Пятница 6-й седмицы, ва́ий. Предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы.

Прп. Заха́рии, постника Печерского, в Дальних пещерах. Мчч. Стефа́на и Петра Казанских.

Литургия Преждеосвященных Даров.

На великом повечерии в четверг вечером – канон Богородицы (Октоиха).

Примечание. На это повечерие с Лазаревой субботы может быть перенесен канон прп. Андрея Критского, глас 1-й: «Песнь побе́дную пои́м вси Богу…» (см. в Триоди Постной на повечерии в пяток вечера 6-й седмицы поста).

Полунощница вседневная – по великопостному чину.

Утреня – по великопостному чину (подробное изложение общего порядка богослужения см. 14 февраля; особенности его см. 18 февраля).

Вместо «Бог Господь» – «Аллилуия» во глас Октоиха (в данном случае – глас 1-й) и Троичны гласа.

Кафизмы 13-я, 14-я и 15-я. Малых ектений нет.

По 1-м стихословии – седальны Октоиха (из приложения Триоди).

По 2-м и 3-м стихословии – седальны Триоди (на ряду).

Псалом 50-й. Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…», «Господи, помилуй» (12), «Милостию и щедротами…».

Каноны:

1-я, 3-я, 4-я, 6-я и 7-я песни – канон предпразднства, глас 4-й1.

5-я, 8-я и 9-я песни – канон предпразднства, глас 4-й, со ирмосом на 6 и трипеснцы на 8.

Примечание. По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 592), каноны поются следующим образом: в 1-й, 3-й, 4-й, 6-й и 7-й песнях – канон предпразднства, глас 4-й, со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды); в 5-й, 8-й и 9-й песнях – канон предпразднства, глас 4-й, со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и трипеснцы на 8.

Библейские песни – великопостные.

Примечание. Библейские песни поются в великопостной редакции, поскольку в предпразднство Благовещения Устав назначает службу с Аллилуиа и поклонами. По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 265), в предпразднства и попразднства двунадесятых праздников (в том числе и в период пения Триоди Постной) Песни Священного Писания должны стихословиться в праздничной редакции Поем Господеви.

Катавасия – по 3-й, 5-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях (по 3-й и 6-й – ирмосы канона предпразднства, а по 5-й, 8-й и 9-й – ирмосы второго трипеснца).

По 3-й песни – седален предпразднства, глас 4-й: «Наше́ствием Ду́ха Всесвята́го…». «Слава, и ныне» – ин седален предпразднства, глас 3-й: «Днесь вся тварь…».

По 6-й песни – кондак предпразднства, глас 8-й: «Всем земны́м нача́ло…». (Мученичен Октоиха из приложения Триоди поется в составе седальнов по 1-м стихословии.)

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни может петься «Достойно есть»2. Светилен Троичен гласа (в данном случае – 1-го).

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й (с обычными припевами). «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Душеполе́зную соверши́вше Четыредеся́тницу…», «И ныне» – предпразднства, глас 4-й: «Язы́ка, его́же не ве́дяше…».

Окончание утрени – по великопостному чину.

Часы совершаются по великопостному чину (подробное изложение общего порядка богослужения см. 14 февраля).

Примечание. Устав умалчивает об особенностях часов и изобразительных в предпразднство Благовещения в седмичный день св. Четыредесятницы, говоря только, что 1-й час совершается «с покло́ны, по обы́чаю». По этой причине допустимо совершение часов в данный день в полном соответствии с великопостным чинопоследованием.

Возможен также вариант, при котором на часах по Трисвятом (вместо текстов Часослова) глаголется кондак предпразднства, глас 8-й (ср. с богослужением среды и пятка 4-й седмицы поста, а также со службой четверга 5-й седмицы).

На 1-м часе – кафизмы нет. На 3-м часе – кафизма 19-я. На 6-м часе – кафизма 20-я; тропарь пророчества (из Триоди), 1-й прокимен Триоди, чтение паримии Триоди, 2-й прокимен Триоди. На 9-м часе – кафизмы нет.

Изобразительны совершаются по великопостному чину.

Примечание. Поскольку Устав не приводит указаний, касающихся особенностей изобразительных в предпразднство Благовещения в седмичный день св. Четыредесятницы, возможно совершение изобразительных в полном соответствии с обычным великопостным чинопоследованием. В этом случае кондаки на изобразительных глаголются следующим образом3: в храме Господском и Богородицы – кондак дня, «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак предпразднства, глас 8-й; в храме святого – кондак дня, кондак храма, «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак предпразднства, глас 8-й.

Существует также мнение4, что в предпразднство Благовещения дневной кондак и кондак «Со святыми упокой…» не произносятся: в храме Господском и святого – кондак храма, «Слава, и ныне» – кондак предпразднства, глас 8-й; в храме Богородицы – кондак предпразднства, глас 8-й.

Возможен также вариант, согласно которому на изобразительных глаголется только кондак предпразднства, глас 8-й (ср. с богослужением среды и пятка 4-й седмицы поста, а также со службой четверга 5-й седмицы).

Окончание изобразительных (после кондаков) следующее: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей (перед царскими вратами): «Боже, уще́дри ны…». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина с 16 поклонами. Читается конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Молитва: «Всесвятая Троице…». Иерей на солее при закрытых царских вратах совершает отпуст следующим образом. Иерей: «Премудрость». Певцы: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит отпуст: «Христос, Истинный Бог наш…». Певцы – «Господи, помилуй» (трижды). Многолетны, по традиции, не поются.

Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 16 февраля.

