Понедельник 4-й седмицы, Крестопоклонной. Мчч. 42-х во Амморе́е.
Иконы Божией Матери, именуемой «Благода́тное Небо».
Вечерня. Подробное изложение порядка богослужения в Неделю вечера см. 13 февраля. Кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: 4 стихиры покаянные Октоиха, глас 7-й (две – из стихир на стиховне вечера, две другие – из стиховных стихир утрени), Триоди, глас 8-й и глас 3-й – 3, и стихиры мчч. 42-х во Амморе́е, глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «И́же благоче́стно…».
Примечание. Славник Минеи, глас 2-й: «Це́рковь днесь…», поется на «Господи, воззвах» в случае совпадения памяти мчч. 42-х во Амморе́е с субботой или Неделей (см. Типикон, 6 марта). Учитывая совершение данной вечерни в Неделю вечера, можно считать допустимым пение стихир на «Господи, воззвах» следующим образом: стихиры на 10: 4 стихиры покаянные Октоиха, глас 7-й (две – из стихир на стиховне вечера, две другие – из стиховных стихир утрени), Триоди, глас 8-й и глас 3-й – 3, и стихиры мчч. 42-х во Амморе́е, глас 4-й – 3. «Слава» – мчч. 42-х во Амморе́е, глас 2-й: «Це́рковь днесь…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Ра́дуйся, Мари́е Богоро́дице…».
Вход с кадилом. «Свете Тихий». Поется великий прокимен, глас 8-й: «Дал еси достоя́ние…», со стихами (по обычаю).
На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Небе́сная пою́т Тя…».
Примечание. Славник Минеи, глас 6-й: «Полк Боговенча́нен…», поется на стиховне вечерни в случае совпадения памяти мчч. 42-х во Амморе́е с субботой или Неделей (см. Типикон, 6 марта). Учитывая совершение данной вечерни в Неделю вечера, можно считать допустимым пение стихир на стиховне следующим образом: стихиры Триоди, глас 8-й (с обычными припевами). «Слава» – мчч. 42-х во Амморе́е, глас 6-й: «Полк Боговенча́нен…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Арха́нгельски воспои́м…».
Молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя великими поклонами (без малых). Окончание вечерни великопостное (см. 13 февраля).
На малом повечерии в Неделю вечером поется служба мчч. Феоду́ла и Агафопо́да, и иже с ними (с 5 апреля).
Примечание. Канон Богородицы не поется, так как накануне совершалось всенощное бдение.
Полунощница, утреня, часы с изобразительными и вечерней. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 14 февраля.
На утрене – кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. На 1-м часе – кафизмы нет; на 3-м часе – кафизма 7-я; на 6-м часе – кафизма 8-я; на 9-м часе – кафизма 9-я. На вечерне – кафизма 18-я.
Примечание. В понедельник и среду Крестопоклонной седмицы на 1-м часе после Богородична: «Что Тя нарече́м…» вместо «Стопы́ моя напра́ви…» совершается поклонение Честно́му Кресту. В пятницу подобный чин совершается в конце изобразительных.
Если аналой с Крестом находится на середине храма, то поклонение совершается следующим образом: из алтаря (обычно через царские врата1) исходит священник и кадит с четырех сторон лежащий на аналое Крест. Далее, по образцу Крестопоклонной Недели, поется: «Кресту Твоему покланя́емся, Владыко…», стихиры на поклонение Кресту, глас 2-й и глас 8-й: «Прииди́те, ве́рнии…» и др., и совершается целование Креста.
В тех храмах, где Честной Крест после поклонения в Неделю пребывал «о десную страну царских дверей», «Настольная книга священнослужителя» (т. 4, с. 541) указывает следующий порядок действий: «Во время Богородична «Что Тя наречем» на середине храма ставят аналой для Креста. Иерей исходит из алтаря царскими вратами с кадилом и диакон со свечой ко Кресту и кадит святой Крест спереди, потом, отдав кадило диакону, подъемлет Крест на главу, несет его на середину и полагает на уготованный аналой. Иерей, положивши Крест на аналой, совершает каждение окрест его. Посем вместо «Стопы моя» иерей с диаконом поют «Кресту Твоему покланяемся, Владыко», и далее совершается все по тому же чину, как было и в Неделю на утрени. По окончании стихир и по целовании Креста всеми молящимися иерей таким же образом относит святой Крест на прежнее место».
В понедельник, среду и пятницу Крестопоклонной седмицы на часах и на изобразительных по Трисвятом – кондак Триоди (Креста), глас 7-й: «Не ктому́ пла́менное ору́жие…».
Сноски:
1 Иерей на выход царскими вратами и поклонение Кресту, по традиции, облачается в фелонь.