Суббота 3-й седмицы. Поминовение усопших. Прп. Гера́сима, иже на Иорда́не. Блгв. вел. кн. Дании́ла Московского.
Прп. Гера́сима Волого́дского. Перенесение мощей блгв. кн. Вячесла́ва Че́шского (службу зри 28 сентября).
Совершается заупокойная служба Триоди в соединении со службой Октоиха и рядовой службой Минеи (прп. Гера́сима, иже на Иорда́не) – по образцу субботы 2-й седмицы Великого поста (см. 26 февраля) (А).
В этот день может совершаться полиелейная служба1 блгв. вел. кн. Дании́ла Московского (при этом заупокойная служба Триоди в данную субботу отменяется). При совершении богослужения следует руководствоваться 13-й Марковой главой Типикона под 24 февраля: «А́ще случи́тся Обре́тение честны́я главы́ Предте́чевы в суббо́ту 2-ю, или́ 3-ю посто́в» (Б).
А. На великом повечерии в пятницу вечером поется служба мч. Ко́нона Исаврийского (с 5 марта), а также заупокойный канон Октоиха, глас 6-й (с утрени субботы, без ирмосов). Канон Богородицы не поется, так как заменяется заупокойным. Окончание великого повечерия см. 26 февраля.
Полунощница обычная – субботняя.
На утрене по 16-й кафизме седальны Октоиха, глас 6-й: «Страда́льческий по́двиг…», «Страда́льческое стоя́ние…»; стих: «Ди́вен Бог во святы́х Свои́х…» – «Го́споди, святы́х Твои́х па́мять…»; стих: «Мно́ги ско́рби пра́ведным…» – «Вои́стинну суета́ вся́ческая…». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный текущего гласа: «Иже Благослове́нную нареки́й…» (см. по 1-м стихословии).
Литургия свт. Иоанна Златоуста.
Блаженны гласа – 6.
По входе – тропари, глас 2-й: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…», «Помяни́, Го́споди, яко Благ…». «Слава» – кондак, глас 8-й: «Со святы́ми упоко́й…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе́ и сте́ну, и приста́нище…».
Прокимен – дня (субботы), глас 8-й: «Весели́теся о Го́споде…», стих: «Блаже́ни, и́хже оста́вишася беззако́ния…»; и заупокойный, глас 6-й: «Ду́ши их во благи́х водворя́тся».
Апостол и Евангелие – субботы 3-й седмицы и заупокойные.
Аллилуиарий2 – дня (субботы): «Воззва́ша пра́веднии…», стих: «Мно́ги ско́рби пра́ведным…»; и заупокойный: «Блаже́ни, яже избра́л…».
Причастен – дня (субботы): «Ра́дуйтеся, пра́веднии…», и заупокойный: «Блаже́ни, яже избра́л…».
Б. Повечерие великое (без поклонов):
По 1-м Трисвятом – тропарь благоверного князя. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря.
По 2-м Трисвятом – тропари Часослова (обычные), глас 6-й: «Помилуй нас, Господи…».
По «Слава в вышних…» – поется служба прп. Гера́сима, иже на Иорда́не (с 4 марта), служба мч. Ко́нона Исаврийского (с 5 марта) и заупокойный канон Октоиха, глас 6-й (с утрени субботы, без ирмосов)3. Начиная с 6-й песни канон Октоиха опускается4, и поется канон прп. Гера́сима, иже на Иорда́не (с 4 марта), канон мч. Ко́нона Исаврийского (с 5 марта) и четверопеснцы субботы 3-й седмицы Великого поста (см. на утрене в Триоди). Канон Богородицы (Октоиха) на повечерии не поется, так как заменяется заупокойным.
После канонов – «Достойно есть».
По 3-м Трисвятом – кондак благоверного князя (вместо «Господи Сил…»). Господи, помилуй» (40), «Иже на всякое время…», «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Возглас: «Молитвами святых отец наших…». Чтец: «Аминь». Молитва: «Нескве́рная, Небла́зная…», «И даждь нам, Владыко…», «Преславная Приснодево…», «Упование мое Отец…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». «Слава, и ныне». «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови». Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш…». Обычное прощение. Ектения: «Помо́лимся…».