Примечание. Служба праздника Благовещения совершается вместе со службой Триоди по 10-й Марковой главе Типикона под 26 марта: «О то́мже пра́зднице [Благовещения], а́ще случи́тся в суббо́ту Ла́зареву».

На вечерне во время 103-го псалма иерей читает все светильничные молитвы (начиная с первой).

Кафизмы нет5 (перенос Св. Даров с престола на жертвенник, который обычно бывает во время кафизмы, совершается с началом пения «Господи, воззвах»).

Примечание. Вечерня совершается «без кафи́змы и без покло́нов»6 (Типикон, 25 марта).

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: самогласен Триоди, глас 8-й: «Душеполе́зную соверши́вше Четыредеся́тницу, и святу́ю седми́цу…» (дважды)7, стихиры Благовещения, глас 6-й – 3 (см. в Минее 25 марта на великой вечерне: «Сове́т преве́чный…», «Явля́ешися Мне, яко челове́к…», «Бог иде́же хо́щет…»), и стихиры Триоди (прав. Лазаря), глас тот же – 5. «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Душеполе́зную соверши́вше Четыредеся́тницу, возопии́м…» (см. на «И ныне»), «И ныне» – Благовещения, глас 6-й: «По́слан бысть с Небесе́…».

Вход с кадилом. «Свете Тихий». Чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 6-й: «По́мощь на́ша…», со стихом; прокимен 2-й паримии, глас 4-й: «Наде́ющиися на Го́спода…», со стихом); и паримии Благовещения (с обычными возглашениями: «Премудрость» и «Вонмем») – 5 (1-я – Исхода чтение: «Вни́де Моисе́й…»; 2-я – Притчей чтение: «Госпо́дь созда́ мя…»8; 3-я – Бытия чтение: «Изы́де Иа́ков…»; 4-я – Пророчества Иезекиилева чтение: «Та́ко глаго́лет Госпо́дь: бу́дет от дне осма́го…»; 5-я – Притчей чтение: «Прему́дрость созда́ Себе́ дом…»). По «Да исправится молитва моя…» и молитве прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами) – ектения: «Рцем вси…», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров (по обычаю).

Примечание. «На трапе́зе же разреша́ем на вино́ и еле́й, в ки́йлибо день случи́тся, во славу Пресвяты́я Богоро́дицы» (Типикон, 25 марта). «На трапе́зе же разреше́ние вина́ и еле́я» (Типикон, 26 марта, 10-я Маркова глава).

Примечание. «Ве́домо бу́ди: Я́ко от днесь, ниже́ му́ченичен, ниже́ Богоро́дичен, ниже́ Осмогла́сник пое́тся, да́же до понеде́льника свята́го Фомы́» (Типикон, гл. 49, «В пяток ва́ий вечера», 2-е «зри»).

Сноски:

1 Современная редакция Типикона умалчивает об особенностях пения канона предпразднства Благовещения в песнях без трипеснцев. Согласно указаниям старопечатных Уставов, в этих песнях канон предпразднства пелся на 4 (без учета ирмоса). См.: Устав. М., 1610. Л. 624 об.; Устав. М., 1641. Л. 542 об.

2 Пение «Достойно есть» по 9-й песни канона возможно, поскольку в предпразднство Благовещения назначается аллилуйное великопостное богослужение с сохранением в составе утрени песнопений Октоиха (при этом катавасия по каждой песни канона отсутствует).

3 Служба предпразднства Благовещения не требует отмены кондака дня и кондака «Со святыми упокой…» на изобразительных, поскольку в своем последовании содержит дневные тексты Октоиха.

4 Ср.: Богослужебные указания на 2000 год для священно-церковнослужителей. М., 1999. С. 184–185; Богослужебные указания на 2001 год для священно-церковнослужителей. М., 2000. С. 200.

5 «В пято́к ве́чера, кафи́змы не глаго́лем» (Типикон, 26 марта, 10-я Маркова глава).

6 По мысли Устава, отмена поклонов на постовом богослужении не касается поклонов с молитвой прп. Ефрема Сирина. Например, в день Благовещения вечером «повече́рие пое́м ма́лое в притво́ре поско́ру, без покло́нов и кано́на, то́чию на «Сла́ва в вы́шних…» 3 покло́ны, и по Трисвято́м 3 покло́ны, и по «Честне́йшую…» 3 вели́кия покло́ны с моли́твою: «Господи и Владыко…» и про́чия 12-ть, и на после́днем Трисвято́м 3 покло́ны, и отпу́ст» (Типикон, 26 марта, 3-е «зри»). Похожее указание имеется о полунощнице в 1-й день св. Четыредесятницы: «пое́м полу́нощницу без покло́нов; то́чию по «Честне́йшую Херуви́м…» 3 покло́ны вели́кия, с моли́твою «Го́споди и Влады́ко живота́ моего́…». Сие́ же быва́ет в 1-й день то́чию. В про́чия же дни свята́го и вели́каго поста́ пое́м полу́нощницу всю с покло́ны» (Типикон, гл. 49).

7 Мученичен Триоди, глас 8-й: «Му́ченицы Госпо́дни…», опускается.

8 См.: Минея-Март. Ч. 2. С. 176–177. Сначала читаются паримии: «Вни́де Моисе́й…» и «Госпо́дь созда́ мя…», а затем: «Изы́де Иа́ков…», «Та́ко глаго́лет Госпо́дь: бу́дет от дне осма́го…» и «Прему́дрость созда́ Себе́ ́дом…». О порядке чтения пяти паримий праздника ср.: Минея-Март, «Потре́ба есть ве́дати, я́ко а́ще случи́тся Благове́щение в кото́рую суббо́ту поста́» (с. 176).