихословии – седальны Октоиха (из приложения Триоди).
По 2-м и 3-м стихословии – седальны Триоди (на ряду).
Псалом 50-й. Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…», «Господи, помилуй» (12), «Милостию и щедротами…».
Каноны:
1-я, 3-я, 4-я, 6-я и 7-я песни – канон праздника (см. 26 марта), глас 6-й, со ирмосом на 6 (по указаниям Минеи – на 4) и канон Архангела, глас 4-й, на 6.
5-я, 8-я и 9-я песни – каноны Минеи (праздника и Архангела) на 6 (со ирмосом канона праздника) и трипеснцы Триоди на 8.
Библейские песни – великопостные.
Примечание. Библейские песни поются в великопостной редакции, поскольку в отдание Благовещения Устав назначает службу с Аллилуиа и поклонами. По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 265), в предпразднства и попразднства двунадесятых праздников (в том числе и в период пения Триоди Постной) Песни Священного Писания должны стихословиться в праздничной редакции Поем Господеви.
Катавасия: по 3-й и 6-й песни – ирмос канона Архангела; по 5-й, 8-й и 9-й песни – ирмос 2-го трипеснца Триоди.
По 3-й песни – седален Архангела, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тот же седален.
По 6-й песни – кондак Архангела, глас 8-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую»2.
По 9-й песни может петься «Достойно есть»3. Светилен Троичен гласа (в данном случае – 4-го).
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры Архангела, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 2-й: «Благовеству́ет Гаврии́л…».
Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает…» не произносится), и читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «О, пресла́внаго чудесе́!..».
Окончание утрени – по великопостному чину.
Часы и изобразительны совершаются по великопостному чину (подробное изложение общего порядка богослужения см. 22 февраля; особенности его см. 26 февраля).
Примечание. Устав умалчивает об особенностях часов и изобразительных в отдание Благовещения в седмичный день св. Четыредесятницы, говоря только, что «про́чее все пое́м с покло́ны»4.
На 1-м часе – кафизмы нет. На 3-м часе – кафизма 19-я. На 6-м часе – кафизма 20-я; тропарь пророчества (из Триоди), 1-й прокимен Триоди, чтение паримии Триоди, 2-й прокимен Триоди. На 9-м часе – кафизмы нет.
Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении сЛитургией Преждеосвященных Даров см. 24 февраля.
На вечерне – кафизма 18-я.
На «Господи, воззвах» стихиры Триоди на 10: самогласен, глас 6-й: «Яко от Иерусали́ма…» (дважды), мученичен, глас тот же: «Му́ченицы Твои́, Го́споди…» (единожды), и Богородицы (Похвалы́), глас тот же – 7 (первая стихира – трижды, вторая и третья – дважды). «Слава, и ныне» – Богородицы (Похвалы́), глас 2-й: «Е́же от ве́ка та́инство…» (догматик гласа не поется).
Вход с кадилом. Чтение паримий Триоди (по обычаю). «Да исправится молитва моя…», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров (по обычаю).
Примечание. В храме Похвалы́ Богородицы после паримий Триоди – три паримии Богородицы, помещенные на праздник Успения (см.: Типикон, гл. 49, «В пяток 5-я седмицы вечера»).
Примечание. «На трапе́зе же разреше́ние вина́ и еле́я». (Типикон, 26 марта). «На трапе́зе пие́м вино́, труда́ ра́ди бде́ннаго, хотя́щаго бы́ти» (см.: Типикон, гл. 49, «В пяток 5-я седмицы вечера»).
Сноски:
1 Кондак праздника отсутствует на утрене в отдание Благовещения, случившееся в седмичный день св. Четыредесятницы, однако, по мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 231), на повечерии в день отдания кондак праздника глаголется.
2 Ср.: Типикон, 26 марта, «Указ о отда́нии Благове́щения Пресвяты́я Богоро́дицы», «А́ще отда́ние Благове́щения случи́тся в сре́ду 4-я неде́ли посто́в…».
3 Пение «Достойно есть» по 9-й песни канона возможно, поскольку в отдание Благовещения назначается аллилуйное великопостное богослужение с сохранением в составе утрени песнопений Октоиха (при этом катавасия по каждой песни канона отсутствует).
4 Поскольку кондак праздника Благовещения отсутствовал на утрене 26 марта, на часах и изобразительных он также не глаголется.