Полунощница обычная – субботняя.
На утрене на «Бог Господь» – тропарь благоверного князя (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря5.
Кафизмы 16-я и 17-я6.
По 16-й кафизме и малой ектении – седален благоверного князя, глас 5-й: «Благи́й яре́м…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Тебе́, Небе́сную Цари́цу…».
По 17-й кафизме и малой ектении – седален благоверного князя, глас 4-й: «По о́бразу Бо́жию…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Удиви́шася вся…».
Полиелей. Величание благоверного князя, и избра́нный псалом (общий преподобным): «Терпя́, потерпе́х Го́спода…». Седален благоверного князя по полиелее, глас 8-й: «Благоче́стно и свя́то…». «Слава» – тот же седален или7 ин седален благоверного князя по полиелее, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Ра́дуйся, Богоро́дице Де́во…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен благоверного князя, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие – благоверного князя (Мф., 43 зач.). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святаго благовернаго князя Даниила…». Стихира благоверного князя, глас 6-й.
Каноны8:
В храме Господском и Богородицы – храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и благоверного князя на 8.
В храме святого – Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), и благоверного князя на 8.
Примечание. Применительно к уставу субботнего богослужения (ср.: Типикон, гл. 11-я, «зри») канон Богородицы в храме святого заимствуется из Октоиха с воскресной утрени отдаваемого гласа (в данном случае – 6-го)9. (Ср.: Богослужебные указания на 1958 год. С. 83.)
Библейские песни в праздничной редакции: «Поем Господеви…».
Катавасия: «Отверзу уста моя…».
По 3-й песни — седален благоверного князя. «Слава» – тот же седален или10 ин седален благоверного князя, глас тот же, «И ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни — кондак и икос благоверного князя.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен благоверного князя. «Слава» – тот же светилен или11 ин светилен благоверного князя, «И ныне» — Богородичен Минеи.
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры благоверного князя – 4. «Слава» — благоверного князя, «И ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же (на ряду).
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь благоверного князя. «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный по гласу тропаря12.
На часах – тропарь и кондак благоверного князя.
Литургия свт. Иоанна Златоуста.
Блаженны благоверного князя, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я — 4.
Примечание. Если в службе Минеи два канона благоверного князя, то блаженны благоверного князя, 1-го канона песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и 2-го канона песнь 6-я — 4.
По входе – тропари и кондаки:
В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь благоверного князя. «Слава» — кондак благоверного князя, «И ныне» — кондак храма.
В храме святого — тропарь храма, тропарь благоверного князя; кондак храма. «Слава» — кондак благоверного князя, «И ныне» — «Предстательство христиан…».
Прокимен, аллилуиарий и причастен — благоверного князя13.
Примечание. На основании указаний 13-й Марковой главы Типикона под 24 февраля: «На Литурги́и, слу́жба дне, и Предте́чи», может петься прокимен, аллилуиарий и причастен дня (субботы, но не заупокойные) и благоверного князя (ср.: Богослужебные указания на 1958 год. С. 83).
Апостол и Евангелие — субботы 2-й седмицы (но не заупокойные) и благоверного князя.
Сноски:
1 См. предыдущую сноску.
2 Триодь Постная в субботу 3-й седмицы Великого поста указывает: «Аллилуиа, глас 6-й».
3 О последовательности канонов на повечерии в пяток вечера см. в субботу мясопустную, 5 февраля (примечание на повечерии).
4 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 639–640.
5 Ср.: Типикон, 9-я Маркова глава под 24 февраля; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 564.
6 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей.
7 В зависимости от службы Минеи.
8 В первой службе благоверного князя в Минее – два канона святого.
9 Впрочем, В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», ч. 1, отд. 3, гл. 28) допускает при полиелее святого в субботу пение Богородичного канона из службы святого или общего канона Богородицы, глас 8-й: «Воду прошед…» (из Часослова) или «Колесницегонителя фараона…» (из приложения Октоиха).
10 В зависимости от службы Минеи.
11 См. предыдущую сноску.
12 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 565.
13 Там же. С. 566.